Рубцова Ирина Алексеевна, к.п.н., заместитель директора по УВР МОУ «Лицей № 7» г.о. Электросталь МО
Приемы оптимизации учебной деятельности старшеклассников при изучении предметов базового уровня
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПО Т.В. ГАБАЙ)
Учебная деятельность (УД) в ОУ
Деятельность ученика (учение)
Деятельность учителя (обучение)
Задача – получение продукта (познание)
Задача – создание условий для учения
Проблемы мотивации старшеклассников:
- начиная с 2001 года, результаты ЕГЭ показывают, что 50% учебного материала всех без исключения учебных предметов не усваивается учащимися;
- неусвоение материала непрофильных предметов может достигать 80-90%!
- до 90% учащихся пребывают в «сидячей забастовке» (по В.П.Беспалько);
- до 26% учащихся сознательно не стараются изучать отдельные предметы (по Е.Л.Башмановой).
Уровни мотивации к изучению непрофильного предмета в лицеях МО (по методике Ч.Д.Спилберга
в % от общего числа обследованных)
Социальный заказ родителей
Особенности учебной деятельности старшеклассников:
- направленность мотивов, целей и способов УД на дальнейшее профессиональное самоопределение;
- зависимость мотивации учения от социального статуса родителей и их ожиданий в отношении профессионального будущего детей;
- преобладание самообразования над обучением;
- падение значимости задач и содержания образования, осуществляемого в рамках школы;
- активная заинтересованность в оптимизации учения.
Место оптимизации в системе понятий
Педагогические средства оптимизации учебной деятельности
Средства дифференциации
Средства рационализации
Средства алгоритмизации
ТРИЗ, МСА, ММШ
ИСУД
Модульное обучение,
МКВ
Ученик-персонифи цированная личность
Ученик-технолог
Ученик-
рационализатор
Модель технологии оптимизации УД старшеклассников
Блок 1. Работа с учащимися
Содержание
Задачи
А ) разработка учебных заданий и маршрутов на материале непрофильных дисциплин. В основе – схемы и алгоритмы, позволяющие формировать обобщенные приемы учебной деятельности.
- формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий (УУД),
- повышение уровня учебной мотивации старшеклассников,
- формирование умения выделять личностно значимую информацию
Примеры заданий:
- «Конструктор» (сборка аббревиатур из терминов по различным дисциплинам).
- «Цепочки превращений» (биологических, химических, социальных, исторических…)
- «Мы разные, но мы вместе» (поиск сходств предметов и явлений одной области знаний, но значительно отличающихся между собой).
Матрица 1
Матрица 2
Матрица 3
Матрица 4
Алгоритм 1
Блок 2. Работа с учителями-предметниками
Содержание
Задачи
А) разработка программы подготовки учителей «Преподавание непрофильных (базовых общеобразовательных) предметов в условиях профильного обучения»,
Б) внедрение педагогической технологии оптимизации учебной деятельности лицеистов при изучении непрофильных предметов в общеобразовательных учреждениях
- осознание учителями-предметниками необходимости оптимизации учебной деятельности при изучении непрофильных предметов,
- обеспечение возможности учащихся 9-11 профильных классов осуществлять перепрофилирование
Блок 3. Работа с психологом и администрацией
Содержание
Задачи
разработка мероприятий по предпрофильной и профильной подготовке учащихся (анализ программ элективных курсов, внеклассные мероприятия, имеющие профильную направленность, психологические тренинги)
- систематизация предпрофильной подготовки,
- расширение возможностей демонстрации межпредметных связей и раскрытия их значимости в современном мире
Блок 4. Работа с родителями
Содержание
Задачи
проведение тематических бесед и родительских собраний, профконсультирование детей в присутствии родителей
- осознание родителями важности изучения базовых предметов для формирования целостной картины мира,
- привлечение родителей к сотрудничеству со школой с целью оптимизации учебной деятельности учащихся при изучении непрофильных предметов.
Динамика уровней мотивации к изучению непрофильного предмета (по методике Т.Д. Дубовицкой)