Приёмы формирования читательской грамотности у учащихся начальной школы на уроках внеурочной деятельности .
Педагог - библиотекарь Беспалова Елена Викторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением английского языка»
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский
Функциональная грамотность
Готовность взаимодействовать с окружающим миром
Готовность решать учебные и житейские задачи
Владения рефлексивными умениями
Способность строить отношения
Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни .
Уровни читательской грамотности
Высокий
понимание и оценивание сообщений художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы речевого и житейского опыта и знаний учащихся
Средний
понимание текстов характерное для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения с целью вычитывать сообщения
Низкий
невозможное принятие
учащимися использование письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях
и знаниях для самообразования
Этапы формирования читательской грамотности
1 этап
Работа с текстом до чтения.
Она направлена на развитие антиципации (предвосхищение содержания текста по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов, ряду творческих заданий).
2 этап
Работа с текстом во время чтения.
Этот этап позволяет проверить предположения детей и через текст организовать «диалог с автором».
3 этап
Работа с текстом после чтения. Проникновение в подтекст, уяснение скрытого смысла (чтение между строк), помогает определить ведущую идею произведения.
Вопросы, направленные на формирование читательской грамотности
Вопросы о теме и проблемах:
по сюжету
об образах
о композиции
о языке
о жанре
об идеях
Приёмы
Найди и прочитай 5 слов на букву Р
РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМРЯБИНА
Прочитай слова без лишнего слога
кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод
Прочитайте пословицу правильно
Здоровому - грач не нужен.
Лес рубят – кепки летят.
Слезами морю не поможешь.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Труд кормит, а пень портит
Прочитай поговорку правильно
Дерево живёт друзьями, а человек корнями.
Труд портит, а лень - кормит.
За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
Один раз отмерь – семь раз отрежь.
У короткого языка – длинный ум.
Без пирога теста не испечёшь.
Что написано топором, не вырубишь пером.
Птичке клетка дороже золотой ветки.
Прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы
DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ
(Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)
Прием «Тексты с "хвостами"»
Несла Жучка
её тень.
Глядь, в воде
что в воде не тень, а Жучка и кость.
Пришло Жучке на ум,
Она и пусти свою кость,
кость через мост.
а своя ко дну пошла.
Ту не взяла,
чтобы ту взять.
Приём «Ромашка вопросов»
1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.
2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».
3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.»..
4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
Приём «Синквейн»
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна; 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза, несущая определенный смысл; 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Прием «Письмо с дырками»
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
Вечор , ты помнишь вьюга злилась,
На……небе мгла носилась,
Луна, как……пятно,
Сквозь желтела,
И ты сидела -……
А нынче погляди в окно:
……… .небесами
……… ..коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом». В.А. Сухомлинский
https://www.google.com/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8+%D0%B8+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&tbm=isch&ved
https://www.google.com/search?sca_esv=b96b654b27910a87&q=%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0+%D1%81+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BC+%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&tbm