СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные методы и приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке освещены современные методы и приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Современные методы и приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе»

Современные методы и приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе  Бойко В. В., учитель начальных классов МБОУ «Школа № 151 г. Донецка»

Современные методы и приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Бойко В. В.,

учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 151 г. Донецка»

     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ   НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ   III. Требования к условиям реализации программы  начального общего образования 3.2.2. В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ III. Требования к условиям реализации программы начального общего образования

3.2.2. В целях обеспечения реализации программы начального общего

образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;

ПРИТЧА «ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ»

ПРИТЧА

«ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ»

   Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.  А.А. Леонтьев

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

А.А. Леонтьев

Функциональная грамотность  младшего школьника  готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования; возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Функциональная грамотность младшего школьника

  • готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
  • возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
  • способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
  • совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Педагогические технологии проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; технология продуктивного чтения; технология проектной деятельности; уровневая дифференциация обучения; Информационные и коммуникационные технологии;

Педагогические технологии

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
  • технология продуктивного чтения;
  • технология проектной деятельности;
  • уровневая дифференциация обучения;
  • Информационные и коммуникационные технологии;
Сущность функциональной грамотности  младшего школьника Добываю Применяю Оцениваю Готов к саморазвитию

Сущность функциональной грамотности младшего школьника

Добываю

Применяю

Оцениваю

Готов к саморазвитию

Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности Групповая форма работы; Игровая форма работы; Творческие задания; Тестовые задания; Практическая работа; Ролевые и деловые игры; Исследовательская деятельность.

Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности

  • Групповая форма работы;
  • Игровая форма работы;
  • Творческие задания;
  • Тестовые задания;
  • Практическая работа;
  • Ролевые и деловые игры;
  • Исследовательская деятельность.
ИНТЕГРАТИВНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Интегративные компоненты Предметные компоненты Читательская грамотность (предметы учебного плана) Литературная грамотность Коммуникативная грамотность Языковая грамотность Информационная грамотность Математическая грамотность Социальная грамотность Естественнонаучная грамотность

ИНТЕГРАТИВНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Интегративные компоненты

Предметные компоненты

Читательская грамотность

(предметы учебного плана)

Литературная грамотность

Коммуникативная грамотность

Языковая грамотность

Информационная грамотность

Математическая грамотность

Социальная грамотность

Естественнонаучная грамотность

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ  Базовый навык функциональной грамотности способность человека понимать и использовать письменные тексты; размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Базовый навык функциональной грамотности

  • способность человека понимать и использовать письменные тексты;
  • размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
  • расширять свои знания и возможности;
  • участвовать в социальной жизни.
Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство» Пробно-поисковые ситуации; Беседы-дискуссии; Сам задай вопрос; Приём устного словесного рисования; Словарно-стилистическая работа; Элементы драматизации.

Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство»

  • Пробно-поисковые ситуации;
  • Беседы-дискуссии;
  • Сам задай вопрос;
  • Приём устного словесного рисования;
  • Словарно-стилистическая работа;
  • Элементы драматизации.
Методы и приемы  для формирования читательской грамотности  1. «Чтение с остановками»  2. «Синквейн»  3. «Работа с вопросником»

Методы и приемы для формирования читательской грамотности

1. «Чтение с остановками»

2. «Синквейн»

3. «Работа с вопросником»

ВОПРОСНИК  Л.Н. Толстой «Лев и собачка» 1.  Назовите главных героев произведения. 2.  Где происходят события? 3.  Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста. 4.  Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней? 5.  Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы. 6.  Что однажды произошло? 7.  Что случилось с собачкой через год? 8.  Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации. 9.  Чем заканчивается быль? 10.  Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте. 11.  Каково ваше впечатление от рассказа?

ВОПРОСНИК Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

1. Назовите главных героев произведения.

2. Где происходят события?

3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?

5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.

6. Что однажды произошло?

7. Что случилось с собачкой через год?

8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.

9. Чем заканчивается быль?

10. Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.

11. Каково ваше впечатление от рассказа?

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ  ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ 4. «Знаю, хочу узнать, узнал»  5. «Мозговой штурм»  6. «Уголки»  7. «Написание творческих работ»  8. «Создание викторины»  9. «Логическая цепочка»  10. «Тонкие и толстые вопросы»

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

4. «Знаю, хочу узнать, узнал» 5. «Мозговой штурм» 6. «Уголки» 7. «Написание творческих работ» 8. «Создание викторины» 9. «Логическая цепочка» 10. «Тонкие и толстые вопросы»

 Примеры ключевых слов  толстых и тонких вопросов Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…?

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Тонкие вопросы

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Математическая грамотность Это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,  заинтересованному и мыслящему гражданину

Математическая грамотность

Это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину

Логические задания на уроках математики

Логические задания на уроках математики

Заполнить пустые места

Заполнить пустые места

Интересные факты из истории математики, геометрии Циркуль является одним из самых древних измерительных инструментов, который использовался архитекторами и строителями еще на Древнем Востоке. В античности изображение циркуля помещали на надгробиях строителей как символ их профессиональной принадлежности. Начиная с эпохи Средневековья циркуль, как инструмент для вычерчивания безупречных кругов стал символом геометрии, космического порядка и планомерных действий. В это время часто рисовали Бога Саваофа в образе творца и архитектора Вселенной с циркулем в руках.

Интересные факты из истории математики, геометрии

Циркуль является одним из самых древних измерительных инструментов, который использовался архитекторами и строителями еще на Древнем Востоке.

В античности изображение циркуля помещали на надгробиях строителей как символ их профессиональной принадлежности.

Начиная с эпохи Средневековья циркуль, как инструмент для вычерчивания безупречных кругов стал символом геометрии, космического порядка и планомерных действий.

В это время часто рисовали Бога Саваофа в образе творца и архитектора Вселенной с циркулем в руках.

Различные формы работы над задачей Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного Решение обратных задач Решение задач различными способами Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать

Различные формы работы над задачей

Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного

Решение обратных задач

Решение задач различными способами

Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу

Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку")

Самостоятельное составление задач учащимися

Решение задач с недостающими данными

Изменение вопроса задачи

Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение

Составление аналогичной задачи с измененными данными

Умение переводить информацию в другие текстовые формы.  (Создать сплошной текст на основе несплошного текста) Задание: «Кассовый чек» Задача: У мамы было 500 рублей. Она купила в магазине кефир за 25 рублей, сметану за 55 рублей, творог за 20 рублей. Сколько денег осталось у мамы?

Умение переводить информацию в другие текстовые формы. (Создать сплошной текст на основе несплошного текста)

Задание: «Кассовый чек»

Задача:

У мамы было 500 рублей. Она купила в магазине кефир за 25 рублей, сметану за 55 рублей, творог за 20 рублей. Сколько денег осталось у мамы?

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19. В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ?

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19.

В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ?

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 10 пауков построились в хоровод и каждый взял за лапку каждого из своих соседей. Сколько всего лапок оказались свободными?

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

10 пауков построились в хоровод и каждый взял за лапку каждого из своих соседей.

Сколько всего лапок оказались свободными?

РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ С ЗАШИФРОВАННЫМИ ЧИСЛАМИ

РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ С ЗАШИФРОВАННЫМИ ЧИСЛАМИ

Естественнонаучная грамотность  Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной  проблематикой

Естественнонаучная грамотность

Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой

ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИТЬ! Некоторые растения защищаются 1) острыми шипами; 2) жгучими волосками; 3) горьким вкусом. Обозначь эти растения номерами. А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй объяснить, кто как защищается.

ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИТЬ!

Некоторые растения защищаются 1) острыми шипами;

2) жгучими волосками;

3) горьким вкусом.

Обозначь эти растения номерами.

А как защищаются животные?

Рассмотри рисунки и попробуй объяснить, кто как защищается.

 Приём «Удивляй!» Игра – «Где спряталась вода?»

Приём «Удивляй!»

Игра – «Где спряталась вода?»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!