Технологическая карта (сценарий) мастер-класса
«Приём smorgasbord («шведский стол») как средство формирования гибких компетенций педагога
на примере организации образовательной деятельности
разноуровневой группы учеников на уроках английского языка»
Авторы:
Провоторова Оксана Валериевна, педагог-психолог
Мирхайдарова Валерия Владиславовна,
учитель английского языка
Стрежевой - 2021
Пояснительная записка
Гибкие компетенции (soft skills) - комплекс надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть, не связаны с конкретной предметной областью. Гибкие компетенции педагога считаются сегодня такими же значимыми, как профессиональные знания и навыки. Поэтому они получили свое отражение в федеральных образовательных стандартах (ФГОС). Выделяют следующие актуальные soft skills педагога:
- «анализ своих действий» - умение оценивать свои действия и анализировать, как они влияют на результаты учеников;
- «ориентации на результат» - способность изменить методы преподавания, если ученики не достигают цели, умение объяснить ученикам цели обучения и критерии успеха;
- «сотрудничество с коллегами» - умение объединяться с коллегами для повышения учебных результатов учеников;
- «развитие учеников» - умение побуждать учеников к дополнительным усилиям;
- «индивидуальный подход» - способность подбирать задания с учетом уровня учеников и внимание к их особенностям;
- «атмосфера в классе» - умение выстроить с учениками доверительные отношения.
Сущность авторского приёма SMORGASBORD («шведский стол») - в предоставлении свободного выбора (подбора) или самостоятельного составления кейсов, содержащих задания для учеников с различными образовательными возможностями и потребностями. Данные кейсы, включающие одновременно и простые, и сложные упражнения предназначены для пар, троек детей, в составе которых есть ребенок с ОВЗ, нормотипичный ученик и, возможно, ребенок с выявленной одаренностью. Задания кейсов объединены общей тематикой и проблематикой, требуют сотворчества.
Формат кейсов возможен в игровом режиме, мини-исследовании, мини-проекте, то есть деятельности, в которой задействован каждый участник группы, интересной, увлекательной, вызывающей позитивные эмоции. Для нетипичных учеников особенно важны подобные положительные реакции как эффективная мотивация к познавательной, образовательной деятельности. В психологии реакции людей на внешний раздражитель называют психологическими триггерами. Это могут быть грустные или радостные события, действия, услышанные истории, анекдоты, ароматы, вкусовые ощущения и др., вызывающие бурную эмоциональную реакцию. Предлагаемый прием основан на закреплении положительной эмоциональной реакции (триггера) от творческого группового взаимодействия.
Реализация дидактического приема SMORGASBORD («шведский стол») поможет не только эффективно организовать работу в разноуровневом классе, но и будет способствовать формированию и развитию практически всех вышеназванных гибких компетенций педагога.
Наименование методического материала: Технологическая карта (сценарий) мастер-класса молодого педагога под руководством наставника «Приём SMORGASBORD («шведский стол») как средство формирования гибких компетенций педагога на примере организации образовательной деятельности разноуровневой группы учеников на уроках английского языка».
Цель мастер-класса – продемонстрировать в совместной деятельности эффективность и целесообразность авторского приема SMORGASBORD («шведский стол»).
Задачи мастер-класса:
1) Создать условия для освоения педагогами надпредметных методов работы с разноуровневой группой обучающихся;
2) Способствовать в рамках совместной деятельности развитию таких soft skills педагогов как: «ориентации на результат», «развитие учеников», «сотрудничество с коллегами», «анализ своих действий».
3) Организовать продуктивную рефлексию деятельности, способствовать освоению приемов педагогической рефлексии.
Актуальность содержания мастер-класса обусловлена необходимостью формирования и развития надпредметных (гибких) компетентностей как обучающихся (в соответствии с требованиями ФГОС), так и педагогов (в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта).
Дидактические единицы содержания.
На первом этапе мастер-класса, в демонстрационной части, педагогам представляется эффективность игрового приема познавательной мотивации, закрепления изученного материала и лексической разминки «Britain in emoji».
На этапе имитационной игры демонстрируется авторский прием SMORGASBORD («шведский стол»), организация свободного выбора и решения кейсов, содержащих задания для учеников с различными образовательными возможностями и потребностями. Освоение опыта происходит через практическую деятельность участников мастер-класса по организации творческого группового взаимодействия при решении и презентации кейсов.
Предметная тема мастер-класса - «Прогулка по Лондону» является сквозной, то есть изучается и повторяется в учебных программах основной и старшей школы.
Методическая рефлексия идет в течение всего мастер-класса, как непрерывное осмысление деятельности по ходу её развёртывания. Для содержательной, предметной рефлексии, помимо обмена мнениями, впечатлениями демонстрируется прием «графического анализатора». Для эмоциональной, психологической рефлексии - прием анкеты обратной связи «ожидания – результат».
Методические критерии эффективности освоения опыта педагогами:
1) Уровень познавательной активности участников мастер-класса;
2) Уровень организации участников мастер-класса (интерактивная игра);
3) Уровень рефлективности (обратной связи).
Технологическая карта мастер-класса
(продолжительность занятия – 40 минут)
Этапы | Содержание | Дидактические приёмы, техники |
Демонстрационное | Экспертно-методическое |
1. Вступительная часть (до 5 мин.) | Цель: Демонстрация организации работы с разноуровневой группой обучающихся на основе выбора или самостоятельного составления кейсов, содержащих задания для учеников с различными образовательными возможностями и потребностями. | Цель: Обеспечение усвоения участниками мастер-класса особенностей комплектования мини-групп учеников и подготовки дифференцированных заданий кейсов. | Элемент интерактивной лекции, беседа |
Вступительное слово с краткой характеристикой основных идей надпредметных методов работы с разноуровневой группой обучающихся. Анкета «Ожидания и результаты мастер-класса» | Общее представление об эффективности приема Прием SMORGASBORD («шведский стол») основан на закреплении положительной эмоциональной реакции (триггера) от творческого группового взаимодействия. Формат кейсов возможен в игровом режиме, мини-исследовании, мини-проекте, то есть деятельности, в которой задействован каждый участник группы, интересной, увлекательной, вызывающей позитивные эмоции. Для нетипичных учеников особенно важны подобные положительные реакции как эффективная мотивация к познавательной деятельности. Результативность Деятельностный подход при применении приема, формирует у обучающихся не только навыки работы в группе, но и умения составлять алгоритм выполнения кейса, организовать порядок действий, делать выводы по полученным результатам. |
2. Мотивация активной деятельности участников. Целеполагание. (7 мин.) | Мотивация участников происходит в демонстрационной части мастер-класса посредством игрового приема лексической разминки «Britain in emoji». Создается позитивный психологический настрой на учебную деятельность. Демонстрируется прием, основанный на психологических триггерах. В диалоге формулируется предметная тема мастер-класса, определяется цель и задачи. Предметная тема: «Прогулка по Лондону». Цель участников мини-групп: совместно решить выбранные кейсы, презентовать результаты группой работы. Задачи: 1) Освоить дифференцированный характер содержания заданий кейсов; 2) Распределить функции каждого участника мини-группы; 3) Выполнить задания кейса, помогая друг другу; 4) Провести рефлексию совместной деятельности. | 1) Прием игрового моделирования 2) Подводящий к теме и побуждающий диалог |
3. Демонстрационная часть (имитационная игра) (15 мин.) | Имитируется фрагмент свободного подбора кейса для групповой работы над конкретным тематическим заданием с последующим его решением. 1) 1 группа - Complete the poetry. Write a poetry about the weather using phrases below. You DON”T have to use all the phrases. 2) 2 группа – Make a crossword puzzle using the following information about London Zoo. 3) 3 группа - Make an advertisement of Sherlock Holmes’ Museum using the information below. 4) 4 группа - Make a quiz using the following information about Big Ben. Рефлексия индивидуальной деятельности каждого участника и совместной деятельности команды происходит на «графическом анализаторе» (координатная плоскость с направлениями: по оси ОХ - оценка деятельности каждого участника, по оси ОУ - оценка совместной деятельности команды), представленном на слайде. | Метапредметное содержание процесса обучения направлено на формирование критического мышления, креативности, эмоционального интеллекта, сотрудничества. Формируются гибкие (надпредметные) компетенции педагога: «развитие учеников» - умение побуждать учеников к дополнительным усилиям; «индивидуальный подход» - способность подбирать задания с учетом уровня учеников и внимание к их особенностям; «атмосфера в классе» - умение выстроить с учениками доверительные отношения; «анализ своих действий» - умение оценивать свои действия и анализировать, как они влияют на результаты учеников Для активизации самооценки и самоанализа деятельности рефлексию участники мастер-класса выражают на «графическом анализаторе» стикером. | 1) Прием SMORGASBORD («шведский стол») 2) Техника создания учебного мини-проекта при решении кейса; приёмы: 1) самоконструкция – индивидуальное выявление проблемы; 2) социоконструкция - построение, создание результата группой; 3) социализация – представление результатов деятельности участников. Рефлексивный приём – «графический анализатор» |
4. Комментирующая часть (3 мин.) | Мастер делает комментарии в ходе демонстрации фрагмента работы, в паузах объясняет: 1) дидактическую идею, 2) целесообразность использования приёмов на определённом этапе занятия; 3) критерии эффективности использования приёмов. | В результате применения данного метода мастер создаёт условия формирования у участников мастер-класса комплекса УУД: Регулятивные УУД: организовывать учебную деятельность, ставить цель, планировать пути решения, получать и оценивать результат. Познавательные УУД: добывать, преобразовывать и представлять информацию. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща. Личностные УУД: оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности. | |
5. Освоение опыта мастера. Первичное закрепление опыта (до 5 мин.) | Освоение опыта мастера происходит через практическую деятельность участников мастер-класса («научить деятельности можно только деятельно») Обратная связь: Мастер задаёт вопросы участникам на каждом этапе их деятельности о выполнении работы и продвижении в ней. После публичной защиты результата работы участниками, мастер задаёт вопрос о возможности применения приема в своей деятельности. | Методические критерии эффективности освоения опыта: Уровень познавательной активности участников мастер-класса; Уровень организации участников мастер-класса (интерактивная игра); Уровень рефлективности (обратная связь) Уровень рефлективности - ответы на вопросы: «Что Вы извлекли из полученной информации полезного?», «Какие достоинства и недостатки Вы увидели в организации работы Вашей группы?», «Сможете ли Вы организовать работу по составлению дифференцированных кейсов?», «Хочется ли что-то отметить?» | Рефлексивный прием - анкета обратной связи «Ожидания и результаты» |
6. Итоговая рефлексия (до 5 мин.) | Заключительное слово мастера: «Сегодня мы прожили вместе мастер-класс «Приём SMORGASBORD («шведский стол») как средство формирования гибких компетенций педагога на примере организации образовательной деятельности разноуровневой группы учеников на уроках английского языка». Прошу поделиться своими впечатлениями, высказать замечания, задать вопросы мне и друг другу». | Обмен мнениями по результатам совместной деятельности мастера и участников. Заполнение анкеты «Ожидания и результаты мастер-класса» | |