Просмотр содержимого документа
«приемы рефлексии»
МБОУ Перенская средняя школа «Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе»
Подготовила учитель начальных классов
Старостенкова О. С.
Перенка 2014
Что такое рефлексия?
- Рефле́ксия ( от позднелат . reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле , — на содержания и функции собственного сознания , в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление , механизмы восприятия , принятия решений , эмоционального реагирования , поведенческие шаблоны и т. д.
Виды учебной рефлексии
- физическая (успел – не успел);
- сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
- интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
В психологии различают несколько видов рефлексии
- Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
- Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
- Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Классификация приёмов рефлексии
2.Рефлексия деятельности
1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния
3.Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
1. Лесенка успеха
Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось.
Средняя ступенька – у меня были проблемы.
Верхняя ступенька- мне всё удалось.
2. Дерево успеха
3-4 ошибки
1 ошибка
нет ошибок
3. Поезд
Фонетический разбор
Изучение нового материала
Работа в группах
Рефлексия содержания учебного материала
используется для выявления уровня осознания содержания пройденного .
1.Закончить фразы
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
2. Пометки на полях (светофор)
Стоп!
Нужна небольшая помощь!
Можно двигаться дальше!
3. Синквейн (пятистишие)
Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси . В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
4. Таблица- фиксация знания и незнания о каком-либо понятии
Понятие
Знал
Например:
Узнал
Имя существительное
Часть речи
Хочу узнать
Вопросы кто? что?
Бывают женского, мужского, среднего рода
Изменяются по числам
Как ещё изменяются существительные?
Источники
- А.В.Хуторской. Анализ, самоанализ и рефлексия урока khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm
- Головкина Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
- http://yandex.ru/images/search?
- http://literakids.ru/veselyij,-grustnyij.html
- http/:/www.zarya.crimea.ua/wp-content/plugins/nextgen-gallery/family-tree-background
- http://pix.com.ua/ru/nature/trees_leaves/leaves/001_026-see.html
- ru.wikipedia.org
- decmology. ru