МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СИВЕРСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
структурное подразделение - дошкольное отделение
«Центр развития ребенка»
Познавательно- исследовательский проект
во 2 младшей группе на тему:
"Приключения Капитошки"
Авторы проекта:
Воспитатель-Макаревич М.В.
Воспитатель-Рысева О.Н.
пгт Сиверский
2020 г.
С
одержание:
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . ….. 3
Методический паспорт проекта……………………………………………..…6
План и этапы реализации проекта………………………………………….....10
Первый этап - Подготовительный. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….. …. . . 10
Второй этап - Основной. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. . . ….. 11
Третий этап - Заключительный. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….. .16
Итоги проекта……………………………………………………………….….17
Вывод....................................................................................................................18
Список используемой литературы . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . . .19
Введение
Тема проекта: "Приключения Капитошки"
Вид проекта: среднесрочный (4 недели: 04 мая-29 мая 2020 г.) , групповой, познавательный, исследовательский.
Участники проекта: дети 2-й младшей «А» группы общеразвивающей направленности МБОУ "Сиверская гимназия"структурное подразделение - дошкольное отделение
"Центр развития ребенка",семьи воспитанников, педагоги и специалисты детского сада.
Проблемный вопрос: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, животных и растений
Актуальность проекта: Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС – дети должны научиться самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты).
Цель проекта: Расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.
Задачи:
Расширять знания детей 2-ой младшей группы (дети 3 – 4 года) о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.
Познакомить с физическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности.
Воспитывать бережное отношение к воде, экономное использование водных ресурсов.
Уточнить представления детей об использовании воды для укрепления здоровья.
Развивать эстетическое восприятие воды в природе (красоты озер, вид росы на растениях, радуга, сверкающий снег и т.д.)
Основные формы реализации проекта:
анкетирование;
наблюдения;
целевые прогулки;
беседы;
игры (подвижные, дидактические, ролевые);
чтение художественной литературы;
просмотр мультфильмов;
семейные практические мастерские(взаимодействие родителей, детей и педагогов) :
-" Где живёт вода"
-Открытие лаборатории- "Юный экспериментатор";
-Изготовление книжки- малышки;
-Просмотр сказки: "Путешествие Капельки"
выставки детских творческих работ;
консультации для родителей;
музыкальное развлечение: "Приключения Капитошки"
Ресурсы:
1. Информационные:
фото-видео материалы;
библиотечный фонд;
интернет
2. Научно-методические:
3. Дидактическое обеспечение:
подбор иллюстраций по теме;
оформление книжного уголка в группе;
оформление лаборатории в группе для проведения экспериментов;
4. ТСО:
интерактивная доска,
ноутбук;
фотоаппарат;
музыкальный центр.
флэш-накопитель
Критерии эффективности:
Заинтересованность и активное участие родителей в реализации проекта.
100% выполнение запланированных мероприятий по реализации проекта.
Позитивное и заинтересованное отношение детей к предлагаемым мероприятиям
Методический паспорт проекта
Название проекта | "Приключения Капитошки" |
Руководители проекта | Воспитатель-Макаревич Мария Васильевна. Воспитатель-Рысева Ольга Николаевна. |
Направление, по которому проводится проект | Интегрированный проект: Образовательные области: cоциально – коммуникативное развитии, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. |
Возраст детей,на которых рассчитан проект | 3-4 года |
Состав проектной группы (участники) | Дети 2-ой младшей группы, их родители, педагоги (воспитатели: Макаревич М.В., Рысева О.Н. |
Тип проекта | Познавательно-исследовательский,групповой |
Цели проекта | Расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире. |
Задачи проекта по образовательным областям | Социально – коммуникативное развитие: Развивать у детей интерес к окружающему миру в процессе игровой деятельности Формировать у детей доброе отношение к окружающему миру Воспитывать бережное отношение к природе Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками Формирование навыков самообслуживания Активизировать участие родителей воспитанников в образовательной деятельности дошкольного учреждения Познавательное развитие: Расширять знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире. Познакомить с физическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности.; развивать желание делать поделки совместно со взрослыми. Речевое развитие: развивать и обогащать речь детей, расширять запас узнаваемых и называемых слов; воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи; Формировать умение отвечать на вопросы; Художественно-эстетическое развитие: Развивать эстетическое восприятие воды в природе (красоты озер, вид росы на растениях, радуга, сверкающий снег и т.д.) развивать эстетическое восприятие окружающего мира; формирование устойчивого интереса к изо-деятельности, аппликации, лепке; формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметах и природе; приобщать детей к музыкальному искусству, используя все виды музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на муз.инструментах) Физическое развитие: Формировать представления о том, что игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрёстную координацию движений рук и ног. Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. |
Проблемная ситуация | В процессе беседы выяснилось, что у детей отсутствуют представления о значении воды в жизни человека, животных и растений. |
Вопросы проекта | Что такое вода? Зачем нам нужна вода? Какая она? Откуда она появилась? Почему идёт дождь? |
Необходимое оборудование, материалы | НОД по социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию. муляжи овощей, фруктов и грибов иллюстрационный материал по теме интерактивная доска ноутбук флэш-накопитель Рисование: бумага для рисования краски кисточки цветные карандаши цветной картон ножницы Аппликация: Лепка: |
Аннотация (актуальность проекта, краткое содержание) | Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС – дети должны научиться самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты). |
Предполагаемые продукты проекта | Групповые практические мастерские: Открытие лаборатории: "Юный экспериментатор". Изготовление книжки- малышки. Просмотр сказки: "Путешествие Капельки" Семейные практические мастерские : Выставки творческих работ. Тематическое музыкальное развлечение: |
График работы над проектом (этап – сроки – содержание) | Среднесрочный ( 4 недели) I этап: подготовительный (04.05.2020-08.05.2020) II этап: основной (09.05.2020-24.05.2020) III этап: заключительный (25.05.2020-29.05.2020) |
Предполагаемое распределение ролей | Родители –дети: предложить родителям в выходные дни посетить парк и провести наблюдения за рекой, водоёмом, понаблюдать за дождём; в свободное время дома мастерят поделки: "Где живёт вода" Педагоги – дети: проводят целевые прогулки по территории детского сада проводят тематические беседы и наблюдения занимаются сбором и исследованием природного материала организуют выставки творческих работ воспитанников и их родителей проводят эксперименты с водой. занимаются изо-деятельностью, аппликацией, лепкой, музыкальной деятельностью В процессе НОД и СОД ищут ответы на вопросы проекта |
План и этапы реализации проекта:
I.Подготовительный этап.
Цель: Подготовка и ознакомление педагогов, родителей и детей с теоретическим материалом к проекту, создание предметно-развивающей среды для реализации проекта.
Мероприятия | Ответственные и участники | Сроки |
Изучение методической литературы, интернет- ресурсов по теме проекта | Воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители | 4-8 мая |
Подбор демонстрационного материала для проекта; оформление центров активности для детей в группе |
Выбор литературы для чтения и заучивания наизусть |
Создание и приобретение дидактических пособий |
Выбор игр: дидактических, пальчиковых, подвижных, музыкальных, физкультминуток, ролевых, с природным материалом, с конструктором |
Оформление лаборатории "Юный экспериментатор" |
Подбор материала и составление сценария тематического музыкального развлечения "Приключения Капитошки". |
Подбор сказок для настольного театра |
Обсуждение предстоящей деятельности по теме проекта с родителями и размещение информации в уголке для родителей, анкетирование родителей. |
Разработка плана работы в основном этапе |
II. Основной - практический этап (09.05.2020-24.05.2020)
Цель: Реализация мероприятий проекта
Познавательное развитие
Формы взаимодей-ствия с детьми | Задачи | Взаимодейст- вие с родите- лями |
Целевая прогулка Экскурсия к реке Оредеж Цикл наблюдений: За дождём, солнцем, снегом, льдом, облаками, небом. Экскурсия в прачечную детского сада. | Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой природе; Познакомить с природным явлением — дождем, о том, что дождь состоит из маленьких капелек воды; Вырабатывать представление о том, что когда светит солнце — на улице тепло, вода в лужах, водоёмах, реках испаряется; Познакомить со снегом, льдом- показать разнообразие состояния воды в окружающей среде. Формировать понятия об облаках и тучах, о том, что из тучи идёт дождь. Познакомить детей с прачечной детского сада, наблюдение за работой персонала. | Информация в уголке для родителей на тему: "Роль воды в жизни ребёнка". Консультация для родителей: "Экспериментирование в жизни ребёнка" Анкетирование родителей. |
НОД "Знакомство с водой" "Путешествие капельки" | Формировать представление, что такое вода, зачем она нам нужна, кому ещё нужна вода, вода в природе. Уточнить представление о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям; людям нужна вода для еды, питья, мытья тела и т. д.). Воспитывать бережное отношение к природе, воде. Развивать познавательную деятельность детей младшего дошкольного возраста, дать им первоначальное представление о значении воды, о её свойствах. Ознакомить со свойствами воды: прозрачная, чистая, грязная, жидкая, без запаха, без вкуса. Подвести к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, человек; Развивать речь детей, обогащая словарный запас; Развивать умение различать цвета; Прививать бережное отношение к воде, друг другу и всем окружающим; Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения; Развивать воображение, моторику; Развитие тактильных ощущений. |
Дидактические игры: "Много-мало" «Найди пару» | Развивать внимание, мышление детей, Учить детей счету; сравнению количеств; понятиям «больше — меньше», «много — мало». |
«Найди отличие», | Развивать память, мышление, внимание детей, развивать речь. |
Опыты с водой: Свойства воды (вкус, форма, прозрачность, плавучесть предметов, испарение воды.) Состояния воды (снег, лёд, пар.) Взаимодействие воды с другими веществами (растворимость продуктов в воде, какие материалы как пропускают воду) | Познакомить детей с основными свойствами воды. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой. Приучать ребёнка зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Речевое развитие
Чтение художественной литературы (сказки: "Лапоть, соломинка и пузырь", "Мойдодыр", "Федорено горе". Чтение стихов. загадок) Беседы. НОД "Кому нужна вода" | ознакомление детей с литературными произведениями, знакомство с новыми писателями; пополнение словарного запаса, ознакомление с новыми словами; развивать и обогащать речь детей, расширять запас узнаваемых и называемых слов; воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи; Формировать умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Уточнить представление о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям нужна вода для еды, питья, мытья) Воспитывать бережное отношение к природе, воде. | Совместное чтение детей и родителей. Консультация: "Польза чтения детям." |
Художественно-эстетическое развитие
НОД: Рисование: Нетрадиционная техника рисования- раздуваем капельки: "Дождик" Нетрадиционная техника рисования- мыльными пузырями: "Весёлая водичка" Аппликация: "Изготовление книжки-малышки". "Кто живёт в воде". Лепка "Весёлая тучка". Музыка : Музыкальные игры танцы и хороводы. Пальчиковая гимнастика: Музыкальное развлечение. "Приключения Капитошки" | Учить детей рисовать предметы круглой и овальной формы. Продолжать учить детей правильно держать кисточку, аккуратно пользоваться красками и кисточкой, ухаживать за кисточкой после работы. Продолжать учить детей закрашивать предметы целиком, не оставляя просветов. Учить детей пользоваться кончиком кисти и всей поверхностью. Закреплять название основных цветов (красный, желтый, зеленый). Вызывать положительные эмоции у детей. Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, формировать умение выдувать воздух из трубочки, развивать воображение. | Семейные практические мастерские : Делаем поделки: "Где живёт вода". Выставка творческих работ детей: Рисунки: "Дождик" "Весёлая водичка" Выставка аппликационных детских работ: "Книжка- малышка" "Кто живёт в воде" Выставка работ из пластилина: "Весёлая тучка" Пальчиковая Гимнастика. |
Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Продолжать учить детей правильно держать кисточку, аккуратно пользоваться клеем, использовать салфетку. Закреплять знания основных цветов (красный, синий желтый, зеленый ), формы – круг, овал. Учить детей располагать предметы аппликации по замыслу. Вызывать положительные эмоции у детей от готовых работ. Развивать самостоятельность, творческие способности. Закреплять представления о свойствах пластилина. Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина от единого куска. Лепить шарики, выкладывать вылепленные предметы на тарелочку. Вызывать положительные эмоции у детей от готовых работ. Развивать у детей интерес к музыкальной деятельности. Приобщать детей к музыкальному искусству, используя все виды муз.деятельности Развивать двигательную память ребенка, научить детей соотносить движения в соответствии с текстом и музыкой. Развивать память и внимание Приобщать детей к музыкальному искусству, используя все виды муз.деятельности |
Физическое развитие
Утренняя зарядка. Физкультминутка | Формировать у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни. В соответствии с возрастными потребностями и возможностями ребёнка подбирать утренние гимнастики. Помогать в изучении и совершенствовании двигательных навыков детей посещающих ДОУ. | |
III. Заключительный этап (25.05.2020-29.05.2020)
Цель: анализ проведенной работы, подведение итогов.
Формы работы | | Участники |
Музыкальное развлечение : "Приключения Капитошки" | 24.05.2020г | Воспитатели, музыкальный руководитель, воспитанники и родители |
Оформление презентации по итогам проекта | По окончании проекта | Авторы проекта |
Итоги проекта:
Работа по проекту "Приключения Капитошки"велась нами в течении 4 недель.
На первом этапе происходил сбор информации – подборка литературы, подготовка дидактического материала для реализации проекта, выбор консультаций и заданий для взаимодействия с родителями.
После проведения подготовительного этапа . начался 2 этап –основной, который заключал в себе реализацию запланированных мероприятий.
Для более качественного закрепления материала и заинтересованности детей были созданы благоприятные условия- это и оформление уголка (лаборатория "Юный экспериментатор"), различных дидактических пособий, подборка игр (подвижных, ролевых, дидактических ), физкультминуток и пальчиковых гимнастик. Материалы для детей были подобраны с учетом возрастных особенностей.
Заинтересованностью и участием в проекте нас порадовали родители воспитанников. Вместе с детьми дома они мастерили поделки в семейных мастерских. Вниманию родителей также были предложены консультации, рекомендации по чтению с детьми, пальчиковые гимнастики и физкультминутки.
В результате проекта у детей начали формироваться знания и представления об свойствах воды, о состоянии воды, о том как взаимодействуют другие вещества с водой, а также получили знания о круговороте воды в природе. В процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками у детей расширился и активизировался словарный запас;
Итоговым мероприятием, завершающим наш проект, стало тематическое музыкальное развлечение "Приключения Капитошки" Дети с радостью выступали на празднике: подпевали, танцевали, участвовали в играх, которые выучили в ходе проекта.
Таким образом, можно сказать, что проект был успешно реализован, запланированные мероприятия проведены в полном объеме. Участники проекта проявляли активность и заинтересованность. Приобретённый опыт мы решили использовать в дальнейшей работе с воспитанниками.
Вывод:
Проект помог объединить детей, родителей и педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность и сформировать настоящее сообщество детей и взрослых.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей любознательности. Дети ближе познакомились со свойствами воды.
Работа по проекту помогла развить у воспитанников художественный вкус, эстетическую восприимчивость.
У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Таким образом, данная проектная деятельность помогла связать процесс обучения и воспитания с событиями из жизни детей, а также заинтересовать их, увлечь в эту деятельность. Так же она позволила объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Использованные ресурсы:
Овсяник, Н. В. «Развивающее обучение для дошколят». - Минск:«Аверсэв», 2003,
Алябьева, Е. А. «Итоговые дни по лексическим темам». – М.: «Просвещение», 2003,
Соломенникова, О. А. «Ознакомление с природой в детском саду». – М.: «Мозаика «Синтез», 2016.
Пособие Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки»
Интернет-ресурсы
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»-под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) –М.,Мозаика-Синтез, 2015г
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3-4 года).- М. Мозаика-Синтез, 2014г
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет).-М.Мозаика-Синтез, 2014г
Хрестоматия для чтения в детском саду и дома. Младшая группа (1-3 года)–М.Мозаика-Синтез, 2016г
Г.И Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет».-М.-: ТЦ Сфера, 2017
«Детство: Примерная образовательная программа ДО»-под ред. Т.И. Бабаева, А.Г.Гогобеоридзе и др.-С-Пб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014
И.Каплунова, И.Новосколдьцева «Программа муз.образования и развития детей «Ладушки», С-Пб.: «Композитор», 2014