СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приемы и методы организации ситуации успеха на уроке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

Доклад

 

«Приемы и методы

организации  ситуации успеха

на уроке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный урок – это урок, где видна совместная деятельность учителя и учащихся, урок, на котором каждый учащийся не остается посторонним, способен пережить ситуацию успеха, урок, на котором ребенку интересно.

Надежным путем  создания  ситуаций  успеха  является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и  характеру помощи учащимся при ее осуществлении.

Какова же во всем этом роль ситуации успеха?

Большое  значение  в  создании  ситуаций  успеха   имеет   общая   морально-психологическая атмосфера выполнения заданий,  поскольку  это  в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к  внешне сложным заданиям.

Использование ситуации успеха способствует повышению  рабочего тонуса,  увеличению  производительности  учебного  труда,  а  также   помогает учащимся осознать себя полноценной  социализированной личностью.

Предлагаю вашему вниманию   некоторые приемы, которые позволяют создать ситуацию успеха:

Прием «Настроение»

Урок начинается с создания  благоприятной обстановки на удачу. Вот примеры:

-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

-Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

И на протяжении всего урока стараюсь поддерживать эту обстановку. Далее стремлюсь к тому, чтобы в процессе урока были разные формы деятельности, чтобы ребёнок был активен. Если ученик только слушает, а не отвечает на вопросы, молчит, это уже настораживает. Чтобы разговорить детей, ставлю вопросы.

  1. А как ты, Катя, думаешь?
  2. По-твоему, Данил, это правильно? Как ты считаешь?

И терпеливо жду, пока ребёнок произнесёт: «Я думаю....» или «Я считаю....»

 Хорошо мыслящий ученик или тот ,который  хорошо  усвоил  материал не может долго молчать. Он начинает говорить, подсказывать, значит, он понимает учителя, ему интересен материал. А раз есть интерес, то есть и успех.

 

Прием «Умышленная ошибка»

При записи на доске умышленно пишу с ошибкой  словарное слово или при объяснении орфограммы неверно рассуждаю. Затем жду реакцию детей. Дети привыкли, что только учитель может указывать учащимся  на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя! Прием «умышленная ошибка» применяю только на известном учащимся материале, который использую в доказательстве в качестве опорного знания.

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Так произошло с Киселевой  Дарьей.

На уроках чтения стараюсь воздействовать на чувства, эмоции. Любимый этап - вживание в роль героя. Ведь интересно представить себя деревом, котёнком, снежинкой. Сильным детям даю возможность подвести итог, сделать вывод

Эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке. В качестве примера приведу  фрагмент урока окружающего мира:

Тема урока: “Почва”

У.– Закройте глаза и представьте следующую картину: Вы превратились в маленького  червячка. Расскажите, где вы  живете? Кто ваши  соседи? Что вам  и вашим  соседям  необходимо для жизни? Как вы влияете на  плодородие почвы?

Составляется схема состава почвы.

 

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках английского языка младшие школьники работают  над следующими проектами: “Азбука”, “Мой друг”  и т.д. ,где  происходит:

  • развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;
  • воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;
  • повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения;

 

 

Таким образом, процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого. Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению, а значит и социализации, так как социализация учащегося предполагает включение обучающегося в систему общественных взаимоотношений, поддерживающих ценностные нормы и установки общества, а также самостоятельное осознанное воспроизводство школьником усвоенного в своем поведении.

Просмотр содержимого документа
««Приемы и методы организации ситуации успеха на уроке»»







Доклад



«Приемы и методы

организации ситуации успеха

на уроке»































Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный урок – это урок, где видна совместная деятельность учителя и учащихся, урок, на котором каждый учащийся не остается посторонним, способен пережить ситуацию успеха, урок, на котором ребенку интересно.

Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении.

Какова же во всем этом роль ситуации успеха?

Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Использование ситуации успеха способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помогает учащимся осознать себя полноценной социализированной личностью.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы, которые позволяют создать ситуацию успеха:

Прием «Настроение»

Урок начинается с создания благоприятной обстановки на удачу. Вот примеры:

-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

-Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

И на протяжении всего урока стараюсь поддерживать эту обстановку. Далее
стремлюсь к тому, чтобы в процессе урока были разные формы деятельности,
чтобы ребёнок был активен. Если ученик только слушает, а не отвечает на
вопросы, молчит, это уже настораживает. Чтобы разговорить детей,
ставлю вопросы.

  1. А как ты, Катя, думаешь?

  2. По-твоему, Данил, это правильно? Как ты считаешь?

И терпеливо жду, пока ребёнок произнесёт: «Я думаю....» или «Я считаю....»

 Хорошо мыслящий ученик или тот ,который хорошо усвоил материал не может долго молчать. Он начинает говорить, подсказывать, значит, он понимает учителя, ему интересен материал. А раз есть интерес, то есть и успех.



Прием «Умышленная ошибка»

При записи на доске умышленно пишу с ошибкой словарное слово или при объяснении орфограммы неверно рассуждаю. Затем жду реакцию детей. Дети привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя! Прием «умышленная ошибка» применяю только на известном учащимся материале, который использую в доказательстве в качестве опорного знания.

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Так произошло с Киселевой Дарьей.

На уроках чтения стараюсь воздействовать на чувства, эмоции. Любимый этап - вживание в роль героя. Ведь интересно представить себя деревом, котёнком, снежинкой. Сильным детям даю возможность подвести итог, сделать вывод

Эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке. В качестве примера приведу фрагмент урока окружающего мира:

Тема урока: “Почва”

У.– Закройте глаза и представьте следующую картину: Вы превратились в маленького червячка. Расскажите, где вы живете? Кто ваши соседи? Что вам и вашим соседям необходимо для жизни? Как вы влияете на плодородие почвы?

Составляется схема состава почвы.



Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках английского языка младшие школьники работают над следующими проектами: “Азбука”, “Мой друг” и т.д. ,где происходит:

  • развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;

  • воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;

  • повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения;



Таким образом, процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого. Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению, а значит и социализации, так как социализация учащегося предполагает включение обучающегося в систему общественных взаимоотношений, поддерживающих ценностные нормы и установки общества, а также самостоятельное осознанное воспроизводство школьником усвоенного в своем поведении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!