Эффективные способы и приёмы работ по формированию умения определять тему и главную мысль текста при подготовке в ВПР, Кравцова И.Б.
«Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность» Бернард Шоу. (слайд)
И мы займёмся сегодня именно деятельностью на нашем сегодняшнем заседании. Наша главная цель, к которой идет каждый из нас - это комплексная работа и ВПР. Система подготовки к ВПР – это совокупность форм, средств, методов, содержания, направленных на достижение определенного результата. И от того насколько грамотно будет построена наша работа, зависит результат. Данные Всероссийских проверочных работ для 4 классов показывают, что работа с текстом, с анализом произведений вызывает затруднения и не даёт ожидаемых образовательных результатов. Это повод пересмотреть методы и приемы подготовки учащихся.
Для начала нужно обозначить учебную цель. Умение учащихся правильно создавать устные и письменные тексты - это показатель общей культуры и уровня социализации ребят. Следовательно, работа с текстом при подготовке к ВПР-это развитие одного из элементов общей культуры человека. Существует заблуждение, что обогащать речь нужно преимущественно в процессе творческой деятельности, и тем лучше он станет письменно и устно работать с материалом. Это не так. Распространённый вопрос «о чём текст?», который, казалось бы, должен развивать навык анализа у детей, на самом деле является малоэффективным в 1-4 классах. Для начала ребёнку необходимо накопить знания.
Свою работу начинаю не с текста, а с предложения.
-Прочитайте:
В лесу каждый готовится к зиме по-своему. (слайд)
-Что это? Текст? Предложение? Словосочетание?
-Докажите, что это предложение.
(В предложении слова связаны между собой по смыслу. Выражена главная мысль. При письме большой буквой обозначают начало предложения, а точкой или другим знаком –его конец)
-Какое оно по цели высказывания? (Повеств.)
- По интонации? (невосклиц.)
-Прочитайте ещё раз предложение.
-Что хотел сказать автор в этом предложении?
-Это является главной мыслью этого предложения.
А как это предложение превратить в текст? (Составить и дополнить предложениями)
-Значит что такое текст? ( несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль)
- Подумайте, о чем хочется сказать дальше?
-Прочитайте предложения и решите, какие из них раскрывают мысль первого предложения, а какие – нет. (Слайд)
Птицы приносят большую пользу.
Птицы улетают в тёплые края.
Бабочки, стрекозы, жуки - это насекомые.
Насекомые прячутся под кору деревьев и засыпают.
-Прочитайте исходное предложение и подставьте к нему 1предложение.
-Подходит оно или нет? Продолжает мысль или нет?
-Подставим 2 предложение. Подходит оно?
Подставим 3, 4. Получился ли текст?
Какой вывод можно сделать? ( Мысль одного предложения продолжается в другом)
-Вот перед вами дерево?
- Каково строение дерева?
- К чему прикрепляются ветки?
-Так и в тексте всегда есть стержень, ствол.
-Как вы думаете, каков стержень текста?
-Ствол - это тема и главная мысль.
-А чем будут ветки? (предложения)
- Итак, давайте попробуем определить главную мысль текста.
На первом этапе лучше давать готовые ответы. А когда учащиеся научатся на готовых ответах, переходить на самостоятельное определение главной мысли.
Была у Бори собака Шарик. Идёт мальчик в школу, а собака за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик во дворе лежит, ждёт. Шарик - настоящий друг.
-Выберите формулировку, которая наиболее точно отражает главную мысль текста.
Мальчик и собака.
Собака Шарик.
Собака - настоящий друг.
Шарик – настоящий друг.
- Как вы считаете, почему не подходит первая формулировка? Вторая? Четвёртая?
Учащиеся часто испытывают трудности в составлении плана. Это одно из западающих заданий ВПР. Чтобы составить план, нужно понять текст. А чтобы понять текст, нужно уметь выделить в нём существенное, разделить на части. Предлагаю вашему вниманию комбинированную методику обучения умения составлять план на примере небольшого рассказа.
Заблудился.
Стояла холодная зима. Утром Ваня взял сани и поехал в лес за дровами. Вдруг началась метель. Сильный ветер крутил хлопья снега и бил в лицо. Дорогу замело. Мальчик долго бродил в лесу. Он устал, сел под ель и заснул. Мимо ехал колхозник Егор. Под деревом он заметил мальчика. Мальчик был ещё жив. Дядя Егор завернул Ваню в тулуп и привёз в деревню.
Вначале нужно провести диалог по этому тексту.
Заблудился - возникают вопросы:
Где заблудился? (Чаще всего это бывает в лесу или на каких то просторах в непогоду)
Почему заблудился? (Плохо ориентировался в этой местности или была непогода)
Стояла холодная зима.
Кто-то уже догадался, почему мальчик заблудился?
Утром Ваня взял сани и поехал в лес за дровами.
-Где мог заблудиться мальчик?
Вдруг началась метель. Сильный ветер крутил хлопья снега и бил в лицо. Дорогу замело. Мальчик долго бродил по лесу.
-Всё подтверждается.
Он устал, сел под ель и заснул.
-Что в таких случаях происходит с людьми? Но, а Ваня погиб? Как вы думаете?
-Рассказ называется «Заблудился», если бы он погиб в лесу, рассказ назывался бы как-то иначе.
-Наверное, его кто-то спасет. Но кто?
Мимо ехал колхозник Егор.
-Как вы думаете, может он спасти Ваню?
Дядя Егор завернул Ваню в тулуп и привёз в деревню.
После такого диалога ребёнок должен выделить главную мысль рассказа, а для этого перечислить, о ком или о чём говорится в рассказе и что об этом говорится: «О времени года, о метели, о Ване, о дяде Егоре. Так какова же главная мысль рассказа: Ваня заблудился, и его спас дядя Егор» При нахождении главной мысли были выделены четыре существенные мысли, теперь надо установить их логическую последовательность. Была зима, Ваня пошел в лес, потом началась метель, из - за которой Ваня заблудился. И, наконец, дядя Егор нашел Ваню и спас его.
После этого текст нужно разбирать на части, и каждую часть нужно озаглавить. Вначале с вопросами, о ком или о чем говорится в тексте и что об этом говорится, вопросы задает учитель. Однако после непродолжительной тренировки дети должны сами задавать себе вопросы. Этот развернутый этап обучения можно сравнить с чтение по слогам. Впоследствии человек забывает о начальной стадии обучения чтению. Также и здесь: все эти развёрнутые действия-рассуждения свернутся, а на смену им придёт умение выделять главное.
Обучение постановке вопросов к тексту строю по такому же плану, как и работу по определению главной мысли. Начинаю отрабатывать на примере одного предложения. Дети ставят в предложении к каждому слову вопрос.
Белка сидела на дереве.
-Поставьте вопрос к слову белка, к слову сидела, к словам на дереве.
Затем начинаю такую же работу уже на основе абзаца из текса или беру маленький текст. Когда я понимаю, что дети поняли материал, приступаю к работе с большими текстами.
-Сейчас я раздам вам текст части 2 ВПР 2017 года. Поработаем в группах. Первая группа составляет вопросы к 1 части текста. Вторая ко второй, а третья к третьей.
-Давайте посмотрим, что у нас получилось. Озвучьте вопросы. Ответ, на какой вопрос выражает главную мысль 1 абзаца?
-Какие вопросы получились у второй группы? Ответ, на какой вопрос выражает главную мысль второго абзаца?
-Послушаем третью группу? Какова главная мысль данной части.
-У нас получился готовый план.
Это говорит о том, что если учащиеся научатся правильно ставить вопросы по тексту, они научатся и составлять план.
Таким образом, план помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, они учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить главное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или пункта плана. Такого рода работу желательно вести систематически в рамках урочной и внеурочной деятельности.