ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы предлагаем Вам обсудить с нами интересную, на наш взгляд, и актуальную для нас тему.
За окном зима, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напомнят вам о лете и посмотрите одну притчу:
(ВИДЕО)
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Мудрость этой притчи в том, что самые прочные знания – это те, что добыты своим трудом, через пробы, ошибки, порой неверные действия.
А еще урок притчи, на мой взгляд, заключается о том, что надо обретать не только знания, а способность целенаправленно применить эти добытые знания и умения в жизненной ситуации. Это самое главное, чему мы должны учить детей.
Вот и встают перед учителем вопросы: а как это сделать, каким образом достичь этой заветной цели?
Мы понимаем, что возникает необходимость в освоении новых эффективных форм и приемов обучения, которые будут направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, на отработку практических умений в новых образовательных ситуациях, т.е. на формирование функциональной грамотной личности ученика.
Сегодня мы бы хотели вместе с Вами, уважаемые коллеги, на педсовете раскрыть некоторые приемы формирования ФГ и услышать Ваше мнение о возможности их использования применительно к вашей предметной области.
ПРИЁМ «ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА» Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные лжезагадки, дети должны их угадывать. Дети дают ответы «Верного ответа нет и предлагают свой вариант ответа. Например:
Сколько будет 48 умножить на 4: 193 или 191?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Столица России - Париж или Минск?
Каким действием вычисляется периметр прямоугольника: делением или вычитанием?
Звук А звонкий или глухой?
Как думаете, коллеги, учит ли этот прием критически мыслить? Конечно!
Попробуйте сформулировать 1 вопрос ложной альтернативы по своей предметной области.
ПРИЁМ «ДА – НЕТ »
Учитель загадывает предмет, понятие, литературного героя, историческую личность и т.д., дети пытаются найти ответ (Кто или что это?), задавая любые уточняющие вопросы, на которые можно ответить лишь ДА или НЕТ.
Предлагаю апробировать этот прием в действии. Попробуйте догадаться, какой предмет у меня на столе, задавайте свои вопросы:
Правильно, это самый обсуждаемый продукт этого года – ЯЙЦА.
Чему учим:
Учим связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, удерживать в памяти несколько фактов, анализировать, развиваем финансовую грамотность
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Плавно переходим к следующему приёму. Ребёнок решил позавтракать. У него на столе лежат яйца. Ему необходимо определить какое из двух яиц вареное, а какое – сырое. Как это можно выяснить, что нужно сделать?
- Правильно, раскрутить. Какой можно сделать вывод?
- В вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.
Чему учит:
В ходе опытной деятельности школьник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Ну как же нам не вспомнить о самом новогоднем продукте – о мандаринах. Один мандарин с кожурой, а другой очищенный. Отгадайте, какой из мандаринов утонет быстрее — в кожуре или без нее? Почему?
- И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды.
Чему учит:
Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Т.е. данные эксперименты развивают естественнонаучную грамотность.
ПРИЁМ "ДОБАВЬ СЛЕДУЮЩЕЕ " Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний, на развитие памяти, умение слышать и слушать соучеников, учителя.
Ученик называет термин, понятие, ключевое слово из определения, передает эстафету следующему. Принявший эстафету повторяет то, что произнес предыдущий выступающий, добавляет свое и передает следующему участнику.
Давайте попробуем по теме «ЦВЕТА СПЕКТРА» (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)
ПРИЁМ «ХОРОШО - ПЛОХО» Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умения: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:
Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.
- Найдите плюсы или минусы данного явления.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
- Я вам предлагаю также поработать с этим приёмом, но взять природное явление – СНЕГ (сейчас же зима). Найдите плюсы и минусы данного явления.
- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….
- Плохо, когда идёт снег, потому что……
Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций.
Кроме этого формируются:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия;
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
ПРИЁМ «ЗЕРКАЛО»
Я вам предлагаю поиграть в игру «СКАЗКИ-ПЕРЕВЁРТЫШИ», отгадать название сказок.
Идея данной игры: названия известных сказок перевернуты, все слова даны с обратным смыслом. Нужно угадать сказку.
Как вариант — можно «переворачивать» не только названия сказок, но и имена главных героев.
Такая игра отлично тренирует логику и мышление ребенка. И развивается читательская грамотность.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
???
Любое число можно записать одними пятёрками, используя знаки арифметических действий. Например, ( 5 + 5 ) : 5 = 2.
- Как с помощью пятёрок и знаков действий получить 20, 11, 50?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.
Пожелание.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!