СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы формирования метапредметных умений на основе работы с текстом на уроках географии в 5 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье собраны приёмы работы учителя на уроках географии в 5 классе необходимые для формирования метапредметных умений при работе с текстом. Статья может быть полезна учителям географии осваивающим ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования метапредметных умений на основе работы с текстом на уроках географии в 5 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №19 им. Н. З. Поповичевой

Города Липецка









Приемы формирования метапредметных умений на основе работы с текстом на уроках географии в 5 классе (ФГОС)

(Статья)






подготовила

учитель географии

Ширинская Людмила Анатольевна













г. Липецк

2017









Приемы формирования метапредметных умений на основе работы с текстом на уроках географии в 5 классе (ФГОС)


В процессе изучения географии одновременно с географическими умениями формируется немало метапредметных умений, обеспечивающих метапредметные результаты обучения. По содержанию география наука естественнонаучная и обществоведческая, а кроме того гуманитарная, эстетическая, и экологическая. Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном уроке заданий из разных областей знаний позволяют реализовывать и межпредметные связи иными словами наметился пе­реход от существующей практики дробления знаний на предметы к цело­стному образному восприятию мира, к метадеятельности. Поэтому возможности использования межпредметных связей формирования метапредметных УУД очень велики.

Учебник – комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено в разной форме. Но все-таки основа любого учебника – это текст. Поэтому, организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя, и учителя географии в том числе, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте. Большой потенциал на уроках географии даёт работа с учебно-научными текстами по предмету, пересказ, последующая работа с полученной информацией. Обучение этим умениям, приближающим учащегося к постижению истинного смысла текста, умению использовать его информацию для решения своих задач в учебной и внеучебной деятельности, — важная задача, решение которой возможно не только на уроках русского языка, но и на уроках, географии, обществознания. По словам А. А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельно­сти - это способы деятельности, применимые как в рамках образователь­ного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуа­циях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

При работе с учебником необходимо исходить из того, какой уровень учебных целей поставлен: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Работа с учебником должна усложняться от класса к классу. Например, пятиклассникам, приступающим к изучению географии, знакомы такие приемы, как простое воспроизведение текста, деление текста на части, составление простого плана, ответы на вопросы по тексту, выделение в нем существенного (главной мысли), установление причинно-следственных связей. Поэтому работу с текстом учебника целесообразно начинать с проверки приемов, которыми учащиеся уже владеют.

Воспроизведение:

чтение и пересказ текста учебника;

выборочное чтение;

выделение главной мысли текста;

цитирование;

конспектирование;

составление тезисов к тексту;

комментированное чтение.

Логико-структурный анализ:

деление текста на смысловые блоки;

составление плана (простого и сложного) к тексту;

изложение текста по плану; нахождение в тексте ключевых слов и терминов;

составление по тексту классифицирующих и систематизирующих таблиц;

аннотирование и рецензирование текста;

составление логико-структурных схем;

самостоятельное формулирование выводов и сравнение их с выводами, например, которые представлены в учебнике рубрикой «Подведем итоги»;

нахождение в тексте слов-связок;

выделение в тексте причин и следствий;

постановка вопросов к тексту;

нахождение ответов на те вопросы, на которые есть прямые ответы и ответы, которые следуют из контекста.

Творческая деятельность:

составление опорных конспектов к тексту;

моделирование текста на контурной карте;

нанесение на контурную карту объектов перечисленных в тексте;

иллюстрирование текста;

перевод учебного текста в другой вид: художественный, публицистический, научный и т.д.;

подготовка аргументов из текста по проблемным вопросам.

При изучении темы “Южная Америка” с целью формирования умения выбирать из текста необходимую информацию на заданную тему учащиеся получают задание: выбрать из текста описания природных рекордов материка

Образцом для учителя могут служить варианты учебных географических задач, представленных в учебнике:

1. Ознакомление: «Вспомните и напишите (нарисуйте)…», «Заполните пропуски», «Соотнесите названия и виды равнин» «Найдите на карте»;

2. Понимание: При изучении темы «Первое кругосветное плаванье» «Подумайте, можно ли считать кругосветное путешествие строгим доказательством шарообразности формы Земли»;

3. Применение: «Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…», «Составьте ленту времени «Великие географические открытия»;

4. Анализ: «Раскройте особенности…», «Выдели две части в тексте...», «Выскажи и объясни своё мнение…»,

5. Синтез: «Изложите в форме…», «Докажи, что...», «Сравните даты наступления астрономических времен года и фенологических сезонов вашей местности»;

6. Оценка: «Оцените значимость… для...».

7. Система маркировки текста. Прием «Инсерт» Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: ? - галочкой (?) помечается то, что им уже известно; – - знаком минус (–) помечается то, что противоречит их представлениям; + - знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным. ? - вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

8. Игра «Неиспорченный телефон» может разнообразить и оживить урок. Успешно применяется при изучении тем, где присутствует описание объекта или явления (например, природной зоны или страны в 7 классе). Трое учащихся выходят за дверь. Класс внимательно читает абзац изучаемого параграфа. Затем, один из учащихся класса, играет роль телефона – передает прочитанную информацию первому вошедшему ученику. Задача слушателя как можно точнее запомнить рассказ и затем передать его следующему вошедшему.

9. Формулировка вопросов к тексту и ответы на них. Формулировать вопросы, отражающие главные существенные признаки понятий и явлений, содержащихся в тексте; Как правило, если ученикам шестого класса предложить подобное задание, можно получить от них

только вопросы репродуктивного характера, отвечающие на вопросы: Как? Какие? Где? Когда? и так далее -Какие крупные реки протекают по территории Африки? -Почему в прошлом Нил был загадкой для жителей Африки? -Почему многие озера Африки имеют вытянутую форму (Прием –вопрошание) Типы вопросов: Простые (запоминание фактического материала) Уточняющие («правильно ли я понял, что…») Объясняющие («как вы думаете...?», «как по вашему...?) Практические («как бы вы поступили…?) Творческие («что будет, если…?)


Список использованной литературы:

  1. География. Примерные программы по учебным предметам: 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).

  2. Громыко Н.В. Метапредметный подход как ядро российского образования [электронный ресурс]

  3. Громыко Н. В. Как сценировать учебное «метапредметное» занятие? – М.: Институт опережающих исследований, 2010.

  4. Галеева Н.Л. , Мельчук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: - М.: «5 за знание», 2006.

  5. Заир- Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.

  6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!