СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы, формы и методы мотивации деятельности учащихся на уроке.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы, формы и методы мотивации

деятельности учащихся на уроке.

     Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний?               

    Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современного техникума . Его актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у студентов приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

Доказано, что мотивация студентов – один из критериев эффективности педагогического процесса.

Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:

- содержание учебного материала;

- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.

Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей человека не имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него какого-либо воздействия, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной  и умственной переработке. В результате студент получает импульс к последующей деятельности. Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у студентов будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.

Хотелось бы остановиться на некоторых  приемах и методах создания мотивации

^ Прием первый: апелляция к жизненному опыту людей.

          Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.

^ Прием второй: создание проблемной ситуации

   Для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, человек осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом, а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и более глубокого понимания материала и интереса к нему. Создание проблемной ситуации гарантирует интерес к изучаемому.

 

^ Третий прием: ролевой подход и  деловая игра.

     В деловой игре у каждого  вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.  Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

Отдельно хочется остановиться на некоторых методах обучения, способствующих мотивации. Метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Студенты на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Они понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически.

Отдельно хочется поговорить о нетрадиционных уроках: игровых и интегрированных, которые бесспорно относятся к эмоциональным методам мотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки. Интегрированный урок – это находка для учителя осуществить межпредметную связь.

Именно так они их воспринимают и именно так они будут отзываться о любых новшествах, идущих от этой пассивной и ленивой учительницы. И именно эта самая лень будет у них развиваться быстрее, чем интерес к новым формам работы.

Педагог должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Он должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность

Важна для мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные достижения студентов . Учитель поощряет и подкрепляет достижения студента, сравнивая их не с результатами других людей , а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат – оптимальная мотивация и успешная учеба.

Большое значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет оценка. Учителя с момента появления нового студента в техникуме нередко пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения его  к активной работе. Отметка в этом случае заслоняет подлинную ценность его деятельности. Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.