СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы технологии РКМЧП на уроках литературы и русского языка.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используемые приёмы активизируют мыслительную деятельность обучающихся, способствуют лаконичному изложению мыслей.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы технологии РКМЧП на уроках литературы и русского языка.»

Приемы технологии развития критического мышления на уроках литературы и русского языка
  • Приемы технологии

развития критического мышления

на уроках литературы и русского языка

Прием «верные – неверные утверждения»    При изучении биографии и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина, обучающиеся, прослушав лекцию, должны найти «верные или неверные утверждения»  1. Подлинная фамилия писателя – М.Е.Щедрин.  2. Н.Щедрин – литературный псевдоним писателя.  3. Сатирическая позиция писателя – отражение его государственной службы.  4. В биографиях Салтыкова-Щедрина и Пушкина есть общее звено.  5. Салтыков-Щедрин был своим человеком в чиновничьей среде.  6. Во время ссылки в Вятку Салтыкову-Щедрину запрещено было служить и т.д.
  • Прием «верные – неверные утверждения» При изучении биографии и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина, обучающиеся, прослушав лекцию, должны найти «верные или неверные утверждения» 1. Подлинная фамилия писателя – М.Е.Щедрин. 2. Н.Щедрин – литературный псевдоним писателя. 3. Сатирическая позиция писателя – отражение его государственной службы. 4. В биографиях Салтыкова-Щедрина и Пушкина есть общее звено. 5. Салтыков-Щедрин был своим человеком в чиновничьей среде. 6. Во время ссылки в Вятку Салтыкову-Щедрину запрещено было служить и т.д.
Приём «Продвинутая лекция»  Урок по теме «Л.Н.Толстой. Начало творческого пути». Задание: прослушав лекцию, заполните конспект-опору. Обменяйтесь конспектами, исправьте недочеты. Конспект-опора 1. Где родился Толстой?________________________________ 2. Почему в 13 лет Толстой оказался в Казани?_____________ 3. Какое образование удалось получить Толстому?__________ 4. Из каких документов мы узнаем о многих событиях в жизни Толстого?__________________________________________________ 5. Что является особенностью дневниковых записей Толстого? 1)______________ 2)_______________3)___________________ 6. Что лежит в основе правил жизни Толстого?_____________ 7. Толкование дневниковой записи «Писать историю МД»: 1)_____________ 2) ______________ 3) ___________________ 8. Под каким названием печатает Некрасов в «Современнике» 1-ю повесть Толстого?___________________________________________ 9. Почему Толстой был против некрасовского названия повести?______ 10. Первоначальный замысел первого произведения Толстого________ 11. Что важно для сюжетной линии трилогии?_________________и т.д.
  • Приём «Продвинутая лекция»
  • Урок по теме «Л.Н.Толстой. Начало творческого пути». Задание: прослушав лекцию, заполните конспект-опору. Обменяйтесь конспектами, исправьте недочеты. Конспект-опора
  • 1. Где родился Толстой?________________________________
  • 2. Почему в 13 лет Толстой оказался в Казани?_____________
  • 3. Какое образование удалось получить Толстому?__________
  • 4. Из каких документов мы узнаем о многих событиях в жизни Толстого?__________________________________________________
  • 5. Что является особенностью дневниковых записей Толстого?
  • 1)______________ 2)_______________3)___________________
  • 6. Что лежит в основе правил жизни Толстого?_____________
  • 7. Толкование дневниковой записи «Писать историю МД»:
  • 1)_____________ 2) ______________ 3) ___________________
  • 8. Под каким названием печатает Некрасов в «Современнике» 1-ю повесть Толстого?___________________________________________
  • 9. Почему Толстой был против некрасовского названия повести?______
  • 10. Первоначальный замысел первого произведения Толстого________
  • 11. Что важно для сюжетной линии трилогии?_________________и т.д.
«Перепутанные логические цепочки» . После прочтения пьесы А.Н.Островского «Гроза» задание восстановить последовательность событий: - свобода, обретённая Катериной, шаг к трагической гибели; - «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»; - самоубийство Катерины как вызов самодурству; - непримиримость противоречий и острота конфликта Катерины с «тёмным царством»; - душевное смятение Катерины – следствие свободы, обретённой ею.
  • «Перепутанные логические цепочки» .
  • После прочтения пьесы А.Н.Островского «Гроза» задание восстановить последовательность событий:
  • - свобода, обретённая Катериной, шаг к трагической гибели;
  • - «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»;
  • - самоубийство Катерины как вызов самодурству;
  • - непримиримость противоречий и острота конфликта Катерины с «тёмным царством»;
  • - душевное смятение Катерины – следствие свободы, обретённой ею.
Методические приёмы и методы на стадии «Рефлексия» - кластер;  - синквейн;  - приём «Закончи предложение»;  - эссе;  - задать вопрос учителю, на который не получил ответ.
  • Методические приёмы и методы на стадии «Рефлексия»
  • - кластер; - синквейн; - приём «Закончи предложение»; - эссе; - задать вопрос учителю, на который не получил ответ.
Приём «Отсроченная отгадка» . Такой приём можно применить при изучении романа «Обломов» И.А.Гончарова, попросив подумать над вопросом: Почему Гончаров дал Илье Ильичу Обломову такое имя и фамилию?
  • Приём «Отсроченная отгадка» .
  • Такой приём можно применить при изучении романа «Обломов» И.А.Гончарова, попросив подумать над вопросом: Почему Гончаров дал Илье Ильичу Обломову такое имя и фамилию?
Моделирование ситуации – приём, способствующий развитию творческого мышления обучающихся. - Как иначе вы видите финал повести А.И.Куприна «Олеся»?
  • Моделирование ситуации – приём, способствующий развитию творческого мышления обучающихся.
  • - Как иначе вы видите финал повести А.И.Куприна «Олеся»?
Дискуссионные вопросы: - Раскольников и Свидригайлов – «одного поля ягоды»? (роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») Нужны ли России такие, как Щтольц? (И.А. Гончаров «Обломов»)
  • Дискуссионные вопросы:
  • - Раскольников и Свидригайлов – «одного поля ягоды»? (роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Нужны ли России такие, как Щтольц?
  • (И.А. Гончаров «Обломов»)
Обращение к личному опыту.  Как бы вы отнеслись к поступку Гуськова? ( Повесть В.Распутина «Живи и помни»)
  • Обращение к личному опыту.

  • Как бы вы отнеслись к поступку Гуськова?
  • ( Повесть В.Распутина «Живи и помни»)