Приём | Формируемые умения |
«Дискуссия» На определённый вопрос предлагается два варианта суждения. Необходимо разделиться на группы с противоположными мнениями. Обсудить и привести аргументы в пользу той или иной точки зрения. | Умение аргументировать свою точку зрения. Умение работать в команде, договариваться, приходить к общему мнению. Умение высказывать своё мнение. Умение строить полный ответ. |
«Лови ошибку». Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: - явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из личного опыта и знаний; - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют допущенные ошибки. | Умение осознанно читать. Умение выделять в тексте понятное, непонятное. Умение высказывать своё мнение. Умение аргументировать свою точку зрения. |
«Инсерт». Чтение текста с пометками, обозначающими: я это знал, я этого не знал, это меня удивило, хотел бы узнать подробнее. В таблицы выписываются основные положения из текста. Далее можно организовать работу в парах, где дети могут обменяться своими мнениями, сделать определённые выводы. Осуществляется поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. | Умение осознанно читать. Ставить цель чтения. Выделять в тексте понятное, непонятное. Выделять главную мысль текста, частей текста. Извлекать из текста информацию. Формулировать выводы. Умение слушать. |
«Ключевые слова». Из текста выписываются ключевые слова, по которым нужно предположить, о чём будет рассказ, придумать свой рассказ или расставить слова в определённой последовательности. Дети работают в парах. Затем дети ищут подтверждение или опровержение своим предположениям. | Умение слушать других . Умение выражать свою мысль, строить полный ответ. Умение договариваться. Умение грамматически правильно связывать слова в предложения, предложения в текст. |
«Прогнозирование с помощью открытых вопросов». Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? и т.д. Вопросы могут быть фактические, уточняющие (ты так считаешь?), объясняющие (почему?), творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы предположения, прогноза), оценочные ( чем то-то отличается от того-то?), практические (как поступили бы на месте героя? Где в обычной жизни…?). | Умение отвечать на вопросы по содержанию. Умение отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста. Умение находить в тексте подтверждение предложенного суждения. Умение извлекать из текста информацию, данную в явном виде. Умение извлекать из текста информацию, данную в неявном виде. Умение высказывать своё мнение. |
«Толстый и тонкий вопросы». «Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа, фактического. «Толстые» вопросы требуют подробного, развёрнутого ответа. Работа может быть организована как в паре, так и в группе. Даётся задание к тексту составить по 2-4 толстых и тонких вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрать наиболее интересные, которые можно задать всему классу. Тонкие | Толстые | Кто? Что? Когда? Может..? Будет..? Мог ли ..? Как звать..? Было ли...? Согласны ли вы..? Верно ли..? | Дайте 3 объяснения: почему…? Объясните, почему..? Почему вы думаете..? Почему вы считаете..? В чём различие..? Предположите, что будет, если..? Что, если..? | | Умение задавать вопрос. Умение излагать ответ на вопрос. Умение подбирать соответствующие примеры, факты, аргументы при ответе. Умение грамматически правильно связывать слова в предложения, предложения в текст. Умение работать в паре, приходить к единому мнению. Умение слушать других. |
«Взаимоопрос». Чтение текста в парах по одной части. Роли ученика и учителя меняются. Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу. Вопросы записываются. Лучшие вопросы задаются классу. | Умение осознанно читать. Умение выделять в тексте понятное и непонятное. Умение выделять главную мысль части текста. Умение извлекать из текста информацию. Умение ставить вопросы. Умение давать полный ответ на вопрос. Умение слушать другого. |
«Зигзаг». 1 этап – учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп. 2 этап – рассаживаются в группы экспертов (по номерам), каждая группа получает определённое задание, в группе изучают, составляют опорные схемы, план. 3 этап – возвращаются в основные группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение. | Умение работать в группе. Умение слушать. Умение осознанно читать. Умение извлекать из текста информацию. Умение выделять в тексте понятное и непонятное. Умение выделять смысловые части. Умение озаглавливать части текста, составлять план. Умение выполнять подробный пересказ. Умение выполнять краткий пересказ. |
«Свободное письмо». Аргументированное письмо, в котором в течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. | Умение формулировать тему своего текста. Умение при изложении мыслей придерживаться темы. Умение аргументировать свой ответ. Умение грамматически правильно связывать слова в предложения, предложение в текст. |