СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути совершенствования техники чтения на уроках литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приёмы совершенствования навыков чтения на уроках литературы.

Просмотр содержимого документа
«Пути совершенствования техники чтения на уроках литературы.»












«Әдебиет сабақтарында оқу машығын жетілдіру жолдары»

«Пути совершенствования техники чтения на уроках литературы»





Шлейнина Ольга Викторовна


ГУ «Средняя общеобразовательная школа №24 города Павлодара»







«Әдебиет сабақтарында оқу машығын жетілдіру жолдары»

«Пути совершенствования техники чтения на уроках литературы»


Шлейнина О. В.

ГУ «Средняя общеобразовательная школа №24 города Павлодара» - начальные классы

Современный человек, человек будущего не может жить без книги.
Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.
Ш. А. Амонашвили


Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребёнка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков. В данной статье я рассмотрю лишь беглость чтения как одну из базовых сторон навыка чтения, взаимосвязанную с остальными и взаимообуславливающую их. По сути, сам процесс обучения чтению начинается с формирования беглости, умения читать по слогам. Далее следует чтение целыми словами. Наблюдение за динамикой процесса чтения позволяет сделать выводы, что чем выше беглость, тем лучше понимание читаемого, то есть сознательность чтения, которая обуславливает правильность. На базе этих трёх качеств формируется выразительность как самое сложное звено в цепи, составляющей навык чтения. Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:

 При формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, память, мышление.

 Выстраивать процесс обучения необходимо так, чтобы у ребёнка формировался интерес к занятиям, к чтению и книге вообще.

На  протяжении  многих лет, я  старалась изучать пути решения проблемы: “Совершенствование техники чтения в начальных классах”. В процессе педагогической работы рождались свои идеи, использовались опыты других учителей и работы видных педагогов В.А. Сухомлинского,  И.Т. Фидоренко, В.Н. Зайцева и  Н.А. Лошкарёвой. [1, с.15-17]

Для взрослых людей чтение - естественный процесс. Но для большинства людей обучение чтению требует упорства и усилий. Взрослые редко помнят, как трудно было научиться читать. Произносить букву одна за другой, удерживая их последовательность в голове и пытаясь понять, что это за слово потом таким же образом читать следующие слова.

Очень часто у ребёнка много усилий уходит на то, чтобы прочитать даже одно единственное слово, а когда он читает следующее, то нередко забывает предыдущее. Попробуйте перевернуть статью вверх ногами и прочитать её. Много из прочитанного вы запомните? Легко ли и интересно ли читать таким образом? Но ведь ребёнок поначалу читает всё равно, что вверх ногами, он ещё не привык схватывать сразу несколько слов и понимать смысл читаемого, поэтому мало что из прочитанного он запоминает и поэтому чтение для него поначалу - скорее некая забава, чем получение новой информации.

Множество методистов занято попытками придумать такую методику, по которой было бы легко научить ребёнка читать бегло и схватывая смысл. Многие родители хотят, чтобы их ребёнок научился быстро и хорошо читать и думают, что это зависит от интеллекта, но на самом деле это не так. Способности в обучении чтению мало зависят от интеллекта. Более того, исследования показали, что дети, испытывающие трудности в обучении чтению часто имеют интеллект выше среднего. Успехи в чтении в 1 классе во многом определяют уровень чтения в 11 классе. Хорошее чтение-это в первую очередь практика, поэтому те, кто лучше умеют сначала, читают в целом больше. Таким образом, с годами разница только увеличивается. Умение читать хорошо в ранние годы помогает развивать на всю жизнь важную привычку читать.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющих на успеваемость. (По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов). Оказалось, что существует фактор номер один скорость чтения.

   Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет  неусидчив, он не будет посещать библиотеки, потому что читать книги, при низкой техники чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

А как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной. Какие резервы обучения можно здесь использовать?

Рассмотрим семь резервов обучения чтению. [2, с.24-27]

1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно поэтому это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определённые промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

Что же можно наблюдать во многих семьях? Мама усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: Прочитай вот эту сказку. Пока не прочтёшь из-за стола не выходи. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час полтора очень трудной работы. Здесь допускается очень серьёзная ошибка. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по пять минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час, два ещё одна порция. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа - полтора за один приём.

2.Жужжащее чтение.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно, вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.

У каждого ребёнка на парте лежит книга. И любой урок будь то чтение, пение, рисование, математика – начинается с того, что дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идёт обычный урок.

3.Хорошие результаты даёт чтение перед сном.

Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

4.Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Это такой режим, когда ребёнок прочитает одну две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Здесь хорош метод просмотра диафильмов, когда ребёнок две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Многочисленные эксперименты показывают, что даже в 5 классе ребёнок может быть приобщён к чтению с помощью режима щадящего чтения.

5. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Что это значит? Например, ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. А.Федоренко, который руководил лабораторией экспериментальной дидактики.

В каждом из 18 наборов предложенных профессором имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег»-8 букв, то последнее предложение 18-го набора, состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно по одной две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т. е. из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.

6.Очень эффективными являются заимствованные из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко три типа упражнений. Это: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть. Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своём темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.

При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Проводится это таким образом. После того как начало рассказа прочитано учителем и осознанно осмысленно учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатом первого чтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующее упражнение системы Федоренко-Пальченко( чтение в темпе скороговорки). При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем начинаю третье упражнение. «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть чуть медленнее, зато красиво, выразительно.» Дети прочитывают знакомую часть текста до конца и я не останавливаю их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо по выражению И.Г.Пальченко. Чудо это состоит в том, что ребёнок несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжают читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через 2-3 недели чтение ребёнка заметно улучшится. [3, c.67-69]

7.Приём стимулирования учащихся.

Остановлюсь на одном из приёмов, который лучше начать использовать в третьем классе. В конце урока чтения оставляю 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения.

Ребята в течение одной минуты читают текст, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа и уже через неделю можно подойти к ученику и сказать «А ну, давай посмотрим, сколько у тебя было слов неделю назад». Но следует помнить, что применять стимулирование необходимо очень осторожно, ни в коем случае не приводя их к отрицательным эмоциям, к негативному отношению к чтению. [4, с.12-16]

Результат: 1. При проверки техники чтения у детей исчез страх. (правильно начинаю проверять технику чтения: подсчёт не с начала, а со второй строки, не пишу количество слов на полях, строим график «Роста чтения») 2.Повысились навыки чтения. (графики). 3.Появился интерес к урокам литературного чтения. 4. В формировании навыков чтения заинтересованы родители.


Заключение:

Повышением техники чтения, в первую очередь, начинают заниматься с детьми, которые «плохо читают», не выдают требуемое количество слов в минуту. Большинство из них к этому моменту вообще уже читать не хочет. А те, кто хотят, не могут поверить, что это у них получится хорошо.

Первая задача учителя – это заменить старую установку, родившуюся в результате долгой читательской неуспешности на новую, дающую шанс развить в себе способность читать быстро. Вторая задача: «Учитесь ждать результата и учите этому своих детей». На формирование нового качества психической функции нужно ВРЕМЯ!

Используйте силу мысли и резервы. Тысячи книг о том, как добиться жизненного успеха и благополучия, говорят, что все ограничения наших возможностей коренятся в нашем мышлении. Позвольте себе быть успешным, здоровым, богатым. Почувствуйте, что это у вас уже есть и ведите себя так, как будто вы на самом деле обладаете всем, чего хотите.

Если вы хотите, чтобы ваши дети хорошо учились, никогда не ставьте ограничения ребёнку, внушая ему, что он чего-то не сможет. Возможно он не может сейчас, но это не значит, что не сможет завтра.

Результат деятельности напрямую связан с тем, что мы думаем о предстоящей работе. Если мы думаем, что это будет скучно и сложно, то работа быстро приводит к утомлению. Создайте детям новый взгляд на чтение. Кто сказал, что читать - это трудно? Читать - это приятно, это удовольствие. Кто сказал, что это надо делать напряжённо и серьёзно? Нет, представьте, что все упражнения по технике чтения – это всего лишь игра. Это просто тренировка возможностей.

Пусть все ваши совместные занятия, результаты и достижения принесут только радость и удовольствие. Почувствуйте себя счастливым учителем, у которого все трудности - это только новые жизненные задачи, ведущие вас к новым возможностям. [5, с. 45-46]

Список литературы.

1. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. – 1989 - №5 – с. 15-17

2.Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. –1989 - №7 – с. 24-27.

3.Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.

4.Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. - № 6 – с. 12-16.

5. Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. –2001 - №6 – с. 45-46. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!