Формирование читательской грамотности младших школьников
Способы и приёмы работы с текстом
Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Термин «читательская грамотность» подчеркивает активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей.
Раньше основное ожидание по отношению к ученику сводилось к формуле: «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации и её использованию. Следовательно, любые исследования, измеряющие читательскую грамотность обучающихся, получивших обязательное школьное образование, должны быть сфокусированы на таких читательских умениях, как поиск, выбор, интерпретация и оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях.
Эти читательские умения не только определённым образом оттачивают умы обучающихся, не только служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
Читательские умения и стратегии меняются в зависимости от целей чтения и типа текста. К примеру, для чтения сплошного чисто словесного и несплошного текста, включающего невербальные средства сообщения информации (рисунки, графики, схемы, таблицы), нужны разные стратегии.
Стратегии работы с текстом — это закономерность в принятии решений в ходе познавательной деятельности. Одинаковый способ работы с материалом при изменении самого материала, набор действий, которые использует учащийся для совершенствования обучения, повышения его эффективности и результативности. В случае успеха учащийся запоминает способ, переносит его в другие ситуации, делает универсальным.
Техника активно-продуктивного чтения основана на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, это ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.
Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.
Стратегии работы с текстом
Существуют стратегии предтекстовые, текстовые и послетекстовые. Традиционно учитель уделяет большое внимание послетекстовым стратегиям: задаёт вопросы по прочитанному тексту, просит найти в тексте конкретную информацию, сделать вывод или дать характеристику герою или событию.
Инновационная методика рекомендует активизировать обучающихся на этапе до-знакомства с текстом и на этапе знакомства с текстом.
Этапы восприятия текста
(Чтение с остановками — текстовая стратегия)
Восприятие графического облика текста
Включение «механизма предвидения»
Расшифровка «подсказок» автора (фонетических, словообразовательных, лексических, грамматических).
Понимание отдельных слов или выражений.
Целостное осмысление текста (темы, проблемы, идеи).
Алфавит — предтекстовая стратегия
Используется на этапе урока: Актуализация необходимых знаний
Создает условия для формирования первой группы умений: Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла,
нахождение информации
Окружающий мир. 4 класс
Тема: В холодной тундре
Актуализируем информацию, вспоминая понятия, термины, словосочетания последовательно на буквы алфавита.
А - Арктика
Б – безлесая равнина
В – вода талая, дождевая
Г - голубика
Д - день полярный
Ж - животные
З - зима
И - исследования
К – карликовая берёза
Л - лемминги
М - многолетняя мерзлота
Н – ночь полярная
О - олени
Приём «Эпиграф урока»
Приём предтекстовой стратегии. По эпиграфу детям предлагается предположить, о чём будет разговор на уроке.
Например
- Предмет: Математика. 4 класс
Тема: Умножение двузначного числа на двузначное
Эпиграф: Счет и вычисления - основа порядка в голове. (Песталоцци)
- Предмет: Русский язык. 4 класс
Тема: Слово и его значение
Эпиграф: Все народы меняются словами и занимают их друг у друга. (В.Г.Белинский).
- Предмет: Литературное чтение. 4 класс
Тема: Маленькие и большие секреты страны Литературии
Эпиграф: Слово - великое орудие жизни. (Короленко).
Приём «Сплошной текст»
Например
- Найди в тексте названия древнерусских городов.
ВАУРТАКЫЦЛРОСТОВХЗЩГРГСРИКИЕВСЧАОЛАЦГЗХЗШГПСКОВДОЛПАГОПСВЛОРЫЦПНОВГОРОДСЧРАПВПЧЕРНИГОВПАОРВО
- Найди в двустишьи «спрятанное» животное.
Была гроза. Я целый час
Не открывал от страха глаз.
- Окружающий мир, тема «Среди лесов», термин «медведь».
Был величайшим ученым в мире. Он был математиком, физиком, астрономом, инженером, изобретателем и разработчиком оружия. Это Архимед. Ведь благодаря своим трудам и изобретениям он намного опередил свое время.