СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Приёмы обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста". Презентация для педсовета в ДОУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для педсовета в ДОУ. В презентации полный текст выступления, оформленный иллюстративными картинками.

Просмотр содержимого документа
«"Приёмы обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста". Презентация для педсовета в ДОУ.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»    Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста   учитель-логопед  Жукова В.А.           2024-2025 учебный год.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска» Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

учитель-логопед Жукова В.А.

 

 

 

 

 

2024-2025 учебный год.

 Особенности формирования словаря детей  в дошкольном возрасте     Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.   В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу.

Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу.

Количественные изменения в словаре ребенка  В 1 год малыш активно владеет 10-12 словами. К концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000 - 2500, а в 6 - 7 лет до 3500 - 4000 слов.   Вывод:   дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.

Количественные изменения в словаре ребенка 

  • В 1 год малыш активно владеет 10-12 словами.
  • К концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов.
  • К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000 - 2500, а в 6 - 7 лет до 3500 - 4000 слов.

Вывод:

дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.

Качественная характеристика словаря   В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.  Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова .

Качественная характеристика словаря

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко. Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова .

 Задачи дошкольной образовательной организации  по формированию  словаря детей     Принято выделять четыре основные задачи: Во-первых,  обогащение словаря новыми словами , усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

Задачи дошкольной образовательной организации  по формированию словаря детей

Принято выделять четыре основные задачи:

  • Во-первых,  обогащение словаря новыми словами , усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
 Задачи дошкольной образовательной организации  по формированию  словаря детей   Во-вторых,  закрепление и уточнение словаря: углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами. углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

Задачи дошкольной образовательной организации  по формированию словаря детей

  • Во-вторых,  закрепление и уточнение словаря:
  • углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
  • углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
 Задачи дошкольной образовательной организации  по формированию  словаря детей   В-третьих, активизация словаря.    Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь!

Задачи дошкольной образовательной организации  по формированию словаря детей

  • В-третьих, активизация словаря. 

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь!

 Задачи дошкольной образовательной организации  по формированию  словаря детей   В-четвертых,  устранение из речи детей нелитературных слов  (диалектные, просторечные, жаргонные).   Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды!

Задачи дошкольной образовательной организации  по формированию словаря детей

  • В-четвертых,  устранение из речи детей нелитературных слов  (диалектные, просторечные, жаргонные).

Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды!

Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста

Выделяют два метода обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста: 

  • методы накопления содержания детской речи;
  • методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Группа методов накопления содержания детской речи  включает следующие приёмы:

  • непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
  • непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
  • опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Группа методов закрепления и активизации словаря  включает: рассматривание игрушек и предметных картинок, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. 

Направления словарной работы   Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить  в трех следующих направлениях: Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения , на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Направления словарной работы

Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить  в трех следующих направлениях:

  • Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
  • Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения , на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
  • Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
 Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире   Усвоение лексики ребенком начинается с усвоения  имен существительных.    Окружающие предметы привлекают внимание ребенка и получают название лишь в том случае, если ребенку позволяют  «общаться» с ними: дотрагиваться, если предмет большой (стена, пол), или вертеть в руках, гладить, трогать, прислушиваться (кошка, собака, птичка), нюхать (цветы), есть (каша, молоко).

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире

  • Усвоение лексики ребенком начинается с усвоения  имен существительных. 

Окружающие предметы привлекают внимание ребенка и получают название лишь в том случае, если ребенку позволяют  «общаться» с ними: дотрагиваться, если предмет большой (стена, пол), или вертеть в руках, гладить, трогать, прислушиваться (кошка, собака, птичка), нюхать (цветы), есть (каша, молоко).

Глаголы и прилагательные не имеют нулевой степени обобщения     Первые глаголы , усваиваемые ребенком, не являются словами в точном смысле. Часто это просто сигналы, стимулирующие какие-то конкретные действия.  Но к середине второго года жизни глаголы наполняются смыслом. Как только ребенок начинает употреблять глагол как отдельное слово, он сразу осмысливает его обобщенное значение: малыш совершает конкретные действия с предметами, видя, как такие же действия совершают близкие ему люди, и усваивает названия этих действий.   Ребенок видит один и тот же цвет, форму, размер у разных предметов и начинает понимать, что одно и то же название цвета, формы, размера может относиться к разным предметам, т. е. он начинает осознавать обобщенный смысл прилагательных .   К шестилетнему возрасту ребенку для усвоения слов с обобщенным значением уже не требуются непосредственные ощущения .

Глаголы и прилагательные не имеют нулевой степени обобщения  

Первые глаголы , усваиваемые ребенком, не являются словами в точном смысле. Часто это просто сигналы, стимулирующие какие-то конкретные действия.  Но к середине второго года жизни глаголы наполняются смыслом. Как только ребенок начинает употреблять глагол как отдельное слово, он сразу осмысливает его обобщенное значение: малыш совершает конкретные действия с предметами, видя, как такие же действия совершают близкие ему люди, и усваивает названия этих действий.

Ребенок видит один и тот же цвет, форму, размер у разных предметов и начинает понимать, что одно и то же название цвета, формы, размера может относиться к разным предметам, т. е. он начинает осознавать обобщенный смысл прилагательных .

К шестилетнему возрасту ребенку для усвоения слов с обобщенным значением уже не требуются непосредственные ощущения .

Усвоение переносных значений слов     Приемы обучения пониманию переносного значения слов, применяемые в работе с младшими дошкольниками, безусловно,  не могут быть чисто словесными:  необходима опора на реальные объекты, на картинки.

Усвоение переносных значений слов  

Приемы обучения пониманию переносного значения слов, применяемые в работе с младшими дошкольниками, безусловно,  не могут быть чисто словесными:  необходима опора на реальные объекты, на картинки.

Усвоение синонимов   Чтобы понимать выразительность речи, понимать, как говорящий относится к тому, о чем он говорит, дети должны усвоить ряды синонимов, противопоставляемых один другому по своей эмоциональной окраске.

Усвоение синонимов

Чтобы понимать выразительность речи, понимать, как говорящий относится к тому, о чем он говорит, дети должны усвоить ряды синонимов, противопоставляемых один другому по своей эмоциональной окраске.

Беседа   В  беседе  используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач.   Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего?  Педагогу нужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо. Для того чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу.

Беседа

В  беседе  используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач.

Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего? Педагогу нужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо. Для того чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу.

 Требования к проведению экскурсий и осмотров:   Осмотры должны быть интересны детям. Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдений детей разного возраста, но методы работы должны быть различны. Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.

Требования к проведению экскурсий и осмотров:

  • Осмотры должны быть интересны детям.
  • Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдений детей разного возраста, но методы работы должны быть различны.
  • Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.
Сочетание непосредственного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей   Характер этого сочетания зависит от новизны или повторности материала. Если дети впервые знакомятся с какими-то явлениями, то здесь требуется почти полное совпадение во времени восприятия предметов, действий и слов, их обозначающих. В случае повторного наблюдения целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать также  подсказ начала слова.  Этот прием стимулирует умственную деятельность детей, положительно влияет на припоминание, выбор нужного слова.

Сочетание непосредственного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей

Характер этого сочетания зависит от новизны или повторности материала. Если дети впервые знакомятся с какими-то явлениями, то здесь требуется почти полное совпадение во времени восприятия предметов, действий и слов, их обозначающих. В случае повторного наблюдения целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать также  подсказ начала слова.  Этот прием стимулирует умственную деятельность детей, положительно влияет на припоминание, выбор нужного слова.

Речевой образец педагога    Имеет особое значение, т.к. новые слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову:  интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми.    С точки зрения физиологии и психологии роль этих приемов вызвана необходимостью запоминания слова, сохранения в памяти его звукового образа, образования кинестетических ощущений, возникающих при его многократном произнесении.

Речевой образец педагога

Имеет особое значение, т.к. новые слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову:  интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. 

С точки зрения физиологии и психологии роль этих приемов вызвана необходимостью запоминания слова, сохранения в памяти его звукового образа, образования кинестетических ощущений, возникающих при его многократном произнесении.

Методика повторений   Очень важно варьировать   данный приём, и   с учётом этого можно рекомендовать повторение как:  индивидуальное и хоровое воспроизведение образца  ( «Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите» ); с овместное произнесение слова педагогом и детьми  (сопряженная речь);  игровое повторение  ( «Кто лучше скажет?» );  ответы на вопросы  («А ты как думаешь, как надо сказать?»).

Методика повторений

Очень важно варьировать   данный приём, и   с учётом этого можно рекомендовать повторение как: 

индивидуальное и хоровое воспроизведение образца  ( «Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите» );

с овместное произнесение слова педагогом и детьми  (сопряженная речь); 

игровое повторение  ( «Кто лучше скажет?» ); 

ответы на вопросы  («А ты как думаешь, как надо сказать?»).

Другие приёмы словесного метода Речевой образец воспитатель часто сопровождает  пояснением слов, толкованием  их смысла.   Показ картин с малознакомым содержанием.  Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно.  Одним из средств обогащения словарного запаса детей является  художественная литература.  Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков.

Другие приёмы словесного метода

  • Речевой образец воспитатель часто сопровождает  пояснением слов, толкованием  их смысла.  
  • Показ картин с малознакомым содержанием.  Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно. 
  • Одним из средств обогащения словарного запаса детей является  художественная литература.  Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков.
Приёмы работы над словом:     В связи с  чтением и рассказыванием  педагогами могут использоваться следующие приёмы накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения;  акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку;  лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста);  объяснение педагогом значений слов;  проговаривание слов детьми;  замена авторских слов словами, близкими по значению;  подбор слов для характеристики героев; употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.

Приёмы работы над словом:  

В связи с  чтением и рассказыванием  педагогами могут использоваться следующие приёмы

  • накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения; 
  • акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку; 
  • лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста); 
  • объяснение педагогом значений слов; 
  • проговаривание слов детьми; 
  • замена авторских слов словами, близкими по значению; 
  • подбор слов для характеристики героев; употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.
Рассматривание игрушек и метод дидактических игр с ними При рассматривании игрушек применяются игровые приёмы, игровые действия, но нет строгих правил. Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода объединяются, причем первый предшествует второму. Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их деталях, возможных играх с ними. Это позволяет включать усвоенные слова в связную речь, употреблять их в сочетании с другими словами.

Рассматривание игрушек и метод дидактических игр с ними

  • При рассматривании игрушек применяются игровые приёмы, игровые действия, но нет строгих правил. Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода объединяются, причем первый предшествует второму.
  • Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их деталях, возможных играх с ними. Это позволяет включать усвоенные слова в связную речь, употреблять их в сочетании с другими словами.
Рассматривание игрушек и метод дидактических игр с ними   Дидактические игры  - широко распространенный метод словарной работы.  Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные).   Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры.   Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях.   В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях!

Рассматривание игрушек и метод дидактических игр с ними

Дидактические игры  - широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные).

Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях.

В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях!

Пример-пояснение видовых и родовых понятий

Пример-пояснение видовых и родовых понятий

Дидактические упражнения   В отличие от дидактической игры, не имеют игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова.    Она представляет для детей определенную сложность!

Дидактические упражнения

В отличие от дидактической игры, не имеют игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова.

Она представляет для детей определенную сложность!

Содержание лексических упражнений   Основным содержанием лексических упражнений являются  различные виды классификации слов:  по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда);  по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные);  по свойствам (цвет, вкус, величина, материал);  составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами;  распространение предложений. 

Содержание лексических упражнений

Основным содержанием лексических упражнений являются  различные виды классификации слов: 

  • по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); 
  • по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); 
  • по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); 
  • составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; 
  • распространение предложений. 
Некоторые лексико-грамматические упражнения для обогащения словаря дошкольников:   «Подбери словечко» . Ребёнок должен подобрать слово-признак к слову-предмету, обращая внимание на правильность согласования частей речи в роде, числе и падеже. Например: хитрая — лиса, девочка; разноцветные — карандаши; круглый — помидор, стол.  «Кто что делает?» . Ребёнок показывает картинку с изображением живого предмета или игрушки и называет слова-действия (глаголы) , которые может выполнять персонаж. Например: собака — бегает, прыгает, ласкается, спит, ест, сторожит, лает.  «Угадай по описанию» . Взрослый рассказывает о каком-то предмете, а ребёнок отгадывает, кто это или что это. Например: круглый, резиновый, прыгучий — мяч; ласковая, пушистая, рыжая — кошка.  «Назови ласково» или «Слова-гиганты» .Ребёнок ласково называет предметы. Например: дом -домик, домище; мяч - мячик, мячище; кружка - кружечка, кружища; дерево - деревце.  Не всегда можно подобрать нужное слово!

Некоторые лексико-грамматические упражнения для обогащения словаря дошкольников:

  • «Подбери словечко» . Ребёнок должен подобрать слово-признак к слову-предмету, обращая внимание на правильность согласования частей речи в роде, числе и падеже. Например: хитрая — лиса, девочка; разноцветные — карандаши; круглый — помидор, стол. 
  • «Кто что делает?» . Ребёнок показывает картинку с изображением живого предмета или игрушки и называет слова-действия (глаголы) , которые может выполнять персонаж. Например: собака — бегает, прыгает, ласкается, спит, ест, сторожит, лает. 
  • «Угадай по описанию» . Взрослый рассказывает о каком-то предмете, а ребёнок отгадывает, кто это или что это. Например: круглый, резиновый, прыгучий — мяч; ласковая, пушистая, рыжая — кошка. 
  • «Назови ласково» или «Слова-гиганты» .Ребёнок ласково называет предметы. Например: дом -домик, домище; мяч - мячик, мячище; кружка - кружечка, кружища; дерево - деревце.  Не всегда можно подобрать нужное слово!

Некоторые лексико-грамматические упражнения для обогащения словаря дошкольников:

  • «Что из чего?» . Ребёнок называет, из чего сделаны предметы. Например: банка из стекла — стеклянная, книга из бумаги — бумажная, бочка из дерева — деревянная, ручка из пластмассы — пластмассовая. 
  • «Назови детёнышей» . Ребёнок называет детёнышей животных. Например: у кошки — котёнок, у коровы — телёнок, у лошади — жеребёнок, у курицы — цыплёнок, у свиньи — поросёнок, у лисы — лисенок. 
  • «Отгадай предмет по названию его частей» . Взрослый называет части предмета, а ребёнок должен угадать, о чём идёт речь. Например: ствол, ветка, листья, кора, корни — дерево; кабина, крылья, мотор, хвост — самолёт; рукава, воротник, карман — платье. 
  • «Скажи наоборот» . Взрослый называет слово и бросает мяч, ребёнок должен ответить противоположное по значению слово. Например: жарко — холодно, большой — маленький, умный — глупый, добрый — злой, далеко — близко, подниматься — спускаться. 
  • «Опиши предмет» . Взрослый показывает ребёнку предмет и просит описать его (при необходимости используются наводящие вопросы). Например: это кукла, какая она? (Большая, красивая, нарядная). 
Словарная работа в разных видах деятельности   бытовая деятельность; трудовая деятельность; игра; творческая, художественная деятельность детей.

Словарная работа в разных видах деятельности

  • бытовая деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • игра;
  • творческая, художественная деятельность детей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!