СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы оптимизации учебной деятельности старшеклассников при изучении предметов базового уровня

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация вебинара «Приёмы оптимизации учебной деятельности старшеклассников при изучении предметов базового уровня». (15. 06. 2018).

Содержание учебных предметов, изучаемых на базовом уровне, является системообразующей основой формирования компетентностей. Однако доля старшеклассников, не усваивающих материал непрофильных дисциплин, колеблется от 25% до 90%.

Автор вебинара рассмотрела приёмы оптимизации учебной деятельности старшеклассников при изучении непрофильных предметов в старшей школе. Участники вебинара познакомились с авторской технологией оптимизации учебной деятельности старшеклассников при изучении непрофильных предметов, применение которой позволит повысить результативность усвоения учебного материала старшеклассниками.

Автор: Рубцова Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Лицей № 7» г.о. Электросталь Московской области, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации ПНПО-2008 и ПНПО-2016.

***

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Презентации. Из опыта коллег

https://multiurok.ru/blog/prezentatsii-iz-opyta-kolleg.html

Просмотр содержимого документа
«Приёмы оптимизации учебной деятельности старшеклассников при изучении предметов базового уровня»

Рубцова Ирина Алексеевна, к.п.н., заместитель директора по УВР МОУ «Лицей № 7» г.о. Электросталь МО Приемы оптимизации учебной деятельности старшеклассников при изучении предметов базового уровня

Рубцова Ирина Алексеевна, к.п.н., заместитель директора по УВР МОУ «Лицей № 7» г.о. Электросталь МО

Приемы оптимизации учебной деятельности старшеклассников при изучении предметов базового уровня

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПО Т.В. ГАБАЙ) Учебная деятельность (УД)  в ОУ Деятельность ученика (учение) Деятельность учителя (обучение) Задача – получение продукта (познание) Задача – создание условий для учения

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПО Т.В. ГАБАЙ)

Учебная деятельность (УД) в ОУ

Деятельность ученика (учение)

Деятельность учителя (обучение)

Задача – получение продукта (познание)

Задача – создание условий для учения

Проблемы мотивации старшеклассников:  начиная с 2001 года, результаты ЕГЭ показывают, что 50% учебного материала всех без исключения учебных предметов не усваивается учащимися; неусвоение материала непрофильных предметов может достигать 80-90%!  до 90% учащихся пребывают в «сидячей забастовке» (по В.П.Беспалько);  до 26% учащихся сознательно не стараются изучать отдельные предметы (по Е.Л.Башмановой).

Проблемы мотивации старшеклассников:

  • начиная с 2001 года, результаты ЕГЭ показывают, что 50% учебного материала всех без исключения учебных предметов не усваивается учащимися;
  • неусвоение материала непрофильных предметов может достигать 80-90%!
  • до 90% учащихся пребывают в «сидячей забастовке» (по В.П.Беспалько);
  • до 26% учащихся сознательно не стараются изучать отдельные предметы (по Е.Л.Башмановой).
Уровни мотивации к изучению непрофильного предмета  в лицеях МО (по методике Ч.Д.Спилберга в % от общего числа обследованных)

Уровни мотивации к изучению непрофильного предмета в лицеях МО (по методике Ч.Д.Спилберга

в % от общего числа обследованных)

Социальный заказ родителей

Социальный заказ родителей

Особенности учебной деятельности старшеклассников:  направленность мотивов, целей и способов УД  на дальнейшее профессиональное самоопределение;  зависимость мотивации учения от социального статуса родителей и их ожиданий в отношении профессионального будущего детей;  преобладание самообразования над обучением;  падение значимости задач и содержания образования, осуществляемого в рамках школы;  активная заинтересованность в оптимизации учения.

Особенности учебной деятельности старшеклассников:

  • направленность мотивов, целей и способов УД на дальнейшее профессиональное самоопределение;
  • зависимость мотивации учения от социального статуса родителей и их ожиданий в отношении профессионального будущего детей;
  • преобладание самообразования над обучением;
  • падение значимости задач и содержания образования, осуществляемого в рамках школы;
  • активная заинтересованность в оптимизации учения.
Место оптимизации в системе понятий

Место оптимизации в системе понятий

Педагогические средства оптимизации учебной деятельности Средства дифференциации Средства рационализации Средства алгоритмизации ТРИЗ, МСА, ММШ ИСУД Модульное обучение, МКВ  Ученик-персонифи  цированная личность  Ученик-технолог  Ученик- рационализатор

Педагогические средства оптимизации учебной деятельности

Средства дифференциации

Средства рационализации

Средства алгоритмизации

ТРИЗ, МСА, ММШ

ИСУД

Модульное обучение,

МКВ

Ученик-персонифи цированная личность

Ученик-технолог

Ученик-

рационализатор

Модель технологии оптимизации  УД старшеклассников

Модель технологии оптимизации УД старшеклассников

Блок 1. Работа с учащимися Содержание Задачи А ) разработка учебных заданий и маршрутов на материале непрофильных дисциплин. В основе – схемы и алгоритмы, позволяющие формировать обобщенные приемы учебной деятельности. - формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий (УУД), - повышение уровня учебной мотивации старшеклассников, - формирование умения выделять личностно значимую информацию

Блок 1. Работа с учащимися

Содержание

Задачи

А ) разработка учебных заданий и маршрутов на материале непрофильных дисциплин. В основе – схемы и алгоритмы, позволяющие формировать обобщенные приемы учебной деятельности.

- формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий (УУД),

- повышение уровня учебной мотивации старшеклассников,

- формирование умения выделять личностно значимую информацию

Примеры заданий:    «Конструктор» (сборка аббревиатур из терминов по различным дисциплинам).   «Цепочки превращений» (биологических, химических, социальных, исторических…)   «Мы разные, но мы вместе» (поиск сходств предметов и явлений одной области знаний, но значительно отличающихся между собой).

Примеры заданий:

  • «Конструктор» (сборка аббревиатур из терминов по различным дисциплинам).

  • «Цепочки превращений» (биологических, химических, социальных, исторических…)

  • «Мы разные, но мы вместе» (поиск сходств предметов и явлений одной области знаний, но значительно отличающихся между собой).
Матрица 1

Матрица 1

Матрица 2

Матрица 2

Матрица 3

Матрица 3

Матрица 4

Матрица 4

Алгоритм 1

Алгоритм 1

Блок 2. Работа с учителями-предметниками Содержание Задачи А) разработка программы подготовки учителей «Преподавание непрофильных (базовых общеобразовательных) предметов в условиях профильного обучения»,   Б) внедрение педагогической технологии оптимизации учебной деятельности лицеистов при изучении непрофильных предметов в общеобразовательных учреждениях - осознание учителями-предметниками необходимости оптимизации учебной деятельности при изучении непрофильных предметов, - обеспечение возможности учащихся 9-11 профильных классов осуществлять перепрофилирование

Блок 2. Работа с учителями-предметниками

Содержание

Задачи

А) разработка программы подготовки учителей «Преподавание непрофильных (базовых общеобразовательных) предметов в условиях профильного обучения»,

Б) внедрение педагогической технологии оптимизации учебной деятельности лицеистов при изучении непрофильных предметов в общеобразовательных учреждениях

- осознание учителями-предметниками необходимости оптимизации учебной деятельности при изучении непрофильных предметов,

- обеспечение возможности учащихся 9-11 профильных классов осуществлять перепрофилирование

Блок 3. Работа с психологом и администрацией Содержание Задачи  разработка мероприятий по предпрофильной и профильной подготовке учащихся (анализ программ элективных курсов, внеклассные мероприятия, имеющие профильную направленность, психологические тренинги)  - систематизация предпрофильной подготовки, - расширение возможностей демонстрации межпредметных связей и раскрытия их значимости в современном мире

Блок 3. Работа с психологом и администрацией

Содержание

Задачи

разработка мероприятий по предпрофильной и профильной подготовке учащихся (анализ программ элективных курсов, внеклассные мероприятия, имеющие профильную направленность, психологические тренинги)

- систематизация предпрофильной подготовки,

- расширение возможностей демонстрации межпредметных связей и раскрытия их значимости в современном мире

Блок 4. Работа с родителями Содержание Задачи проведение тематических бесед и родительских собраний, профконсультирование детей в присутствии родителей - осознание родителями важности изучения базовых предметов для формирования целостной картины мира, - привлечение родителей к сотрудничеству со школой с целью оптимизации учебной деятельности учащихся при изучении непрофильных предметов.

Блок 4. Работа с родителями

Содержание

Задачи

проведение тематических бесед и родительских собраний, профконсультирование детей в присутствии родителей

- осознание родителями важности изучения базовых предметов для формирования целостной картины мира,

- привлечение родителей к сотрудничеству со школой с целью оптимизации учебной деятельности учащихся при изучении непрофильных предметов.

Динамика уровней мотивации к изучению непрофильного предмета  (по методике Т.Д. Дубовицкой)

Динамика уровней мотивации к изучению непрофильного предмета (по методике Т.Д. Дубовицкой)


Скачать

© 2018 1114 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!