СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики.»

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики.

Из опыта работы учителя начальных классов МАОУ СОШ № 16 г. Балаково, Прониной Ирины Сергеевны.
2.

Функциональная грамотность –это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл –в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.


3.

Составляющие функциональной грамотности
• Математическая
• Финансовая
• Естественнонаучная
• Читательская
• Критическое мышление


4.

Зачем формировать функциональную грамотность?
В современном мире для школьников важны не только фундаментальные знания по предметам, но и умение работать с большими объемами и разными видами информации, креативность, способность планировать исследования, грамотно объяснять процессы и явления.

Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Одним из ее видов является математическая грамотность.


Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить
математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Она включает использование математических понятий, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.


5

Составляющие математической грамотности
Умение находить и отбирать информацию;
Умение производить арифметические действия и применять их для решения
задач;
Умение интерпретировать, оценивать и анализировать данные.


6

Для обучения функциональной грамотности, важно обратить внимание на следующие подходы и форматы заданий.

Комплексность

С помощью заданий ребята сначала отрабатывают каждую из грамотностей (читательскую, математическую, естественно-научную и другие) в отдельности, а затем — в комбинации.

Проблемность и внеучебный контекст

Полезны задачи, которые не содержат шаблонных подсказок. Мы можем отрабатывать типовые способы решения задач, однако дети привыкают к схеме «новая тема — упражнения для закрепления», то есть «способ решения — задача». В таком формате они не задумываются над тем, что делают, а вспоминают конкретные правила и выполняют задания. Когда речь идет о функциональной грамотности, которая воссоздает ситуации из повседневной жизни, подобные модели могут не подойти. Необходимо освоить учебный принцип — «от задачи к способу решения». Педагогу в этом помогут, например, задания на понимание смыслов: «Приведи пример...», «Вырази с помощью...», «Поясни термин/утверждение...», «Изобрази...» и т.п.

Неопределенность в способах действий и альтернативные решения

При работе с задачей по функциональной грамотности важно понять, что решение зависит от ее сути (а не от недавно пройденных правил), а теоретические знания следует переносить на практику. Верных вариантов может быть несколько — потребуются рассуждения. Проверяют такие задания не по правильному ответу, а по верному способу решения.

7

Какие виды учебных заданий используются?

Это компетентностно-ориентированные задания, которые изменяют традиционные подходы к уроку. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют их применения в практической деятельности.

 Какими особенностями характеризуются компетентностно- ориентированное задание?

Имитирует жизненную ситуацию;

Адаптирована к возрастному уровню обучающихся;

Выходит за рамки одной образовательной области;

Обладает избыточным или недостаточным количеством данных.

8 9 10 11 12

Типы компетентностно- ориентированных заданий

Предметные компетентностно- ориентированные задания

Практические компетентностно- ориентированные задания

Межпредметные компетентностно- ориентированные задания

13

Какие приемы позволяют максимально эффективно развивать математическую грамотность?

  • Использование математического моделирования.

  • Обогащение социального опыта обучающихся.

  • Личная значимость компетентностно-ориентированного задания.

  • Общественная значимость компетентностно-ориентированного задания.

  • Межпредметная интеграция.

14

Рассмотрим прием математического моделирования при решении контекстных задач.

Первый этап- это математизация информации, т.е. перевод данных в математические величины.

Второй этап –установление функциональной зависимости между величинами.

Третий этап- составление собственно математической задачи (строится график, таблица, рисунок или эскиз, граф)

Четвертый этап- решение собственно математической задачи исходя из новых условий.

Пятый этап- составляем обобщенную модель с использованием буквенной символики. Задачи связанные с нахождением скорости, времени. расстояния,

Шестой этап- интерпретация полученных результатов в контексте реальной ситуации.

Пример: Задача 9 стр.21 учебник математика 3

1516

Для обогащение социального опыта учащихся

я использую задачи из тренажера

17

Пример компетентностно-ориентированных заданий имеющих личную значимость

Стимул: Коля увлекается историей древнего мира. В воскресенье он запланировал сходить в историко-краеведческий музей. Но так же мальчик очень любит смотреть мультфильмы. Как же ему совместить два любимых занятия.

Задачная формулировка: Расстояние от дома до музея 4 км. Туда и обратно Коля решил идти пешком, туда со скоростью 4 км/ч, а обратно со скоростью 2 км/ч. В музее он планирует пробыть 2 часа, а вернуться хочет к 14 часам, что бы успеть посмотреть мультфильм по телевизору.

1 задание: Рассчитай, сколько времени уйдёт у Коли на весь поход в музей.

Полученные данные запиши в таблицу

Время, потраченное на дорогу в музей.

Время, потраченное на обратный путь.

Время нахождения в музее.

Общее время.









2 задание: Закончи предложение:

Чтобы вернуться к просмотру мультфильма, Коля должен выйти из дома не позже ...

3 задание: Рассчитай, во сколько Коля должен выйти из дома, если бы он поехал в музей на велосипеде со скоростью 8 км/ч (туда и обратно). Учти, что на остановки по дороге он потратил ещё 15 мин. Запиши свои рассуждения и вывод.

18

Общественная значимость компетентностно-ориентированных заданий

Стимул: В нашей школе объявлена акция по благоустройству школьного двора. Участники должны распланировать клумбу с цветами. Прими и ты участие в этой акции.

Задачная формулировка: Каждый класс имеет по 32 метра провода, которым нужно обозначить на земле границу клумбы. Форму клумбы предлагают выбрать из следующих вариантов.

1 задание: Обведи слово «Да» или «Нет» в таблице около каждой формы клумбы в зависимости, от того, хватит или не хватит участникам 32 метра провода, чтобы обозначить её границу.

2 задание: Укажи на чертеже размеры сторон клумб, если известно, что на их разметку ушло 32 метра провода.

3 задание: Придумай свои формы клумб. Запиши размеры сторон. Помни, что на разметку каждой клумбы отводится только 32 метра провода.

Такие задания приучают школьника критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.

19

Межпредметная интеграция

Проводя наблюдение за учащимися, можно сделать вывод о том, что уроки с использованием межпредметных связей улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учебе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений.

Рассмотрим на примере задачи, связанной с темой здорового питания. питания



Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.

Необходимо определить тему предстоящего урока, а она у нас связана с определенным математическим содержанием.

Понять, что может быть нового на этом уроке, не только в плане математических знаний, но и в плане социального опыта.

Определить значимость знаний, которые получат учащиеся на этом уроке. Тогда все эти вопросы могут быть сформулированы в виде личностно значимой проблемы. Эта проблема будет иметь не математический характер, а носить роль жизненной ситуации. Когда отработан набор определенных знаний умений и навыков. Как они работают н практике можно проверить, выполняя мини-проекты в конце темы. Работу можно организовать как в группах, так и индивидуально.

20

Ключи к успеху
  • Активно вовлекать школьников в учебный процесс. Чтобы заинтересовать ребят, можно использовать загадки, парадоксы, афоризмы, дилеммы, диспуты, инсценировки и т.д.

  • Поощрять учебное сотрудничество — учение в общении. Так дети получат возможность обмениваться мнениями о задании, смогут обсудить пути решения, сравнить их способы и полученные результаты.

  • Поощрять поисковую активность.

  • Развивать у школьников самостоятельную оценочную деятельность, не «захватывая» все функции контроля и оценки.

  • Переводить знания из пассивных в активные. Для этого подойдут задания с неопределенными решениями, где требуется «перевод» с обыденного языка на язык предмета и допустимы альтернативные ответы.

  • Развивать читательскую грамотность. Она необходима не только на уроках русского языка и литературы — 20-30 процентов ошибок могут возникнуть из-за того, что дети не понимают смысл задания или не могут грамотно прочитать текст.


Для применения таких подходов специалисты предлагают следующие форматы заданий:

  • учебные исследования;

  • учебные проекты, задания проектного типа;

  • кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания, которые помогают получить опыт успешных действий;

  • комплексные задания (в которых есть мотивационная часть, а также разные форматы представления информации, охватывающие все оцениваемые компетенции).

21

Расширение математического кругозора. Позволяет более уверенно ориентироваться в самых простых закономерностях окружающей действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Кроме того, развитие математической грамотности способствует формированию критического мышления, умению решать проблемы и развивает важные навыки, которые понадобятся детям в будущем. 

22