Приёмы работы со словарём
Специальное место в содержании программы по русскому языку авторы С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко отводится работе со словарями. Работа со словарями в программе Эльконина-Давыдова начинается тогда, когда у ребёнка возникает в них потребность. Впервые со словарём учащиеся знакомятся при изучении темы: «Родственные слова и корень слова» 2 класс и начинается со знакомства с толковым словарём. Навыки работы с толковым словарем закрепляются и углубляются при изучении таких тем: «Почему одно и то же слово может называть разное», «Слова однозначные и многозначные» «Прямое и переносное значения слова». Орфографический словарь вводится тогда, когда способы приведения звука к сильной позиции бессильны. На этом этапе происходит знакомство с этимологическим словарем и орфоэпическим словарём. Данная методическая разработка относится именно к этому этапу работы со словарём. В 3 и 4 классе продолжается знакомство со словарями, особенностями и различиями построения словарной статьи в разных словарях. При изучении темы «Какие части, кроме корня, есть в основе» происходит знакомство со словообразовательным словарём, «Части речи» - со словарём синонимов и антонимов. На родительском собрании уделяется внимание родителей необходимости прививать детям культуры использования словарей.
Урок по теме: Приёмы работы с орфографическим словарём. Знакомство с орфоэпическим словарём.
2 класс
Планируемые результаты данного урока:
Личностные:
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем культуры человека;
умение оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение одноклассников с точки зрения правильности и культуры речи, соблюдения этикетных норм
владение нормами сотрудничества: уметь работать в паре, в малых и больших группах, уметь договариваться, слушать и слышать друг друга в ходе групповой и общеклассной дискуссии
Метапредметные:
умение формулировать запрос на недостающую информацию: обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе — орфографическому, орфоэпическому и толковому словарям
Предметные:
Сценарий урока
Актуализация знаний
У.: Коля выполнял задание дома: подбирал слова с тем же корнем, что и в слове слон. Попробуйте и вы выполнить это задание.
Дети выполняют задание.
У.: Давайте проверим. Что такое родственные слова?
Д.: Слова, значение которых можно объяснить с помощью слова, от которого все они произошли, называют родственными.
У.: Какие слова вы записали?
Ученики называют слова и объясняют значение слова, с помощью слова слон.
У.: Ксюша, младшая сестра Коли, тоже решила помочь брату. Девочка подсказала ему слово слоняться и прочитала Коле стихотворение, которое сочинил Винни-Пух:
Здесь любит Медведь
Порой посидеть
И подумать:
«А чем бы таким заняться?»
Ведь он же не слон,
Поэтому он
Не может всё время
Без дела слоняться!
(А.Милн)
У.: Можно ли согласиться с девочкой, являются ли слова слон и слоняться родственными? Как проверить, действительно ли слово слоняться произошло от слова слон?
Д.: Надо посмотреть значение слова по толковому словарю.
У.: Проверьте по толковому словарю, действительно ли слово слоняться произошло от слова слон.
Работа по словарю в группе. (На уроке используется Толковый словарь русского языка Ожегов С.И. Шведова Н.Ю.)
У.: Для чего мы используем толковый словарь?
Д.: Из толкового словаря можно узнать о значении слова.
Тренировочные упражнения
У.: А сейчас мы попробуем по значению отгадать слова и разгадать кроссворд. Выполняем упражнение 233. (Учебник Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык Учебник для 2 класса 2 часть)
Один ученик читает значение слова. Дети отгадывают.
У.: Записываем это слово с пропуском орфограмм слабых позиций. Определите, какую букву нужно записать вместо пропуска.
У.: Как необходимо поступить, если не сумеете проверить орфограмму по сильной позиции?
Д.: Узнать о написании слова можно в специальном словаре - орфографическом. (На уроке дети используют Орфографический словарик Грушников П.А.)
У.: Напомните правила работы с орфографическим словарём.
Д.: 1. Надо вспомнить алфавит.
2. Определить, какие буквы спорят за место в слове.
3. Посмотреть в словаре слово сначала с одной буквой, потом с другой.
У.: Проверьте слово ягода по словарю, заполните пропуск.
Дети под руководством учителя разгадывают кроссворд и отрабатывают навык работы с орфографическим словарём.
У.: В кроссворде есть слова с общей частью -город-. Выпишите их.
Дети выписывают слова город и огород.
У.: Можно ли назвать эти слова родственными? Почему?
Д.: Эти слова нельзя назвать родственными. Город – это населенный пункт. Огород – это участок земли, на котором выращивают овощи.
У.: Прочитайте рубрику «В копилку твоих знаний» в учебнике.
У.: Что вы узнали?
Д.: Давным-давно слова «город» и «огород» были родственниками.
У.: Из какого словаря можно узнать эту информацию?
Д.: Словарь происхождения слов. Этимологический словарь.
У.: Мы сегодня на уроке вспомнили, как правильно работать со словарями. А для чего так много словарей мы используем?
Д.: Существует много разных словарей. Каждый из них по-своему рассказывает о слове.
«Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
У.: А давайте узнаем еще один секрет словаря.
К доске выходят два ученика и разыгрывают сценку.
У.: Маша и Алеша записали высказывание Сегодня у нас на завтрак творог со сметаной с пропуском орфограмм слабых позиций. Сверив записи, увидели, что слово творог написано по-разному: У Маши – твор_ _, у Алеши – тв_ро_.
Алеша: Почему ты в первом слоге безударный звук обозначила буквой?
Маша: Как безударный? Слушай: [твОрак].
Алеша: Да нет же, [тварОк]!
Маша: Давай посмотрим в орфографическом словаре.
Алеша: Зачем? Нам же не нужно орфограммы проверять.
Маша: Разве ты забыл? В словаре над словами есть ударения. Вот мы и узнаем, какой слог ударный – первый или второй.
У.: Посмотрите в орфографический словарь и узнайте, кто из ребят прав.
Дети смотрят в словарь и обнаруживают, что над каждым слогом в этом слове стоит значок ударения - .
У.: Так отмечают в словаре слова, в которых ударение может падать и на тот, и на другой слог.
Маша: Выходит, мы с Алёшей говорим слово творог по-разному, но оба правильно.
Алеша: А я знаю еще одно слово, в котором ударение может падать на любой из двух слогов – это слово алфавит.
Маша: А давайте проверим по словарю, так ли это.
Дети смотрят в словарь и обнаруживают, что Алёша не прав.
Алеша: Это же надо, оказывается, правильно говорить алфавИт. Даже предупреждение есть в скобках – не алфАвит! Придётся переучиваться…
У.: Прислушайтесь к речи окружающих вас людей. Как часто они искажают слова родного языка. Как избежать ошибок?
Д.: Получается орфографический словарь подсказывает, как правильно написать слово и как правильно его говорить.
У.: Конечно, о том, как произносится слово, можно справиться и в орфографическом словаре, и в толковом словаре. Но есть словарь, специально предназначенный для того, чтобы узнавать о произношении слов. Называется такой словарь – орфоэпический. Давайте познакомимся с орфоэпическим словарем. Откройте орфоэпический словарь и прочитайте вступительную статью. (На уроке дети используют Краткий орфоэпический словарь составитель: Васильева Л.С.)
Дети открывают словарь и читают вступительную статью: что такое орфоэпия, для чего нужен орфоэпический словарь и как правильно пользоваться словарём.
Первичное закрепление
У.: Попробуем поработать с орфоэпическим словарём. Выполним упражнение 226. Прочитайте задание.
У.: Прочитайте слова. Аккуратно карандашом поставьте в них ударение и подчеркните орфограммы.
Дети выполняют задание.
У.: Сравните свою работу с работой соседа по парте. Поднимите руки те пары, у кого работа выполнена одинаково.
У.: Как проверить, вы правильно произносите эти слова?
Д.: Надо проверить по орфоэпическому словарю.
У.: Как располагаются слова в словаре?
Д.: Слова в словаре расположены по алфавиту.
У.: Запишите слова, расположив их по алфавиту. Не забывайте подчёркивать орфограммы.
Дети под руководством учителя записывают слова в алфавитном порядке и проверяют ударение по словарю.
Итог урока.
У.: Всегда ли окружающие люди и вы правильно произносите слова?
У.: Как избежать ошибок в употреблении и произношении слов?
У.: Что вы узнали об орфоэпическом словаре?
У.: Для чего так много словарей мы используем?
Современные ученики используют в активном словаре недостаточное количество слов, часто мало читают, родители не уделяют должного внимания развитию речи ребенка. Поэтому необходимо у детей накапливать опыт по формированию умений добывать и обрабатывать информацию с помощью словарей, прививать любовь к языку, быть внимательным к слову.
Список литературы:
Грушников, П. Орфографический словарик / П.Грушников. – Москва : Просвещение, 1993. – 80 с.
Ломакович, С.В. Обучение русскому языку в начальной школе / С.В.Ломакович, Л.И. Тимченко . – Москва : Вита-Пресс, 2010. – 115 с.
Ломакович, С.В. Русский язык : Учебник для 2 класса начальной школы / С.В.Ломакович. – Москва : Вита-Пресс, 2016. – 143 с.
Репкин, В.В. Русский язык : Учебник для 2 класса начальной школы / В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова – Москва : Вита-Пресс, 2019. – 164 с.