Приёмы повышение скорости и качества чтения.
Для улучшения техники чтения можно предложить работу по развитию у детей периферического зрения (умения видеть без движения зрачков глаз одновременно несколько слов).Для этого рекомендованы упражнения с буквенными, цифровыми таблицами, предложенные А. Т. Степанищевым в его книге «Читать можно быстрее».
Просмотр содержимого документа
«Приёмы повышение скорости и качества чтения.»
Приёмы повышение скорости и качества чтения.
Для улучшения техники чтения можно предложить работу по развитию у детей периферического зрения (умения видеть без движения зрачков глаз одновременно несколько слов).Для этого рекомендованы упражнения с буквенными, цифровыми таблицами, предложенные А. Т. Степанищевым в его книге «Читать можно быстрее».
Для тренировки нужно заготовить таблицы размером 7,5 X 5,5 см для каждого ребенка с крупными знаками, причем таблицы различаются количеством знаков в мелких квадратах. Сначала надо работать с таблицами, содержащими в мелких квадратах один знак (букву или цифру), а потом два знака (2 буквы; см. табл. 1 и 2).
Таблица 1
Ш | К | Х | Ч | Б |
Ц | О | А | Ж | Х |
Э | У | Ф | Р | Д |
Ф | П | И | Н | Л |
М | Г | В | С | Е |
Таблица 2
ДЕ | ИЛ | ПУ | ТА | МА |
АЧ | ИР | ТА | АП | ПИ |
ЯЧ | СМ | ТИ | БЮ | ВА |
ФЫ | ВО | ПР | ОЛ | ДЖ |
УК | КЕ | РО | ЛД | ОТ |
Затем три знака (буквы); (см. табл. 3) и, наконец, переходить к таблицам со смешанными знаками (буквы и цифры) одновременно (см. табл. 4)
Таблица 3
ДЕР | ИЛК | ПУН | ТАШ | МАР |
АЧП | ИРЛ | ТАД | АПХ | ПИЦ |
ЯЧТ | СМИ | ТИН | БЮЛ | ВАЦ |
ФЦЫ | ВОФ | ПОР | ОЛТ | ДЖК |
УКР | КЕС | РБО | ЛДИ | ОТМ |
Таблица 4
А | 33 | И | 90 | Д |
22 | 4 | Я | 7 | 1 |
Л | 10 | У | Е | 18 |
24 | Ю | 2 | О | К |
9 | 3 | М | 23 | В |
Работа с этими таблицами проводится следующим образом: на уроке русского языка или математики во время игровой паузы дети считывали таблицу, удерживая взгляд в ее центральном квадрате. На это отводилось 90 сек. скорость считывания у всех была разная. Работа с одной таблицей велась до тех пор, пока ребенок не выучивался считывать за установленное время в таблице все знаки.
Для развития периферического зрения хорошо
использовать такой тип упражнений:

Двигаясь взглядом только по центральной вертикальной линии сверху вниз, надо назвать буквы, размещенные на боковых линиях.
Таким образом, можно научить детей одним взглядом охватывать
2-3 слова и поэтому скорость чтения увеличится.
Очень хорошо отрабатывать технику чтения на столбиках слов с одинаковыми гласными или слов, имеющих одинаковое начало или конец, например:
лак город палка
рак города галка
бак городок свалка
мак городки русалка
так городочек вешалка
как городище скакалка
Учитель может попросить детей прочитать слова в столбиках, выделяя те, значение которых им неизвестно. В данном случае активно действуют зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки воспринятой информации.
При сочетании раздражителей в виде слова и его значения устанавливаются соответствующие мозговые связи, в результате чего достаточно бывает ребенку услышать то или иное слово, как он немедленно ответит на него соответствующими речедвигательными процессами и ясно представит себе зрительный образ этого слова.
Следовательно, в процессе обучения можно идти (и это оказывается гораздо более простым) от восприятия зрительного образа слова к его звучанию. Мгновенная реакция на зрительное изображение ведет к увеличению скорости и эффективности чтения, помогая учителю решить в классе проблему скорости чтения.