СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирования читательской грамотности у учащихся начальной школы на уроках внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования читательской грамотности у учащихся начальной школы на уроках внеурочной деятельности.»

Приёмы формирования читательской грамотности  у учащихся начальной школы  на уроках внеурочной деятельности . Педагог - библиотекарь Беспалова Елена Викторовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением английского языка»

Приёмы формирования читательской грамотности у учащихся начальной школы на уроках внеурочной деятельности .

Педагог - библиотекарь Беспалова Елена Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением английского языка»

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.  К. Д. Ушинский

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

Функциональная грамотность Готовность взаимодействовать с окружающим миром Готовность решать учебные и житейские задачи Владения рефлексивными умениями Способность строить отношения

Функциональная грамотность

Готовность взаимодействовать с окружающим миром

Готовность решать учебные и житейские задачи

Владения рефлексивными умениями

Способность строить отношения

Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества.

Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни .

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни .

 Уровни читательской грамотности   Высокий понимание и оценивание сообщений художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы речевого и житейского опыта и знаний учащихся Средний понимание текстов характерное для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения с целью вычитывать сообщения Низкий невозможное принятие учащимися использование письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования

Уровни читательской грамотности

Высокий

понимание и оценивание сообщений художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы речевого и житейского опыта и знаний учащихся

Средний

понимание текстов характерное для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения с целью вычитывать сообщения

Низкий

невозможное принятие

учащимися использование письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях

и знаниях для самообразования

Этапы формирования читательской грамотности

Этапы формирования читательской грамотности

1 этап Работа с текстом до чтения. Она направлена на развитие антиципации (предвосхищение содержания текста по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов, ряду творческих заданий).

1 этап

Работа с текстом до чтения.

Она направлена на развитие антиципации (предвосхищение содержания текста по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов, ряду творческих заданий).

2 этап Работа с текстом во время чтения. Этот этап позволяет проверить предположения детей и через текст организовать «диалог с автором».

2 этап

Работа с текстом во время чтения.

Этот этап позволяет проверить предположения детей и через текст организовать «диалог с автором».

3 этап Работа с текстом после чтения. Проникновение в подтекст, уяснение скрытого смысла (чтение между строк), помогает определить ведущую идею произведения.

3 этап

Работа с текстом после чтения. Проникновение в подтекст, уяснение скрытого смысла (чтение между строк), помогает определить ведущую идею произведения.

Вопросы, направленные на формирование читательской грамотности Вопросы о теме и проблемах: по сюжету об образах о композиции о языке о жанре об идеях

Вопросы, направленные на формирование читательской грамотности

Вопросы о теме и проблемах:

по сюжету

об образах

о композиции

о языке

о жанре

об идеях

Приёмы Найди и прочитай 5 слов на букву Р РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМРЯБИНА

Приёмы

Найди и прочитай 5 слов на букву Р

РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМРЯБИНА

Прочитай слова без лишнего слога кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод

Прочитай слова без лишнего слога

кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод

Прочитайте пословицу правильно Здоровому - грач не нужен. Лес рубят – кепки летят. Слезами морю не поможешь. Старый круг лучше новых двух. Ус - хорошо, а два лучше. Труд кормит, а пень портит

Прочитайте пословицу правильно

Здоровому - грач не нужен.

Лес рубят – кепки летят.

Слезами морю не поможешь.

Старый круг лучше новых двух.

Ус - хорошо, а два лучше.

Труд кормит, а пень портит

Прочитай поговорку правильно Дерево живёт друзьями, а человек корнями. Труд портит, а лень - кормит. За одним зайцем погонишься – двух поймаешь. Один раз отмерь – семь раз отрежь. У короткого языка – длинный ум. Без пирога теста не испечёшь. Что написано топором, не вырубишь пером. Птичке клетка дороже золотой ветки.

Прочитай поговорку правильно

Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

У короткого языка – длинный ум.

Без пирога теста не испечёшь.

Что написано топором, не вырубишь пером.

Птичке клетка дороже золотой ветки.

Прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)

Прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы

DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ

(Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)

Прием «Тексты с

Прием «Тексты с "хвостами"» 

Несла Жучка

её тень.

Глядь, в воде

что в воде не тень, а Жучка и кость.

Пришло Жучке на ум,

Она и пусти свою кость,

кость через мост.

а своя ко дну пошла.

Ту не взяла,

чтобы ту взять.

Приём «Ромашка вопросов» 1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию. 2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему». 3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.».. 4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» 5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. 6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

Приём «Ромашка вопросов»

1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.

2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».

3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.»..

4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

Приём «Синквейн» Синквейн  – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;  2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;  3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;  4 строка – фраза, несущая определенный смысл;  5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Приём «Синквейн»

Синквейн  – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна; 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза, несущая определенный смысл; 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Прием «Письмо с дырками» А.С. Пушкин «Зимнее утро» Вечор , ты помнишь вьюга злилась, На……небе мгла носилась, Луна, как……пятно, Сквозь  желтела, И ты  сидела -…… А нынче погляди в окно: ……… .небесами ……… ..коврами, Блестя на солнце снег лежит.

Прием «Письмо с дырками»

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Вечор , ты помнишь вьюга злилась,

На……небе мгла носилась,

Луна, как……пятно,

Сквозь желтела,

И ты сидела -……

А нынче погляди в окно:

……… .небесами

……… ..коврами,

Блестя на солнце снег лежит.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом».  В.А. Сухомлинский

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом». В.А. Сухомлинский

https://www.google.com/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8+%D0%B8+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&tbm=isch&ved https://www.google.com/search?sca_esv=b96b654b27910a87&q=%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0+%D1%81+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BC+%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&tbm

https://www.google.com/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8+%D0%B8+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&tbm=isch&ved

https://www.google.com/search?sca_esv=b96b654b27910a87&q=%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0+%D1%81+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BC+%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&tbm