СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности. 

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

МБОУ «Средняя  школа № 4 им. Дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина»

Болдырева Надежда Владимировна

Учитель русского языка и литературы



Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

 Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.

 И несомненно, что новые требования предъявляются к преподаванию школьных предметов.

            В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Функциональная грамотность - способность человека применять приобретенные знания, умения и навыки для достижения поставленных целей и решения различных жизненных задач в различных сферах деятельности. в узком смысле – ключевые знания и навыки, необходимые для полноценного участия гражданина в жизни современного общества.

Можно и не обращаться к исследованиям, достаточно посмотреть на результаты итогового собеседования в 9 классе, станет понятно, затруднения вызывает и пересказ текста, и построение монологического высказывания, и учет речевой ситуации. Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной.

Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.

Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя– преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

Виды чтения: просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее.

Последний вид чтения обязателен как для учащихся, так и для тех, кто и дальше будет обучаться в вузах.

Каждый из этих видов чтения позволяет формировать читательскую грамотность. Читательская грамотность предполагает работу с опорой на внетекстовые знания и на работу с текстом. И, как показывает практика,учащиеся намного хуже работают с внетекстовыми заданиями. Лучше получается работа с опорой на текст. Здесь ученики находят и извлекают информацию, затем ее интегрируют или интепретируют, а потом уже осмысливают и оценивают.

Таким образом,умения учащихся можно распределить на три блока:

1.поиск и извлечение информации

2. интепретация и преобразование

3.оценка и критическое мышление

Первый блок самый простой, он удается даже ученикам начальной школы

В 5 классе из различных текстов ученики находят и извлекают информацию

6 класс- применяют извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем

7 класс – анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста

8 класс – оценивает форму и содержание текстов в рамках предметного содержания

9 класс – оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания

Здесь ключевое слово –метапредметного!!

Работа с текстом - очень важная часть обучения. Если ребенок не умеет читать и понимать, то у него будут проблемы с учебой. Это знает каждый учитель. Но как организовать эту работу? Какие задания к текстам придумать?

Вот несколько интересных текстов и заданий к ним. Эту работу можно проводить в начале или в конце урока, выделив на нее 10-20 минут. Тексты взяты из учебников и пособий. Задания разработаны самостоятельно.



В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности.

  1. Мотивация учения

Приём «Верите ли вы …»

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что урок длится 45 минут?

3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

7. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?

  • Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока. связывать разрозненные факты в единую картину;

Прием «Верите ли вы, что...»(+ -)

Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил.

Используется, например, при знакомстве с причастием (7 класс):

Причастие - это самостоятельная часть речи.

Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.

Причастия бывают 1 и 2 спряжения.

Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.

Причастия могут быть действительными и страдающими.

Действительные причастия могут иметь краткую форму.

Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

Приемы графической переработки учебного материала
Прием «Составление кластера»
Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием
формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.
Кластер оформляется в виде цветка,грозди или модели планеты со спутниками. В
центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные
смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.
Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты,
образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников»
центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы,
более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала .

Имя прилагательное — знаменательная часть речи, обозначающая ------------------------------------ отвечающая
на вопросы ----------------------------------------------------------------------------

Имена прилагательные изменяются по ------------------------------------------------------

Имена прилагательные в предложении могут выполнять функцию ----------------------------------, В поэтической речи краткие прилагательные могут употребляться в качестве ---------------------------

По значению и грамматическим признакам все прилагательные делятся на три разряда: ----------------------------------------------------



Слепая схема:



.



6.Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией:извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Технология приема:

  • Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.

  • Принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий). Справочники!

Приём «Опорный конспект»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию
из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической
информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под
рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык
графика, схемы, диаграммы.

Приём «Адресный вопрос»

Его суть заключается в том, что после прочтения текста учащиеся составляют вопросы к нему, а затем задают их своим одноклассникам.

Класс я делю на группы. Предлагаю ученикам самостоятельно прочитать текст параграфа и даю следующие задания.

Задание первой группе: Прочитайте параграф. Составьте вопросы по тексту. Запишите их.

Задание второй группе: Выпишите из текста параграфа ключевые слова-термины.

Задание третьей группе: Выпишите из текста определения понятий-терминов, не называя самих терминов.

После проделанной работы предлагаю группам передать выполненные задания по кругу другим группам (первая группа – второй, вторая – третьей, третья – первой).

Далее следует новое задание: ответьте на вопросы, или дайте определения ключевым словам-терминам, или дополните данные определения подходящими терминами. Дается несколько минут на подготовку, а потом все задания озвучиваются.

Приём «Восстановление информации»

Он заключается в том, что ключевая информация, содержащаяся в тексте, с которым должны познакомиться ученики, выписана на отдельные разрезные карточки. После чтения текста дети должны восстановить «рассыпавшуюся» информацию, установив определенные связи, логику, придав нужную форму.

Например, при изучении темы "Разряды наречий" я предлагаю ученикам прочитать параграф, в котором перечисляются разряды, даются вопросы, приводятся примеры наречий. Я заранее перепечатываю их на разрезные карточки, которые вперемешку раздаю группам. После прочтения текста детям следует выбрать сначала названия разрядов, затем подобрать к ним подходящие вопросы и примеры наречий. После проверки все это они наклеивают на лист в виде таблицы.

Приём «Закончи тезис»

Тезис — кратко сформулированная в одном предложении основная мысль. Обучение составлению тезисов – важная задача, стоящая перед учителем, решать которую надо с 5 класса. С самого начала детям нужно помогать составлять тезисы: находить главное, формулировать мысль, оформлять ее в виде одного предложения. Для этого я использую незаконченные фразы.

Я предлагаю ученикам прочитать параграф, а затем записать тезисы к этому параграфу с опорой на незаконченные фразы . К примеру, дети прочитали небольшой текст из учебника русского языка о морфемах. А далее им надо дописать предложения. Начала этих предложений можно заранее выписать на доску или раздать напечатанные карточки с пропусками. Вот так:

  • Слова строятся из… (морфем).

  • Морфема – это часть… (слова).

  • Морфемы:…(корень, приставка, суффикс, окончание).

  • В корне заключено основное… (значение слова).

  • Приставки и суффиксы вносят в слова… (свою часть смысла).

Слова в скобках - это то, что дописывают дети сами.

Приём "Задай вопрос"

Чаще всего учителя предлагают ученикам прочитать текст и ответить на вопросы. Однако более эффективный прием - учить детей самих составлять вопросы к прочитанному. Это формирует внимательность детей, мотивирует их неоднократно обращаться к тексту, видеть главное, формулировать вопросительные предложения. Поначалу ученикам трудно самим составлять вопросы, поэтому я даю им слова-помощники. Например: что?, как?, кто?, какой?, почему?, сколько? и др. Ориентируясь на эти вопросительные слова, дети составляют вопросы. Потом я предлагаю задать их одноклассникам. Также можно выбрать лучшие вопросы и поощрить ребят хорошей отметкой.На уроках литературы(изучение биографий, викторины)

Приём «Написание творческих работ»

Хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.
Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития



Задания на понимание главной мысли текста

Текст

Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто, ибо за деньги можно купить мягкую постель, но не крепкий сон; вкусную еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список. (Дзен-буддистская притча).

Задания:

1) Определите тип речи текста. (Рассуждение)

2) Сформулируйте и запишите тезис. (Не в деньгах счастье)

3)Какие доказательства приводятся для подтверждения этой мысли? Заполните таблицу.

1 колонка: Можно купить за деньги. 2 колонка: Нельзя купить за деньги.



4) Проанализируйте информацию в обеих колонках

и ответьте на вопрос: так что же важно в жизни, если не деньги? (В жизни важны здоровье, сон, аппетит, друзья, любовь, домашний очаг, радость, ум).

Задания на умение извлекать информацию из текста и группировать и моделировать ее

Текст

Зяблик - небольшая птица с красноватым животиком и чёрными крылышками, украшенными белыми полосками. Затылочек у него серовато-голубой, лобик чёрный, спинка - тёмно-бурая, хвостик - чёрный. Прилетает он в начале апреля. Сначала прилетают самцы и отыскивают прошлогодние места гнездования. Потом - самочки, которые принимаются за постройку гнезда. Но вот гнездо готово. Этот уютный домик напоминает чашечку из мха, корешков, травинок, листиков и паутины. Птенчики зябликов, недавно покинувшие гнездо, - презабавные создания. Стайки этих сереньких птичек с торчащим на ушах пушком, перелетая с ветки на ветку, громко и жалобно пищат. (По И.Святскому).

Задания:

1) Выберите из текста информацию и сгруппируйте ее по микротемам: "Внешний вид" (животик, крылышки, затылок, лобик, спинка, хвостик), "Прилет", "Гнездо", "Птенцы". Выпишите эту информацию в виде ключевых слов (словосочетаний).

2) Составьте кластер про зяблика на основе выписанных слов.

3) Перескажите текст с опорой на кластер.

Задания на умение извлекать информацию и интерпретировать её.

Текст 1

Голубые киты не только самые крупные, но и самые громкие животные. Кит может произвести звук, равный ста восьмидесяти восьми децибелам. А сердце голубого кита бьётся 9 раз в минуту!

Вес синего кита сто пятьдесят тонн. Почему самое большое животное живёт именно в воде? Потому что на суше кит погиб бы под тяжестью собственного тела.

Задания:

1) Составьте таблицу, используя информацию из текста о ките.

Название животного

Размер

Вес

Биение сердца

Сила звука

Место обитания

Причина места обитания

2) Напишите небольшой текст о синем ките, используя данные из таблицы. Ваш текст не обязательно должен быть похож на прочитанный

( Напишите изложение по тексту, используя только информацию из таблицы).

Работа с текстами ОГЭ 9 класс:

Сжатое изложение

Задания 6-9 выполняются на основе текста

Задание 10 – анализ содержания текста

(извлечение информации)

Задания 11,12 – найти средства выразительности и лексический анализ

( анализ и интепретация)

Более высокий уровень владения читательской грамотностью – это оценка и осмысление

- Задания 13- сочинение

В каждом из этих заданий ученик должен показать своё умение читать текст, поскольку в каждом из этих заданий требуется приводить примеры, опираясь на прочитанный текст.

Например,в задании 13.3 надо не только ответить на вопрос, но и привести примеры из художественных произведений и жизненного опыта.

Осознание всего этого формирует оценку и критическое осмысление читательской грамотности.

Работа с текстами ЕГЭ

Задание 1 Это работа с текстами разных стилей и жанров.

Найти верные характеристики фрагмента текста

Уже само задание звучит по-новому. Тексты тоже обновляются. Уже есть тексты – интервью . Вырос и объём текстов. В чём преимущество таких текстов? До этого наши ученики не всегда понимали разницу,т.к. тексты были только из художественных произведений. Теперь это тексты научные. официально-деловые, публицистические.

Это задание направлено на поиск и извлечение информации: какие проблемы обсуждаются, какие точки зрения высказываются. Насколько правильно ответят ученики показывает. Смогли они понять, что хотел сказать человек в интервью, какова главная информация.

Задание 2 Самостоятельно подобрать определенную часть речи в предложении

(интерпретация и преобразование).Здесь надо понять не только смысловые отношения содержания текста, но и попытаться преобразовать , т.к. ответов может быть несколько,но ученик должен остановиться на одном.

Задание 3 Прочитать фрагмент словарной статьи, определить значение слова

(поиск и извлечение информации). Если ученик не понял содержания текста, то определить, в каком значении стоит слово,для него будет трудно.

Задания 22-27 работа по большому тексту – это формирование умений читательской грамотности.

А когда наступает час ЕГЭ – это уже проверка сформированности умений и знаний учеников.

Задание 22 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? (извлечение информации)

Задание 23 Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? (извлечение и интерпретация)

Задание 24 Выписать слова с определённым значением (извлечение и интерпретация информации)

Задание 25 Найти предложение, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения (извлечение информации)

Задание 26 Средства выразительности (анализ и интерпретация)

Задание 27 – сочинение

В этом задании ученики показывают совокупность и знаний,и умений, полученных на протяжении обучения в школе: умение извлекать информацию, умение интепретировать и преобразовывать информацию, оценивать и критически осмысливать эту информацию – всё это ученик демонстрирует в сочинении.

1.Комментарий должен быть с опорой на прочитанный текст

2.Чётко сказано, что при аргументации своего мнения ученик может использовать сведения, полученные как из текста, так и из художественных произведений и жизненного опыта.

3. При выявлении проблемы исходного текста интепретируется, оценивается и даётся результат.



Таким образом, читательскую грамотность нельзя рассматривать как сугубо лингвистическое понятие. Если мы научим внимательно читать художественные, официально-деловые тексты, то и научные тексты ученик тоже сможет внимательно читать. Читательская грамотность послужит основанием для формирования финансовой, естественно-научной грамотности, умение критически мыслить и анализировать.