Просмотр содержимого документа
«Прикладной курс "Человек и его здоровье"»
Зайкова Н.Б.
учитель биологии
КГУ «Средняя школа № 43
имени Г.Мусрепова»
г. Петропавловск, СКО
Курс «Человек и его здоровье»
Пояснительная записка
В настоящее время, очевидно, что человечество вступило в особый период своей истории – эпоху экологического кризиса, характеризующегося острыми противоречиями во взаимоотношениях общества и природы, возникновением трудно разрешимых глобальных экологических проблем. В этих условиях особого внимания заслуживает проблема воспитания экологически грамотного, высоконравственного и здорового поколения, способного существовать и развиваться в условиях изменяющейся среды. В последнее десятилетие отмечается устойчивая негативная тенденция по ухудшению состояния здоровья детей. В связи с этим возникает необходимость создать условия для применения знаний о жизнедеятельности организма, установления гармоничных отношений с природой, формировать ответственное отношение к своему здоровью, развивать критическое мышление.
Цель курса: ознакомление учащихся с особенностями взаимодействия человека и природы, с влиянием естественной среды на здоровье человека.
Задачи курса: обобщить и развить знания о взаимосвязи состояния здоровья и условий среды, а также развить у обучающихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации.
Прикладной курс «Человек и его здоровье» опирается на содержание раздела курса биологии «Человек и его здоровье», а также разделы «Генетика человека», использует межпредметные связи. Занятия осуществляют развитие способностей детей: самостоятельность в добывании знаний, планирование работы, ответственность, сознательная дисциплина; имеет прикладную направленность – профориентации учащихся на медицинские специальности. При проведении занятий по курсу учитываются местные природно-экономические условия, работа службы слежения за состоянием окружающей природной среды, профилактики здоровья населения, профессионально-личностная склонность учащихся.
Программа курса рассчитана на 17 часов, 1/2 часа – в неделю.
Планированный результат обучения.
Учащиеся должны знать:
- факторы, сберегающие здоровье;
- роль гигиены, санитарии, психогигиены в укреплении и сохранении здоровья;
- основные понятия: здоровье, здоровый образ жизни, факторы здоровья, вредные привычки, заболевания, загрязнители среды, социальное здоровье, норма поведения, экологическая этика;
должны характеризовать:
- здоровый образ жизни;
- принципы рационального питания;
- нравственные аспекты поведения;
должны обосновывать:
- высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе;
устанавливать связи:
- между условиями окружающей среды и болезнями человека, его физическим состоянием;
- нормами поведения человека и его индивидуальным здоровьем, здоровьем окружающих людей, а также природой.
Учащиеся должны уметь:
- применять простейшие приемы исследования здоровья и природной среды;
- пропагандировать основные правила по сохранению и улучшению экологической обстановки в микрорайоне в целях защиты здоровья его жителей;
- планировать и проводить практическую работу, делать математическую обработку результатов исследования, формулировать выводы.
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Форма проведения | Форма контроля |
1. | Окружающая среда как среда жизни человека | 1 | лекция | конспект |
2. | Болезни как процесс и форма адаптации человека к среде обитания. «Средовые заболевания». | 1 | лекция | конспект |
4. | Здравоохранение в Казахстане. | | лекция | конспект |
5. | Проведение соматометрических и психологических измерений. | 1 1 | Лабораторное исследование | сообщение |
6. | Изучение зеленых массивов области и их влияние на здоровье человека. | 1 | Лабораторное исследование | сообщение |
7. | Структура и сущность понятия «социальное здоровье» | 1 | лекция | конспект |
8. | Пути решения экологических проблем, связанных с охраной здоровья. | 1 | лекция | конспект |
9. | Конфликтные ситуации в общении как причины психических расстройств. | 1 | лекция | конспект |
10. | Определение работоспособности и степени тренированности учащихся. | 1 | Лабораторное исследование | сообщение |
11. | Составление суточного энергетического рациона. | 1 | Лабораторное исследование | сообщение |
12. | Исследование видов заболеваний у учащихся школы. | 1 | Лабораторное исследование | сообщение |
13. | Инфекционные и неинфекционные заболевания. Гигиенический режим больного. | 1 | лекция | рисунок |
14. | Факторы, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья | 1 | лекция | плакат |
15. | Применение компьютерной техники для объективной диагностики состояния больного и его лечения. | 1 | лекция | сообщение |
16. | Организация гигиенического режима в школе. | 1 | Лабораторное исследование | рисунок |
17. | Здоровый образ жизни – путь к долголетию без болезней | 1 | конференция | газета |