Приёмы совершенствования техники чтения .(Из опыта работы)
Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, к коллективу класса, к самому себе.
Жизнь показывает, что если ученик научился хорошо читать, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы. Хорошее чтение помогает детям в изучении учебных предметов. Каждый из хорошо читающих учеников, в состоянии самостоятельно и без всяких затруднений прочитать условие математической задачи, понять её содержание и приступить к её решению. Хороший навык чтения самым положительным образом сказывается на уроках русского языка, окружающего мира.
Но если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую то ущербность, теряет веру в свою силы, в способность успешно учиться. Такие дети тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. Не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов. В следующих классах уже снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями.
И для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения нужно научиться быстрому чтению. А быстрому чтению мешают несколько факторов:
Регрессия- возвратные движения глаз ( Дети этого не замечают)
Малое поле зрения. Быстрее читать значит шире глядеть, т.е. одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов.
Неумение найти главное в тексте.
Недостаточное использование смысловой догадки.
Плохая артикуляция.
Не развитая зрительная память и внимание.
В своей работе я использую некоторые упражнения, которые могут помочь учителю. Развивая эти факторы можно добиться некоторых результатов.
1. Даны таблицы( у каждого ребёнка). За определённое количество времени нужно найти все числа по порядку.
а)
7 | 18 | 8 | 11 | 22 |
16 | 25 | 13 | 2 | 9 |
6 | 10 | 1 | 20 | 5 |
15 | 24 | 17 | 14 | 19 |
3 | 12 | 21 | 23 | 4 |
б)
13 | 33 | 9 | 4 | 26 |
3 | 22 | 19 | 2 | 30 |
28 | 31 | 12 | 24 | 6 |
7 | 10 | 21 | 27 | 14 |
35 | 18 | 1 | 16 | 18 |
23 | 5 | 29 | 32 | 11 |
15 | 34 | 17 | 25 | 20 |
2. За определённое количество времени найти лишнее слово:
Река , речка, ручей , ручка, ручеёк.
3. Даётся несколько слов на доске: плут, простачок, будильник, статный.
На несколько секунд слова открываются, затем закрываются.
Вопросы: - Есть ли слова « бедняга», « черепица?
4. Чтение текста из разновысотных букв. Чтение про себя , затем вслух.
ГлазИЩИ, уСИЩи, хвОсТИщЕ,
А МоетСя Всех Чище
5. Даётся несколько секунд, чтобы прочитать и назвать соседей.
нос рот лоб
нора рак шарф
Чтение различных лесенок (целыми словами)
лес
кружево
мелочь
берёзонька
лето
солнышко дождик
7.Чтение « Спринт»( За определённое время на оптимальной скорости, читая про себя, найти ответы на вопросы).
Читаю начало предложения, кто быстрее найдёт окончание.
Чтение двойками, тройками , хором.
За определённое время найти слова на правила: жи-ши, ча-ща, чу-щу ,чк-чн.
Читаю начало предложения, кто быстрее найдёт окончание.
Счёт строк, которые прочитали за определённое время.
Чтение текста под ритмичный стук.
Чтение « В темпе скороговорки».
Чтение « Карлики- великаны»
Учитель читает, дети следят.» Исправь ошибку учителя»
В своей работе использую зрительные диктанты по Федоренко. Очень хорошо помогают дневники чтения, в которых каждый день отмечается дополнительная литература, которую читает ученик.
Хакасия, Ширинский район, с Шира
Учитель начальных классов МБОУ Ширинская ОШ №17
Спирина Лариса Константиновна
archik555