СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описаны некоторые приемы работы с текстом на уроках русского языка  и литературы, которые можно использовать в рамках реализации междисциплинарной программы "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом".

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы»

Виды работы с текстом.

Задания, связанные с редактированием и исправлением ошибок в тексте.

1. Заменить выделенные слова их семантическими эквивалентами (например, «аисты» - эти красивые птицы, пернатые родители, они).

На верхушке дерева птицы свили гнездо. Это аисты. Аисты не боятся людей и живут рядом с ними. Аистов никто не обижает. Своих детей аисты, кормят лягушками, которых таскают из болота. В народе говорят, что аисты приносят счастье в дом человека.

2. Выяснить, в каком высказывании порядок слов правильный.

  Однажды командир отправился в разведку. Ехали верхом он и четверо бойцов. А позади, на тачанке, вместе с бойцом ехал его сын.

  Однажды командир отправился в разведку. Ехали верхом он и четверо бойцов. Вместе с бойцом ехал его сын позади, на тачанке.

  Однажды командир отправился в разведку. Он и четверо бойцов ехали верхом. А позади, на тачанке, вместе с бойцом ехал его сын.

3. Прочитать текст. Указать предложения, в которых есть ошибки в порядке слов. Исправить эти ошибки.

Нашей школы в стороне не остались ребята от хороших дел. В апреле они провели субботник. Ребята землю перекопали старших классов в саду. Двор убрали младшие школьники. Хорошо потрудились ученики нашей школы.

4. Устранить речевые ошибки в выделанных словах.

Страшное бедствие обрушилось на нашу страну. Фашисты напали в 1941 году на нашу Родину. Они разрушают наши города и села, пытались захватить все наши земли. Они хотят превратить в рабов наш свободный народ.

5. Исправить текст с двусмысленным употреблением личных местоимений.

В чаще леса охотник увидел медведя. Когда медведь приблизился, он убил его.

Задания на составление высказываний.

1. Из данных предложений составить два высказывания, соединяя между собой два-три предложения,

В саду наливались яблоки. Ребятишки бродили по всему саду.  И от каждого сорта брали пробу. Они весело поглядывали из-под тёмных листьев  и красные, и светло-жёлтые, и коричневые.  Они собирали яблоки одного сорта в одну кучу.

2. Из текста выбрать те предложения, которые можно соединить между собой по смыслу.

Взошла луна, и стало тихо. На трибуну поднялись руководители нашего города. Герасим взял собачонку и принёс её домой. Луна зашла за облако, всё вокруг потемнело. Демонстрация вышла на площадь. В зале стояли брусья и висели канаты. Разведчики осторожно вышли из леса. Он положил щенка на подстилку и прикрыл его армяком. Затем состоялся митинг.

3. Составить предложения из слов: река, широкий, путешественники, к, вышли. Продолжить высказывание, придумав ещё два-три предложения.

4. Продолжить высказыва ние 2-3 предложениями.

На лыжной прогулке.  Был чудесный зимний день...

В разведке. Три разведчика незаметно пробрались в деревню...

Интересный день.  В прош лом году летом мы ездили...

5. Прочитать начало рассказа И.С. Тургенева «Муму».  Пересказать его, используя слова: он, тот, поэтому, и вот, тогда.

Задания, связанные с анализом текста.

1.Подчеркнуть в тексте слова, связывающие предложения, обозначить связь между предложения ми стрелками. 

  Спать тюлени больше всего любят в снегу. Снег для них всё равно, что для нас с вами мягкая пуховая перина. Разнежатся они в этой благодати, да и проспят подход белого медведя. А с тем шутки плохи! (Н. С л ад ков).

2. Определить, чем связаны между собой предложения в приведенном ниже высказывании,

В одном хуторе фашисты устроили засаду. В неё попала наша разведка. Об этом узнал командир партизан. Он поскакал с отрядом на выручку товарищей. Отряд ворвался в самую гущу фашистов.

3.Поставить смысловой вопрос от последующего предложения к предыдущему в приведенном ниже высказывании. 

 Мы с гиканьем понеслись в сад. Заметив нас, враги быстро повскакивали на свои плоты и отчалили. Тогда мы решили преследовать и потопить неприятеля (по А. Гайдару).

4. Определить, в каких высказываниях имеется обобщающее предложение (вывод, итог).

   К вечеру охотники подошли к оврагу. На его дне в темноте глухо шумел ручей. Место было незнакомое, внушающее тревогу.

  Сперва, переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели. Он взошел на нее и стал внимательно разглядывать отчетливую чешую песчаного дна. Стоило хорошенько присмотреться, как в морщинках песка обнаружилась жизнь (В. Катаев).

   Озеро Белое красиво в любое время года. Особенно оно красиво в летнюю пору. Желтая полоска тянется вдоль его берега. В некоторых местах темно -зеленые сосны так близко подходят к берегу, что смотрятся в воду. Живописные окрестности озера привлекают много туристов и любителей природы.

5. Проанализировать высказывания. Определить, какими общими словами соединены в них предложения.

   У самой дороги росла зеленая развесистая березка. И все, кто шел по этой дороге, садились отдохнуть в прохладной тени под старым деревом. Засохла береза. И в знойный летний день негде было людям посреди поля отдохнуть.

   Более шестидесяти лет прошло с тех пор, как вагоны Московской подземной дороги приняли пассажиров. Длина первой линии метро составила двенадцать километров. А сейчас общая протяженность этого вида городского транспорта в столице превышает триста километров.

Задания, связанные с восстановлением текста.

1. Восстановить в тексте пропущенные слова — связки (варианты: а) выбрать из данного ряда, б) ориентируясь только на контекст).

Отец собирался ловить рыбу. ... чинил сети, замазывал дырки в лодке смолой. Марина помогала..., и отец взял... с собой в море. ... сидела на сетях и смотрела вниз, в воду (по Г. Снегиреву).

2. Восстановить в тексте пропущенные предложения

(варианты: даётся текст и предложение — найти его место в тексте; даётся текст и место пропуска - придумать предложение, ориентируясь на контекст).

В полярном море, среди тросов и плавучих льдин, живёт самый большой медведь на земле - белый. Белый медведь - настоящий хозяин Арктики, самый сильный в Арктике зверь. Он неутомимый ходок и неутомимый пловец. Часами он караулит тюленей у лунок, прикрыв черный нос белой лапой. Или ловко ползет к тюленям на брюхе, высмотрев их на снегу. Пропущенное предложение: И очень хитрый охотник.

3. Установить в тексте лишнее (не подходящее по смыслу) предложение. (Лишнее предложение подчеркнуть).

Давно это было - лет восемьсот -девятьсот назад. Воины тогда были вооружены мечами и пиками, одевались в железные латы. На головах они носили шлемы, лица их закрывали специальные маски или пластинки - забрала. И даже лошади многих воинов были одеты в металлические латы. И вдруг послышалось ржание лошадей и крики воинов. Назывались эти воины рыцарями.

По дороге ехали телега с бочкой, наполненной водой. На телеге сидели мальчик и девочка. Дорога гладкой лентой уходила вдаль. Вода при каждом толчке выплескивалась из бочки и обливала детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!