СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы сжатия текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка для отработки понятия о способах сжатия текста.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы сжатия текста»

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме. 

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию. 

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Исключение

Обобщение

Замена

- вводных слов; 

- однородных членов предложения; 

- повторов; 

- однотипных примеров; 

- риторических вопросов и восклицаний; 

- цитат; 

- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; 

- пояснений; 

- рассуждений; 

- описаний; 

- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. 

- парцеллированных предложений; 

- ряда предложений; 

- связанных одной мыслью, частей предложений; 

- конкретных, единичных фактов, событий, явлений. 


- однородных членов обобщающим словом; 

- сложного предложения -  простым; 

- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; 

- прямой речи - косвенной; 

- части текста - одним предложением; 

- части предложения местоимением и т.д. 


При исключении необходимо 

1.Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. 


2.Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 


При обобщении необходимо 

1.Найти в тексте мелкие, единичные факты. 


2.Найти в них общее. 


3.Объединить эти факты на основе общего. 


4.Сформулировать получившееся предложение. 

При замене необходимо 

1.Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. 


2.Сформулировать получившееся предложение. 


Пример: 


На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата.

(И. Соколов-Микитов) 

Пример: 


Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись.

(Ю. Казаков) 


Пример: 


В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков) 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!