СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы разграничения омонимичных союзов и союзных слов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учащимся усвоить семь способов разграничения омонимичных союзов и союзных слов. Использована информация из статьи В.С.Юрченко,город Саратов(РЯШ 1988№2)

Просмотр содержимого документа
«Приёмы разграничения омонимичных союзов и союзных слов.»

Приёмы разграничения омонимичных союзов и союзных слов Воробьёва Л.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Алексеевская школа Первомайского района Республики Крым» 2018 год

Приёмы разграничения омонимичных союзов и союзных слов

Воробьёва Л.Н., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Алексеевская школа Первомайского района Республики Крым»

2018 год

Подчинительные союзы могут быть : — простыми (одиночными): что,   чтобы,   если,   как, словно, будто, ибо и др.; — парными: если ... то, так как ... то, когда ... то, хотя ...но, чем ... тем и др.; — составными: потому что, прежде чем, в то время как, несмотря на то что, оттого что, вследствие того что, после того как, с тех пор как, для того чтобы и др.

Подчинительные союзы могут быть :

— простыми (одиночными): что,  

чтобы,   если,   как, словно, будто, ибо и

др.;

— парными: если ... то, так как ... то,

когда ... то, хотя ...но, чем ... тем и др.;

— составными: потому что, прежде чем,

в то время как, несмотря на то что,

оттого что, вследствие того что, после

того как, с тех пор как, для того чтобы и

др.

В качестве союзных слов могут выступать только местоименные слова вопросительного типа; это местоимения-существительные ( кто, что ); местоименные прилагательные ( какой, который, каковой, каков, кой, че й);  местоименные наречия ( где, куда, откуда, когда, как, насколько, почему, отчего, зачем ) и местоименное числительное сколько .

В качестве союзных слов могут выступать только местоименные слова вопросительного типа;

это

местоимения-существительные

( кто, что );

местоименные прилагательные

( какой, который, каковой, каков, кой, че й);

местоименные наречия ( где, куда, откуда, когда, как, насколько, почему, отчего, зачем )

и

местоименное числительное сколько .

Союзы и союзные слова пересекаются лишь в шести случаях: Союзы    Союзные слова Что     что Чем     чем Чтобы (чтоб)    Что бы ( что б) Когда     когда Как     как Поскольку    по скольку Эти шесть слов могут быть и союзами, и союзными словами.

Союзы и союзные слова пересекаются лишь в шести случаях:

Союзы Союзные слова

Что что

Чем чем

Чтобы (чтоб) Что бы ( что б)

Когда когда

Как как

Поскольку по скольку

Эти шесть слов могут быть и союзами, и союзными словами.

Именно эти случаи вызывают затруднения. Итак, 1) если перед связующим омонимичным словом стоит предлог, то это союзное слово. Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же. По – французски она говорила очень плохо, за что страдала впоследствии в большом свете. Я на постоялом дворе колол дрова, рубил капусту и нянчил ребят хозяйских, за что меня и кормили.

Именно эти случаи вызывают затруднения.

Итак,

1) если перед связующим омонимичным словом стоит предлог, то это союзное слово.

Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же.

По – французски она говорила очень плохо, за что страдала впоследствии в большом свете.

Я на постоялом дворе колол дрова, рубил капусту и нянчил ребят хозяйских, за что меня и кормили.

2) разграничивать союз и союзное слово можно с помощью соответствующей замены : союз на союз, союзное слово на союзное слово . Борис ещё поморщился немного , что пьяница перед чаркою вина. (что заменим на словно, точно. Вывод: это союз.) Она не сводит глаз с дороги, что ( которая - союзное слово ) идёт через рощу. Кот неподвижно сидел на матрасике и делал вид, что (будто – союз) спит. И почему – то мне пришли на память слова композитора о вечном отблеске , что ( который - союзное слово ) бросает на нас искусство.

2) разграничивать союз и союзное слово можно с помощью соответствующей замены : союз на союз, союзное слово на союзное слово .

Борис ещё поморщился немного , что пьяница перед чаркою вина. (что заменим на словно, точно. Вывод: это союз.)

Она не сводит глаз с дороги, что ( которая - союзное слово ) идёт через рощу.

Кот неподвижно сидел на матрасике и делал вид, что (будто – союз) спит.

И почему – то мне пришли на память слова композитора о вечном отблеске , что ( который - союзное слово ) бросает на нас искусство.

3) Союз можно опустить, и смысл предложения в основном сохранится. Союзное  слово опустить нельзя. Мы обрадовались, когда ( можно опустить, это союз) начался лес. Никто не знает, когда (опустить нельзя – это союзное слово) мы встретимся. Слышно было, как бьются на пароме усталые лошади. (можно опустить, это союз) Как он добывал деньги, не могу наверное сказать. (опустить нельзя – это союзное слово)

3) Союз можно опустить, и смысл предложения в основном сохранится. Союзное

слово опустить нельзя.

Мы обрадовались, когда ( можно опустить, это союз) начался лес.

Никто не знает, когда (опустить нельзя – это союзное слово) мы встретимся.

Слышно было, как бьются на пароме усталые лошади. (можно опустить, это союз)

Как он добывал деньги, не могу наверное сказать. (опустить нельзя – это союзное слово)

4) Придаточную часть , которая присоединяется к главной союзным словом, можно преобразовать в самостоятельное вопросительное предложение. А придаточную часть, которая начинается союзом, трансформировать нельзя. Трудно было определить, что чувствует этот человек.(союзное слово) Трудно было поверить, что всё это правда.(союз)

4) Придаточную часть , которая присоединяется к главной союзным словом, можно преобразовать в самостоятельное вопросительное предложение. А придаточную часть, которая начинается союзом, трансформировать нельзя.

Трудно было определить, что чувствует этот человек.(союзное слово)

Трудно было поверить, что всё это правда.(союз)

5) Придаточную часть , которая начинается союзным словом, можно преобразовать в присоединительное или вводное предложение, начинающееся указательным местоимением или наречием. Пишу я здесь гораздо меньше, что и следовало ожидать.( союзное слово что можно заменить на это) На песке, как всегда бывает после ветра, лежала волнистая рябь.( союзное слово как что можно заменить местоимённым наречием так). Сравните: На песке, так всегда бывает после ветра, лежала волнистая рябь.

5) Придаточную часть , которая начинается союзным словом, можно преобразовать в присоединительное или вводное предложение, начинающееся указательным местоимением или наречием.

Пишу я здесь гораздо меньше, что и следовало ожидать.( союзное слово что можно заменить на это)

На песке, как всегда бывает после ветра, лежала волнистая рябь.( союзное слово как что можно заменить местоимённым наречием так).

Сравните:

На песке, так всегда бывает после ветра, лежала волнистая рябь.

6) К союзному слову можно присоединить усилительную частицу же, именно и другие, а к союзу нельзя. Этот приём возможен потому, что союзное слово выполняет синтаксическую функцию члена предложения, а союз – нет. Он никак не мог узнать , когда (же, именно) приедет поезд. Он обрадовался, когда (частицу вставить нельзя) начался лес. Усилительная частица ни всегда употребляется с союзным словом. Как ни, что ни, когда ни,  чем ни… Как ни спешила Поля, разговор затянулся. Что ни говорите, а знание людей – громадное преимущество в руках того, кто им умеет пользоваться.

6) К союзному слову можно присоединить усилительную частицу же, именно и другие, а

к союзу нельзя. Этот приём возможен потому, что союзное слово выполняет синтаксическую функцию члена предложения, а союз – нет.

Он никак не мог узнать , когда (же, именно) приедет поезд.

Он обрадовался, когда (частицу вставить нельзя) начался лес.

Усилительная частица ни всегда употребляется с союзным словом. Как ни, что ни, когда ни,

чем ни…

Как ни спешила Поля, разговор затянулся.

Что ни говорите, а знание людей – громадное преимущество в руках того, кто им умеет пользоваться.

7) На союзное слово часто падает логическое ударение. Что бы ни случилось, не теряй бодрости. (союзное слово) Чтобы проснуться пораньше , он завёл часы. (союз) Охотно мы дарим, что нам не надобно самим. (союзное слово) Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна …(союз)

7) На союзное слово часто падает логическое ударение.

Что бы ни случилось, не теряй бодрости. (союзное слово)

Чтобы проснуться пораньше , он завёл часы. (союз)

Охотно мы дарим, что нам не надобно самим. (союзное слово)

Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна …(союз)

Практикум. В предлагаемых ниже предложениях выделите союзы и союзные слова 1 Когда наступает зима, люди надевают шубы и теплые сапоги. В тот день, когда идет первый снег, все закрывают головы шарфами, платками и шапками. 2 Витя знал английский язык лучше, чем знали его одноклассники, так как 4 года жил в Лондоне. А еще он точно знал, чем хочет заниматься после школы, ведь давно решил, что  станет дипломатом. 3 Катя не знала, что подарить Виктору на день рождения. Она боялась, что не сможет выбрать то, что действительно понравится мальчику. 4 Когда человек идет в театр, он не всегда знает, когда заканчивается спектакль. Эта инфор - мация напечатана в программке такими мелкими буквами, что не все способны её прочитать.

Практикум.

В предлагаемых ниже предложениях выделите союзы и союзные слова

1 Когда наступает зима, люди надевают шубы и теплые сапоги. В тот день, когда идет

первый снег, все закрывают головы шарфами, платками и шапками.

2 Витя знал английский язык лучше, чем знали его одноклассники, так как 4 года жил в

Лондоне. А еще он точно знал, чем хочет заниматься после школы, ведь давно решил, что

станет дипломатом.

3 Катя не знала, что подарить Виктору на день рождения. Она боялась, что не сможет выбрать то, что действительно понравится мальчику.

4 Когда человек идет в театр, он не всегда знает, когда заканчивается спектакль. Эта инфор -

мация напечатана в программке такими мелкими буквами, что не все способны её прочитать.

5 По тому, что маленькие дети рисуют в детском саду, опытный психолог может определить, какая обстановка в семье и как складываются отношения ребенка с родителями. 6 Не все школьники знают, чем занять своё свободное время. Как приходят некоторые из школы, так телевизор и включают. Не знают они, что еще можно дома делать. 7 Витя никак не мог сообразить, как решить задачу, и хотел попросить о помощи Катю. Но девочка, что сидела за соседней партой, была так увлечена выполнением контроль -ной, что не слышала Витиного шепота. 8 1 сентября все люди вспоминают, как когда-то шли в первый класс и как потом вели в первый класс своих детей.

5 По тому, что маленькие дети рисуют в детском саду, опытный психолог может определить, какая обстановка в семье и как складываются отношения ребенка с родителями.

6 Не все школьники знают, чем занять своё свободное время. Как приходят некоторые из школы, так телевизор и включают. Не знают они, что еще можно дома делать.

7 Витя никак не мог сообразить, как решить задачу, и хотел попросить о помощи Катю. Но девочка, что сидела за соседней партой, была так увлечена выполнением контроль -ной, что не слышала Витиного шепота.

8 1 сентября все люди вспоминают, как когда-то шли в первый класс и как потом вели в первый класс своих детей.

Роль в предложении  Пример Подлежащее Через несколько минут он стоял за яблоней под самым окном, жадно вслушиваясь и запоминая всё, что творилось там. (А.Фадеев) Сказуемое По этим признакам можно было определить, какой это маяк. (К.Паустовский) Дополнение Я сидел на подоконнике и слушал, что говорил солдат. Определение (А. Гайдар) Написал на листочке, какие книги читать.(И.Эринбург) Обстоятельство Но я боялась, что папа поймёт, почему мы все вокруг него собрались.(О.Бергольц)

Роль в предложении

Пример

Подлежащее

Через несколько минут он стоял за яблоней под самым окном, жадно вслушиваясь и запоминая всё, что творилось там. (А.Фадеев)

Сказуемое

По этим признакам можно было определить, какой это маяк. (К.Паустовский)

Дополнение

Я сидел на подоконнике и слушал, что говорил солдат.

Определение

(А. Гайдар)

Написал на листочке, какие книги читать.(И.Эринбург)

Обстоятельство

Но я боялась, что папа поймёт, почему мы все вокруг него собрались.(О.Бергольц)

          Спасибо за внимание!  Желаю успехов в учёбе!

Спасибо за внимание! Желаю успехов в учёбе!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!