СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы с текстом.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка интересных и продуктивных приёмов и методов работы с текстом. Как разнообразить и украсить урок развития речи, заинтересовать учащихся чтением литературы, научиться анализировать?

Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы с текстом.»

Приемы работы с текстом на уроках литературы Дында Елена Николаевна,  учитель русского языка и литературы МКОУ Писцовской СШ.

Приемы работы с текстом на уроках литературы

Дында Елена Николаевна, 

учитель русского языка и литературы

МКОУ Писцовской СШ.

   «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер   В МИРЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГ НАХОДИТСЯ В ПОСТОЯННОМ ПОИСКЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ РАБОТЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ЗАДУМЫВАЯС НАД ТЕМ, КАК СДЕЛАТЬ УРОК ИНТЕРЕСНЕЕ, ПОБУДИТЬ К ЧТЕНИЮ, ВЫЗВАТЬ ШКОЛЬНИКОВ НА РАЗГОВОР,ОБСУЖДЕНИЕ, ПОМОЧЬ РЕБЯТАМ РАСКРЫТЬСЯ, ПРЕДСТАВЛЯЮ ВАМ   МЕТОДИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.

   «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер  

  • В МИРЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГ НАХОДИТСЯ В ПОСТОЯННОМ ПОИСКЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ РАБОТЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
  • ЗАДУМЫВАЯС НАД ТЕМ, КАК СДЕЛАТЬ УРОК ИНТЕРЕСНЕЕ, ПОБУДИТЬ К ЧТЕНИЮ, ВЫЗВАТЬ ШКОЛЬНИКОВ НА РАЗГОВОР,ОБСУЖДЕНИЕ, ПОМОЧЬ РЕБЯТАМ РАСКРЫТЬСЯ, ПРЕДСТАВЛЯЮ ВАМ   МЕТОДИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.
1.«Голоса».   Чтение текста голосами героев (как одушевлённых, так и неодушевлённых). Диалоги мальчиков из рассказа И.С. Тургенева

1.«Голоса».  

  • Чтение текста голосами героев (как одушевлённых, так и неодушевлённых). Диалоги мальчиков из рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг", героев басен И.А. Крылова и т.п. рождают воображение ребят, помогая вжиться и раскрыть образы.
3. «Личные ассоциации».    Это воображение образа  литературного героя, его внутреннего мира. Например, задание: найти 2,3 ассоциации к образам Ольги и Татьяны Лариных из романа «Евгений Онегин» :  Ольга – сухая икебана, пустой сосуд, птичье перо;  Татьяна – русская берёзка, полная чаша, кукла в руках судьбы.             Ученики объясняют, чем вызваны эти ассоциации, рассказывают о своих чувствах, но должны хорошо понимать литературно героя.      Используя это приём можно прибегнуть к межпредметным связям: изобразить ассоциацию (ИЗО), сопоставить с музыкальным произведением (музыка).   

3. «Личные ассоциации».  

  • Это воображение образа  литературного героя, его внутреннего мира. Например, задание: найти 2,3 ассоциации к образам Ольги и Татьяны Лариных из романа «Евгений Онегин» : Ольга – сухая икебана, пустой сосуд, птичье перо; Татьяна – русская берёзка, полная чаша, кукла в руках судьбы.             Ученики объясняют, чем вызваны эти ассоциации, рассказывают о своих чувствах, но должны хорошо понимать литературно героя. 
  • Используя это приём можно прибегнуть к межпредметным связям: изобразить ассоциацию (ИЗО), сопоставить с музыкальным произведением (музыка).  
8. «Солнышко».  9. «Гроздь». В центре – тема, которую необходимо осветить, лучи – раскрытие темы . Использовать данный приём можно после прослушивания сведений о творчестве писателя, при характеристике  литературного героя,     анализе деятельности автора, и т. д.. Например, тема -   А.С. Пушкин 

8. «Солнышко». 9. «Гроздь».

  • В центре – тема, которую необходимо осветить, лучи – раскрытие темы . Использовать данный приём можно после прослушивания сведений о творчестве писателя, при характеристике  литературного героя,    анализе деятельности автора, и т. д.. Например, тема -   А.С. Пушкин "Полтава" образ Петра 1, лучи - черты характера,  тема – А. Чехов, «лучи» – виды деятельности писателя.
  •    " Гроздь" - приём подобный «Солнышку», только используется другая форма заполнения.   Данный приём удобен также для прослеживания сюжетной линии.
5. «Какография». Приём исправления умышленно допущенных орфографических и фактических ошибок.  Он уместен на итоговых занятиях, уроках повторения и обобщения пройденного материала.   Исправьте ошибки в утверждениях:   Генрих Гейне – известный английский поэт.  А. С. Пушкин – автор баллады «Руслан и Людмила».    Дополните предложения:   Сказку «Двенадцать месяцев» написал _________________.  А. П. Чехов – известный автор ______________ рассказов.  Г. Х. Андерсен – известный _______________ сказочник. 

5. «Какография».

  • Приём исправления умышленно допущенных орфографических и фактических ошибок. Он уместен на итоговых занятиях, уроках повторения и обобщения пройденного материала.

  Исправьте ошибки в утверждениях: Генрих Гейне – известный английский поэт. А. С. Пушкин – автор баллады «Руслан и Людмила». Дополните предложения: Сказку «Двенадцать месяцев» написал _________________. А. П. Чехов – известный автор ______________ рассказов. Г. Х. Андерсен – известный _______________ сказочник. 

6.

6. "Решето"

  •   Этот приём эффективен, когда нужно что-то выделить, разграничить и т.д..   Например:   1)выбрать из группы черт характера только те, которыми можно охарактеризовать именно этого литературного героя, ли отделить положительные черты от отрицательных; 2) из группы событий выбрать только те, которые произошли в жизни литературного героя).  На примере произведения М.Ю. Лермонтова " Песня про... удалого купца Калашникова" выбрать из предложенных подходящие данному герою черты характера, дети приходят к выводу отсутствия отрицательного героя.
7. «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы, каждая получает лист  с написанным на нём именем героя, задача - передавая друг другу лист по часовой стрелке, записать словосочетание или предложение на твой взгляд характеризующее героя, не повторяясь. Также может отслеживаться событийность произведения.(Н.В. Гоголь

7. «Письмо по кругу».

  • Учащиеся делятся на группы, каждая получает лист  с написанным на нём именем героя, задача - передавая друг другу лист по часовой стрелке, записать словосочетание или предложение на твой взгляд характеризующее героя, не повторяясь. Также может отслеживаться событийность произведения.(Н.В. Гоголь "Тарас Бульба") 
8.  «Ромашка вопросов или ромашка Блума»  

8.  «Ромашка вопросов или ромашка Блума»  

1.  Простые (фактические) вопросы:  
  • 1.  Простые (фактические) вопросы:  "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
  • 2.  Уточняющие вопросы:  "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". 
  • 3.  Интерпретационные (объясняющие) вопросы:   "Почему?" 
  • 4.  Творческие вопросы:  "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете.."
  • 5.  Оценочные вопросы:  "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" 
  • 6.  Практические вопросы:  "Как можно применить...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
9. Диаманта   стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.   Схема диаманты:   1 строка: тема (имя существительное);  2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия);  3 строка: действие (три глагола);  4 строка: ассоциации (четыре имени существительных)  переход к антонимичным понятиям;  5 строка: действие (три глагола),  6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия);  7 строка: тема (имя существительное).

9. Диаманта  

  • стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Схема диаманты: 1 строка: тема (имя существительное); 2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия); 3 строка: действие (три глагола); 4 строка: ассоциации (четыре имени существительных) переход к антонимичным понятиям; 5 строка: действие (три глагола), 6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия); 7 строка: тема (имя существительное).
Например, задание: составить диаманту к образам  царицы и царевны из «Сказки о мёртвой царевне…» А. С. Пушкина.     Царица.  завистливая, злящаяся.  Красуется, злится, замышляет.  Пустота, ржа – свет, мир.  Живёт, помогает, радует.  Скромная, добрая.  Царевна.

Например, задание: составить диаманту к образам  царицы и царевны из «Сказки о мёртвой царевне…» А. С. Пушкина.

  • Царица. завистливая, злящаяся. Красуется, злится, замышляет. Пустота, ржа – свет, мир. Живёт, помогает, радует. Скромная, добрая. Царевна.
Используемая литература: А.Гин 

Используемая литература:

  • А.Гин "Приёмы педагогической техники".
  • Онлайн- вебинары. 
  • https://урок.рф/library/rabota_s_tekstom_na_urokah_literaturi_173007.html
  •   Кудрявцева, Т. С. Русский язык. 10-11 классы. Учимся работать с текстом / Т.С. Кудрявцева. - М.: Дрофа, 2010. - 144 c.
  •   Пахнова, Т. М. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс. Работа с текстом при подготовке к экзамену / Т.М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2014. - 416 c.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!