СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы со словарём

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы со словарём»

Приёмы работы со словарём

Специальное место в содержании программы по русскому языку авторы С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко отводится работе со словарями. Работа со словарями в программе Эльконина-Давыдова начинается тогда, когда у ребёнка возникает в них потребность. Впервые со словарём учащиеся знакомятся при изучении темы: «Родственные слова и корень слова» 2 класс и начинается со знакомства с толковым словарём. Навыки работы с толковым словарем закрепляются и углубляются при изучении таких тем: «Почему одно и то же слово может называть разное», «Слова однозначные и многозначные» «Прямое и переносное значения слова». Орфографический словарь вводится тогда, когда способы приведения звука к сильной позиции бессильны. На этом этапе происходит знакомство с этимологическим словарем и орфоэпическим словарём. Данная методическая разработка относится именно к этому этапу работы со словарём. В 3 и 4 классе продолжается знакомство со словарями, особенностями и различиями построения словарной статьи в разных словарях. При изучении темы «Какие части, кроме корня, есть в основе» происходит знакомство со словообразовательным словарём, «Части речи» - со словарём синонимов и антонимов. На родительском собрании уделяется внимание родителей необходимости прививать детям культуры использования словарей.

Урок по теме: Приёмы работы с орфографическим словарём. Знакомство с орфоэпическим словарём.

2 класс

Планируемые результаты данного урока:

Личностные:

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем культуры человека;

  • умение оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение одноклассников с точки зрения правильности и культуры речи, соблюдения этикетных норм

  • владение нормами сотрудничества: уметь работать в паре, в малых и больших группах, уметь договариваться, слушать и слышать друг друга в ходе групповой и общеклассной дискуссии

Метапредметные:

  • умение формулировать запрос на недостающую информацию: обра­щаться ко взрослому или к доступной справочной литературе — орфографи­ческому, орфоэпическому и толковому словарям

Предметные:

  • умение пользоваться орфографическим словарем для проверки орфо­грамм и ударения

Сценарий урока

Актуализация знаний

У.: Коля выполнял задание дома: подбирал слова с тем же корнем, что и в слове слон. Попробуйте и вы выполнить это задание.

Дети выполняют задание.

У.: Давайте проверим. Что такое родственные слова?

Д.: Слова, значение которых можно объяснить с помощью слова, от которого все они произошли, называют родственными.

У.: Какие слова вы записали?

Ученики называют слова и объясняют значение слова, с помощью слова слон.

У.: Ксюша, младшая сестра Коли, тоже решила помочь брату. Девочка подсказала ему слово слоняться и прочитала Коле стихотворение, которое сочинил Винни-Пух:

Здесь любит Медведь

Порой посидеть

И подумать:

«А чем бы таким заняться?»

Ведь он же не слон,

Поэтому он

Не может всё время

Без дела слоняться!

(А.Милн)

У.: Можно ли согласиться с девочкой, являются ли слова слон и слоняться родственными? Как проверить, действительно ли слово слоняться произошло от слова слон?

Д.: Надо посмотреть значение слова по толковому словарю.

У.: Проверьте по толковому словарю, действительно ли слово слоняться произошло от слова слон.

Работа по словарю в группе. (На уроке используется Толковый словарь русского языка Ожегов С.И. Шведова Н.Ю.)

У.: Для чего мы используем толковый словарь?

Д.: Из толкового словаря можно узнать о значении слова.

Тренировочные упражнения

У.: А сейчас мы попробуем по значению отгадать слова и разгадать кроссворд. Выполняем упражнение 233. (Учебник Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык Учебник для 2 класса 2 часть)

Один ученик читает значение слова. Дети отгадывают.

У.: Записываем это слово с пропуском орфограмм слабых позиций. Определите, какую букву нужно записать вместо пропуска.

У.: Как необходимо поступить, если не сумеете проверить орфограмму по сильной позиции?

Д.: Узнать о написании слова можно в специальном словаре - орфографическом. (На уроке дети используют Орфографический словарик Грушников П.А.)

У.: Напомните правила работы с орфографическим словарём.

Д.: 1. Надо вспомнить алфавит.

2. Определить, какие буквы спорят за место в слове.

3. Посмотреть в словаре слово сначала с одной буквой, потом с другой.

У.: Проверьте слово ягода по словарю, заполните пропуск.

Дети под руководством учителя разгадывают кроссворд и отрабатывают навык работы с орфографическим словарём.

У.: В кроссворде есть слова с общей частью -город-. Выпишите их.

Дети выписывают слова город и огород.

У.: Можно ли назвать эти слова родственными? Почему?

Д.: Эти слова нельзя назвать родственными. Город – это населенный пункт. Огород – это участок земли, на котором выращивают овощи.

У.: Прочитайте рубрику «В копилку твоих знаний» в учебнике.

У.: Что вы узнали?

Д.: Давным-давно слова «город» и «огород» были родственниками.

У.: Из какого словаря можно узнать эту информацию?

Д.: Словарь происхождения слов. Этимологический словарь.

У.: Мы сегодня на уроке вспомнили, как правильно работать со словарями. А для чего так много словарей мы используем?

Д.: Существует много разных словарей. Каждый из них по-своему рассказывает о слове.

«Открытие» нового знания и формулирование темы урока.

У.: А давайте узнаем еще один секрет словаря.

К доске выходят два ученика и разыгрывают сценку.

У.: Маша и Алеша записали высказывание Сегодня у нас на завтрак творог со сметаной с пропуском орфограмм слабых позиций. Сверив записи, увидели, что слово творог написано по-разному: У Маши – твор_ _, у Алеши – тв_ро_.

Алеша: Почему ты в первом слоге безударный звук обозначила буквой?

Маша: Как безударный? Слушай: [твОрак].

Алеша: Да нет же, [тварОк]!

Маша: Давай посмотрим в орфографическом словаре.

Алеша: Зачем? Нам же не нужно орфограммы проверять.

Маша: Разве ты забыл? В словаре над словами есть ударения. Вот мы и узнаем, какой слог ударный – первый или второй.

У.: Посмотрите в орфографический словарь и узнайте, кто из ребят прав.

Дети смотрят в словарь и обнаруживают, что над каждым слогом в этом слове стоит значок ударения - .

У.: Так отмечают в словаре слова, в которых ударение может падать и на тот, и на другой слог.

Маша: Выходит, мы с Алёшей говорим слово творог по-разному, но оба правильно.

Алеша: А я знаю еще одно слово, в котором ударение может падать на любой из двух слогов – это слово алфавит.

Маша: А давайте проверим по словарю, так ли это.

Дети смотрят в словарь и обнаруживают, что Алёша не прав.

Алеша: Это же надо, оказывается, правильно говорить алфавИт. Даже предупреждение есть в скобках – не алфАвит! Придётся переучиваться…

У.: Прислушайтесь к речи окружающих вас людей. Как часто они искажают слова родного языка. Как избежать ошибок?

Д.: Получается орфографический словарь подсказывает, как правильно написать слово и как правильно его говорить.

У.: Конечно, о том, как произносится слово, можно справиться и в орфографическом словаре, и в толковом словаре. Но есть словарь, специально предназначенный для того, чтобы узнавать о произношении слов. Называется такой словарь – орфоэпический. Давайте познакомимся с орфоэпическим словарем. Откройте орфоэпический словарь и прочитайте вступительную статью. (На уроке дети используют Краткий орфоэпический словарь составитель: Васильева Л.С.)

Дети открывают словарь и читают вступительную статью: что такое орфоэпия, для чего нужен орфоэпический словарь и как правильно пользоваться словарём.

Первичное закрепление

У.: Попробуем поработать с орфоэпическим словарём. Выполним упражнение 226. Прочитайте задание.

У.: Прочитайте слова. Аккуратно карандашом поставьте в них ударение и подчеркните орфограммы.

Дети выполняют задание.

У.: Сравните свою работу с работой соседа по парте. Поднимите руки те пары, у кого работа выполнена одинаково.

У.: Как проверить, вы правильно произносите эти слова?

Д.: Надо проверить по орфоэпическому словарю.

У.: Как располагаются слова в словаре?

Д.: Слова в словаре расположены по алфавиту.

У.: Запишите слова, расположив их по алфавиту. Не забывайте подчёркивать орфограммы.

Дети под руководством учителя записывают слова в алфавитном порядке и проверяют ударение по словарю.

Итог урока.

У.: Всегда ли окружающие люди и вы правильно произносите слова?

У.: Как избежать ошибок в употреблении и произношении слов?

У.: Что вы узнали об орфоэпическом словаре?

У.: Для чего так много словарей мы используем?

Современные ученики используют в активном словаре недостаточное количество слов, часто мало читают, родители не уделяют должного внимания развитию речи ребенка. Поэтому необходимо у детей накапливать опыт по формированию умений добывать и обрабатывать информацию с помощью словарей, прививать любовь к языку, быть внимательным к слову.

Список литературы:
  1. Грушников, П. Орфографический словарик / П.Грушников. – Москва : Просвещение, 1993. – 80 с.

  2. Ломакович, С.В. Обучение русскому языку в начальной школе / С.В.Ломакович, Л.И. Тимченко . – Москва : Вита-Пресс, 2010. – 115 с.

  3. Ломакович, С.В. Русский язык : Учебник для 2 класса начальной школы / С.В.Ломакович. – Москва : Вита-Пресс, 2016. – 143 с.

  4. Репкин, В.В. Русский язык : Учебник для 2 класса начальной школы / В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова – Москва : Вита-Пресс, 2019. – 164 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!