Научно-методические подходы
к изучению письменных источников
в школьных курсах истории
Цитата
Документы – это окно,
через которое мы можем заглянуть
в мышление людей прошлого.
Джон Никол.
Цели занятия
Цели занятия:
- Познакомить педагогов с научно-методическими подходами к разработке вопросов и заданий к документам, которые превращают их в полноценные источники исторических знаний и средство формирования критического мышления школьников.
- Способствовать развитию умений педагогов проводить праксиологический анализ документов в школьных учебниках истории и других пособиях, совершенствовать их методический аппарат, дифференцировать работу школьников с письменными источниками на разных ступенях и уровнях обучения.
План занятия
- Документы и их видовое разнообразие в школьных курсах истории. Варианты соотношения документов и авторских текстов в учебниках истории (вводная беседа, практикум-актуализация) .
- Структура содержания исторического источника и типы вопросов к его компонентам (практические задания, методическая рефлексия).
- Другие методические подходы к разработке вопросов и заданий к историческим документам (практические задания).
- Многоуровневая система вопросов и заданий к документам (лабораторная работа с элементами эвристики обобщающая дискуссия).
Словарь темы
- Документ – письменный исторический источник.
- Источник исторический – свидетельство прошлого, попадающее в сферу внимания исследователя, которое может быть использовано как основание для какого-либо утверждения о прошлом.
- Праксиологический анализ исторического источника – изучение и оценка документа с точки зрения его важности и полезности в изучении прошлого, в понимании настоящего.
Проанализируйте определение понятия «исторический источник» и назовите пять и более причин, почему все источники носят открытый, субъективный и неисчерпаемый характер.
Источник исторический –
Каким образом метафорическое высказывание Джона Никола подчеркивает те же характеристики документа?
Документы – это окно, через которое мы можем заглянуть
в мышление людей прошлого .
Джон Никол.
Сравните работу с историческим документом ученого и школьника по предложенным ниже и самостоятельно вами сформулированным вопросам.
Вопросы для сравнения
Ученый-историк
1. Цель изучения
Школьник
2. Виды источников
3. Способы поиска источников
4. Приемы изучения
5. …
Педагогические и историко-методические выводы
► Какие педагогические и историко-методические выводы можно сделать на основании выявленных в работе историка и ученика различий в работе с историческим документом?
Проанализируйте школьные учебники истории и выясните, в каком отношении к авторским текстам представлены в них документы:
- отсутствуют как самостоятельный компонент учебной книги, но изредка и кратко цитируются в основном тексте;
- в виде небольших адаптированных фрагментов приводятся после основного текста;
- являются равноценным компонентом учебника, не уступая основному тексту по объему и значимости своего содержания;
- преобладают над авторским тестом.
► Определите, какую роль и значение в каждом случае авторы учебников отводят документам в школьных курсах истории.
► Какой вариант работы с письменными историческими источниками вы считаете самым рациональным? Почему?
К каким видам письменных источников относятся эти тексты?
Виды документов
1. Государственные
Примеры
2. Международные
3. Политические
4. Исторические
5. Личностные
6. Литературные
1) Записки древнеегипетского секретаря во время военных походов Тутмоса III ;
2) Законы Хаммурапи;
3) Летопись ассирийского царя;
4) Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу;
5) Речь Перикла перед согражданами;
6) Римский историк Тит Ливии о Ганнибале;
7) Смерть Ганнибала (по рассказу Плутарха);
8) Письмо императора Траяна управляющему провинции;
9) Солон и лидийский царь Крез (предание, рассказанное Геродотом),
10) Басня Гесиода о соловье и ястребе;
11) Отрывок из древнегреческого учебника грамматики;
12) Современник о походе бедноты (XI в.);
13) Описание щита Ахилла ("Илиада").
► Подумайте, какие профессиональные выводы из многообразия видов исторических источников могут сделать ученый – историк и школьный учитель истории?
Вид документа
Типология вопросов и заданий к нему
1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.
- Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания)
- Кто является автором документа? Что Вам известно об этом человеке его жизни и деятельности?
- Объясните основные / новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.
- Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?
- Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?
- К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?
- Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т.п.
Вид документа
Типология вопросов и заданий к нему
2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.
- Покажите на карте государства, составившие этот документ.
- Охарактеризуйте исторические условия его создания.
- Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.
- Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).
- Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?
- Какой характер носил этот документ: открытый или секретный - и почему?
- Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.
- Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил.
Вид документа
Типология вопросов и заданий к нему
3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п.
- Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?
- Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?
- К чему призывает и что осуждает автор документа?
- Интересы какого слоя населения, какой политической группы он выражает?
- Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?
- Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа?
- Дайте историческую оценку документу.
Вид документа
Типология вопросов и заданий к нему
4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.
- Какие исторические факты излагаются в документе?
- Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.
- Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летосчисления.
- Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?
- По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?
- В чем позиция автора совпадает \ не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение или несовпадение можно объяснить?
- Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям.
Вид документа
Типология вопросов и заданий к нему
5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.
- Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?
- Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.
- Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?
- В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту?
- Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?
- 6. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?
Вид документа
Типология вопросов и заданий к нему
6. Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и пр.
- Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.
- По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или написания произведения./ Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху.....
- Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным, предвзятым и т.п.? Как вы думаете, с какой целью автор сделал это?
- Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?
- К какому общественному слою, группе населения принадлежал автор? Насколько он оказался объективным и беспристрастным в передаче событий или автор совершенно к этому не стремился?
- В каких других литературных произведениях (время, страны) вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространенность?
Проанализируйте вопросы к разным видам документов. По образцу составьте вопросы и задания к соответствующим видам письменных источников в учебниках истории.
► Сравните свой вариант методического аппарата к документу с предложенным в учебнике. Обобщите различия в прогнозируемых результатах работы школьников с документами.
Оборона степных границ
Не засаривая степные дороги русской торговли, кочевники беспокоили и степные границы Русской земли. Отсюда третья забота киевских князей – ограждать и оборонять пределы Руси от степных варваров. С течением времени это дело становится даже господствующим в деятельности киевских князей вследствие всё усиливающегося напора степных кочевников….
Владимир, став христианином (1) , сказал: «худо, что мало городов около Киева» , и начал строить города по Десне, Трубежу, Стугне, Суле и другим рекам. (2) Эти укрепленные пункты заселялись боевыми людьми, «мужами лучшими» , по выражению летописи, которые вербовались из разных племен, славянских и финских, населявших русскую равнину.
С течением времени эти укрепленные места соединялись между собою земляными валами и лесными засеками. (3) Так по южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были в Х – Х1 вв. ряды земляных окопов и сторожевых «застав», городков, чтобы сдерживать нападения кочевников…
В.О.Ключевский. О русской истории. Лекция Х.
Оборона степных границ
Не засаривая степные дороги русской торговли , кочевники беспокоили и степные границы Русской земли. Отсюда третья забота киевских князей – ограждать и оборонять пределы Руси от степных варваров. С течением времени это дело становится даже господствующим в деятельности киевских князей вследствие всё усиливающегося напора степных кочевников….
Владимир , став христианином (1) , сказал: «худо, что мало городов около Киева» , и начал строить города по Десне, Трубежу, Стугне, Суле и другим рекам. (2) Эти укрепленные пункты заселялись боевыми людьми, «мужами лучшими» , по выражению летописи, которые вербовались из разных племен, славянских и финских, населявших русскую равнину.
С течением времени эти укрепленные места соединялись между собою земляными валами и лесными засеками. (3) Так по южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были в Х – Х1 вв. ряды земляных окопов и сторожевых «застав», городков, чтобы сдерживать нападения кочевников…
В.О.Ключевский. О русской истории. Лекция Х.
Авторс-кий оценоч-ный вывод
Хроно
Логиче-ские сведе-
ния
Найдите в источнике структурные компоненты его содержания и на полях укажите их названия: (1) факт-событие, (2) факт-явление, (3) факт-процесс,
- хронологические сведения, картографические сведения,
- понятия разной степени обобщения,
- причинно-следственные связи,
- авторские интерпретации фактов, авторские оценочные выводы.
К каждому структурному компоненту текста придумайте по вопросу и запишите их в таблице.
Структурные компоненты
Вопрос или задание
Хронологические сведения
Прогнозируемые результаты и уровень познавательной деятельности учащихся
В какие века по южным и юго-восточным границам Руси киевские князья активно возводили сторожевые укрепления?
Авторские оценочные выводы
Усвоение опорных дат по истории Древней Руси
(репродуктивный уровень)
Почему В.О.Ключевский считает, что защита границ Руси от кочевников в это время становится господствующим направлением в их внешней политике?
Какие факты подтверждают или опровергают вывод автора документа?
Анализ внешней политики князей под новым углом зрения, понимание авторской позиции, развитие критического мышления
(преобразующий уровень с элементами проблемного)
Задание
- Проанализируйте вопросы, выясните, какие уровни познавательной деятельности они задают в работе с источником.
- Расставьте вопросы к документу в определенной последовательности и объясните принцип их систематизации.
- Какие педагогические возможности открывает ориентация на структуру содержания документа?
Прочитайте продолжение лекции В.О.Ключевского и ответьте на новые вопросы к источнику.
1. Что я узнал (а) из источника?
2. Какие вопросы к источнику
у меня возникли?
3. В чем ценность этого источника?
4. Что еще я должен узнать?
источника? Какие источники мне понадобятся?
В 1006 – 1007 гг. через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно, направляясь к печенегам для проповеди евангелия… Князь Владимир уговаривал миссионера не ездить к печенегам, говоря, что у них он не найдет душ для спасения, а скорее сам погибнет позорною смертью.
Князь не мог уговорить Бруно и вызвался проводить его со своей дружиной до границ своей земли, «которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большом протяжении по причине скитающихся около них неприятелей». В одном месте князь Владимир провел немцев воротами чрез эту линию укреплений и, остановившись на сторожевом степном холме, послал сказать им: «вот я довел вас до места, где кончается моя земля и начинается неприятельская». Весь этот путь от Киева до укрепленной границы пройден был в два дня.
В.О.Ключевский
Оборона степных границ
В 1006 – 1007 гг. через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно , направляясь к печенегам для проповеди евангелия… Князь Владимир уговаривал миссионера не ездить к печенегам, говоря, что у них он не найдет душ для спасения, а скорее сам погибнет позорною смертью.
Князь не мог уговорить Бруно и вызвался проводить его со своей дружиной до границ своей земли , «которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большом протяжении по причине скитающихся около них неприятелей». В одном месте князь Владимир провел немцев воротами чрез эту линию укреплений и, остановившись на сторожевом степном холме, послал сказать им: «вот я довел вас до места, где кончается моя земля и начинается неприятельская ».
Весь этот путь от Киева до укрепленной границы пройден был в два дня.
Задание
- В чем, на ваш взгляд, достоинства гносеологического анализа документов учащимися в курсах истории?
- В Требованиях к уровню подготовки выпускников (ФК ГОС по истории) найдите умения, которые можно развивать и диагностировать с помощью гносеологического анализа документа.
- Сформулируйте педагогические и методические условия использования гносеологического анализа документов на уроках истории.
Задание
По схеме «Субъекты и носители ценностных установок в школьных учебниках истории» определите круг лиц и уровни возможного диалога в сюжете «Оборона степных границ».
Исторические персонажи их современники
«первый автор»
«Второй автор»
Субъекты- носители ценностных установок в школьных учебниках истории
Задание
- Придумайте вопросы и задания к документу на основе многосубъектного анализа его содержания .
- В Требованиях к уровню подготовки выпускников (ФК ГОС по истории) найдите умения, которые можно развивать и диагностировать с помощью многосубъектного анализа документа.
- Сформулируйте педагогические и методические условия использования многосубъектного анализа документов на уроках истории.
Задание
В приложении 1 проанализируйте пример изучения документов на основе сравнительного подхода (Речи А.Гитлера 22 июня 1941 г., выступления И.В.Сталина 3 июля 1941 г. и др.) .
Какие другие примеры публикации в школьных учебниках или хрестоматиях альтернативных источников вам известны?
Каким образом авторы-составители обыгрывают в вопросах и заданиях к ним «противоречия значений и смыслов», «интеллектуальное напряжение»?
- Что нового привносит в работу школьника с документом использование сравнительного подхода?
- Сформулируйте педагогические и методические условия использования сравнительного анализа документов на уроках истории.
Проанализируйте комплекс вопросов С1 – С3 в ЕГЭ по истории:
- что проверяется в каждом из этих вопросов?
- какова связь между тремя вопросами и почему они представляют комплекс?
- исчерпывают ли эти вопросы (а) содержание источника, (б) многообразие приемов его изучения, (в) объекты проверки и оценки результатов подготовки школьников по истории?
- какие еще вопросы и задания можно составить к экзаменационному источнику на основе многоуровневого подхода ?
- как вы считаете, может ли многоуровневый анализ документа стать основным видом экзаменационного испытания по истории?
Обобщите результаты методической рефлексии по поводу разных подходов к исследованию документов в школьных курсах истории
Анализ документа
Педагогические и методические условия его использования
1. В соответствии с видом документа
Прогнозируемые результаты познавательной работы школьников
2. На основе структуры содержания источника
3. Гносеологический
4. Многосубъектный
5. Многоперспективный
6. Многоуровневый
7. Сравнительный
Вопросы