Мастер-класс «Приёмы, направленные на развитие коммуникативной стороны речи на логопедических занятиях»
Теоретическая часть. Нередко дети с ОВЗ испытывают неловкость, неуверенность при общении, стесняются своего дефекта. А если у ребенка был отрицательный опыт реакции сверстников или взрослых на его дефект, то этот ребенок либо замыкается в себе, отказывается от общения, либо начинает использовать агрессивные формы поведения, пытаясь скомпенсировать речевой недостаток.
Во всех случаях, предстоит коррекционно-развивающая работа не только по преодолению отклонений речевого развития, но и по формированию предпосылок к полноценному овладению навыками учебной деятельности и коммуникативными умениями.
Практическая часть.
Можно выделить этапы формирования коммуникативных УУД детей с нарушениями речи и практические приемы, которые можно использовать в учебной деятельности:
«Учитель руководит» - развитие умений по образцу учителя.
Создание эмоционального настроя на общение
Игра «Давайте познакомимся». Цель: раскрепостить детей, создать дружескую обстановку на занятии.
Учитель демонстрирует картинки, на которых изображены какие-либо обобщающие понятия, например, «фрукты», «овощи», животные», «птицы», «виды спорта» В этом случае нужно называть любимый предмет той обобщающей группы, что нарисована на картинке и объяснить почему.
Учитель предлагает образец высказывания: «Меня зовут Елена Алексеевна. Я люблю яблоки, потому что они очень полезные».
Лучше передавать во время знакомства предмет, например, мяч, чтобы контролировать очередность высказываний учеников.
Игра «Познакомь куклу с нами». Цель: помочь ребенку научиться вежливо говорить о других ребятах, описывая их внешность илиположительные качества характера. Учитель берет куклу в руки и, подходя к ученику, говорит: «Знакомься, кукла Маша, это Кирилл. У него голубые глаза». Затем передает куклу ученику, который по образцу строит свою фразу.
Умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
Игра «Снежный ком» Цель: способствовать осознанному распространению и запоминанию предложения.
Учитель предлагает детям картинку с изображенной ситуацией. Дети определяют начало предложения. Например: «Катя ест». Учитель-логопед повторяет это предложение и добавляет одно слово «Катя ест …картошку». Каждый следующий ученик повторяет полученное предложение и добавляет в него одно свое слово. На первых порах учитель может задавать наводящий вопрос для добавления слова. Важно не потерять слова при произнесении получающегося распространенного предложения.
Умение задавать вопрос
Игра «Чудесный мешочек» Цель: формировать у детей умение задавать вопрос для уточнения необходимой информации.
В плотном мешочке находятся небольшие предметы. Один ученик запускает руку в мешок и нащупывает предмет. Не вытаскивая его, отвечает на вопросы товарищей. Образец вопроса задает учитель: «Этот предмет мягкий?», «Какой формы этот предмет?» и т.д. Можно предложить ребенку достать предмет, но не показывать другим. Это упражнение развивает мыслительную деятельность и активность восприятия. Предметы чудесного мешочка можно подбирать по заданной теме, например, «Геометрические фигуры»
«Учитель помогает»- развитие умений с помощью учителя-логопеда или с его корректировкой.
Игра «Исправь Незнайку» Цель: развивать умение детей грамматически верно озвучивать свою мысль.
Учитель-логопед на примере прочитанного текста или рассмотренной картинки от лица сказочного героя (например, Незнайки) делает заведомо неправильные утверждения. Например, «Незнайка считает, что бабушка шьет платье». А ученик должен его исправить, начав фразу «А я считаю, что бабушка… вяжет носки» или «А мне кажется, что… мама шьет платье» и т.п. Сказочного героя можно использовать на занятиях для создания противовеса ученикам в отстаивании какой-то позиции, для закрепления терминологии. Детям нравится играть в «учителя», исправлять чужие ошибки, надо учить делать это корректно.
Игра «Деформированное предложение» Цель: умение доказать свою мысль, находить причинно-следственные отношения между явлениями, устанавливать логическую связь.
Нужно подготовить на карточках сложноподчиненные предложения с придаточными причины. (например, «Стало тепло, потому что взошло солнце», «Трава намокла, потому что прошел дождь» и т.п.) Карточки разрезать на три части так, чтобы отделить от предложений слово ПОТОМУ ЧТО. Детям предлагается восстановить предложение, определив по смыслу последовательность событий, то есть найти событию причину. Работу можно организовать в паре или коллективно.
«Учитель наблюдает»- развитие навыков самостоятельной коммуникации школьников, учитель в случае необходимости может внести корректировку.
Большое значение имеет овладение навыками диалогической речи, как важнейшего условия полноценного усвоения знаний.
Работа направлена на развитие у детей умения вести диалог, поддержания беседы в паре или группе, умения участвовать в совместных играх, викторинах, праздниках, умения осуществлять рефлексию совместной деятельности. Подводя итог нашему выступлению, давайте вспомним какие приёмы и игры мы продемонстрировали, и на что они были направлены. Отвечать по одному, проявляя уважение к коллегам.
Подведение итогов.