Урок математики 2 класс УМК «Школа России»
Тема: Прием сложения для случаев вида 26+7
Цель:
Предметные:
научить производить сложение двузначного числа с однозначным с переходом через разряд;
совершенствовать и развивать вычислительные навыки;
отрабатывать умение анализировать условие задачи.
Метапредметные:
формировать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, моделирования, логические действия и операции;
обеспечить возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Личностные:
сделать учение осмысленным, обеспечить ученику значимость учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
обеспечить возможность сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера и самого себя;
воспитывать патриотизм, чувство взаимопомощи.
Ход
I.Мотивация (яркое пятно). СЛАЙД №1
Портрет М.В.Ломоносова (Слайд №2)
Учитель: Это кто? Вы знаете? А хотите узнать? (Выслушиваются ответы детей)
- Еще в 18 веке знаменитый во всем мире ученый, наш соотечественник, Михаил Васильевич Ломоносов, член Академии наук, талантливый физик и химик, сказал: "Математику уже за тем надо, что она ум в порядок приводит."
Учитель: Как вы, ребята, понимаете слова М.В.Ломоносова? (Выслушиваются ответы детей)
Учитель: Значит, математика нужна во многих областях. И ни одна профессия не может обойтись без знания математики. Скажите, ребята, математика строителю нужна? Зачем?
Дети: Посчитать, сколько нужно материала для строительства здания.
Учитель: А врачу нужна? Зачем?
Дети: Рассчитать норму лекарства для больного.
Учитель: Фермеру нужна? Зачем?
Дети: Знать, сколько корма потребуется животным, которых он выращивает, на зиму.
Учитель: А вам нужна математика? Зачем?
(Выслушиваются ответы детей.)
Учитель: Ну, что же, будем приводить свой ум в порядок?
II. Актуализация знаний (Слайд №3)
Учитель: Выполните первое задание. Дополните до круглого десятка числа: 28, 13, 54, 60, 84.
(Ответы появляются на экране после их проговаривания учащимися.)
2. Слайд №4 (Выполнение заданий на повторение состава чисел первого десятка.)
9 8
Учитель: Предположите, какое задание вам надо выполнить. (Выслушиваются ответы детей.)
3. Слайд №5 (Вычисление удобным способом, заменяя два соседних слагаемых их суммой.)
Учитель: Как называются числа при сложении?
3 + 8 + 2 = 27 + 3 + 5 =
6 + 4 + 3 = 17 + 7 + 2 =
Учитель: Зачем вы заменили два соседних слагаемых суммой?
4. Повторение изученных приемов вычисления.
Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Учитель: Перед вами три выражения. Что надо сделать? (Выслушиваются ответы детей.)
Учитель: Запишите их к себе в тетрадь и найдите их значения.
Слайд №6
53 + 7 = 29 + 30 = 37 + 8 =
III. Постановка цели и определение темы.
Учитель: Все ли у вас получилось? (Выслушать ответы детей и записать их на доске.) Каким правилом вы пользовались при решении?
Учитель: Могут ли у одного выражения быть разные ответы? А почему получились разные ответы?
Дети: Мы не знаем как решить?
Слайд №7 (Цель, тема)
Учитель: Какую цель поставите?
Дети: Научиться решать выражения нового вида.
Учитель: Назовите тему урока.
Дети: Прием сложения для случаев вида 26 + 7.
IV. Изучение нового.
1. Постановка проблемы.
Учитель: Что вы не знаете, чтобы решить выражение данного вида?
Дети: Мы не знаем, что и как разложить, как оформить на письме.
2. Способы преодоления затруднения.
Учитель: Как вы думаете, с помощью какого правила можно найти значение выражения?
Дети: Разложить первое слагаемое на разрядные слагаемые. Сложить единицы с единицами.
Учитель: Как будет выглядеть эта запись? (Один ученик выходит и записывает свой ответ на доске)
3 7 + 8 = 30 + (7 + 8) = 30 + 15 = (30 + 10) + 5 = 45
30 7 15 10 5 40
Учитель: Какие есть еще варианты? (Выслушиваются ответы детей.) Запишите на доске.
3 7 + 8 = (37 + 3) + 5 = 45
3 5 40
Учитель: Какой способ удобнее и быстрее?
Дети: Удобнее второй способ.
Учитель: Что же достаточно сделать, чтобы решить выражение нового вида?
Дети: Разложить первое слагаемое на разрядные слагаемые, сложить единицы с единицами.
Учитель: Как называются числа при сложении?
Дети: Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
3. Составление алгоритма вычисления.
Учитель: Сформулируем алгоритм вычисления.
Слайд №8
1. Посмотреть, сколько не хватает до круглого числа в первом слагаемом.
2. Разложить второе слагаемое на удобные слагаемые.
3. Сложить круглое число с остатком второго слагаемого.
Учитель: Прочитайте алгоритм со слайда.
V. Закрепление нового.
1. Закрепление алгоритма вычисления.
Учитель: Откроем учебник на стр.66. С помощью подсказок учебника и счет закончим решение выражения 26 + 7
( 1 ученик у доски с объяснением.)
2. Работа в парах.
№1 Слайд №9
I вариант II вариант
35 + 8 = 64 + 9 =
Учитель: Устно объясните друг другу решение выражений №1. Первый вариант объясняет соседу, как найти значение первого выражения, а второй - второго.
(Как только пары справились с заданием, они, взяв друг друга за руки, поднимают руки.)
Учитель: Какие ответы получились? Каким алгоритмом пользовались?
VI. Физминутка
VII. Самостоятельная работа.
Учитель:
Задание на доске:
Задача
В школу для угощения мама купила 27 конфет "Спринт", а "Паркур" - на 4 больше. Сколько всего конфет купила мама для угощения? (Схему дети чертят на доске.) |
Учитель:
- Какие конфеты купила мама?
- Известно, сколько конфет "Спринт"? Как отметить?
- А "Паркур"? Что сказано?
- Отрезок будет длиннее или короче?
- Как показать на 4 больше?
- О чем спрашивается в задаче?
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Поработайте в паре и решите задачу.
(Выполнившие пары поднимают руки. Один ученик выходит и пишет решение на доске.)
Учитель: Сверьте решение с доской. Каким алгоритмом пользовались?
VIII. Рефлексия.
- Подошел к концу наш урок. Назовите тему урока. Какова была цель? Вы цели достигли? Математика вам в жизни пригодится? Закончите предложения:
Слайд 10
- Я узнал ...
- Я научился ...
- Мне было трудно ...
- У меня еще не получается ...
IX. Д/З