СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Приключения Капитошки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Приключения Капитошки"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СИВЕРСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

структурное подразделение - дошкольное отделение
«Центр развития ребенка»









Познавательно- исследовательский проект

во 2 младшей группе на тему:

"Приключения Капитошки"







Авторы проекта:

Воспитатель-Макаревич М.В.

Воспитатель-Рысева О.Н.

пгт Сиверский

2020 г.


С одержание:


Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . ….. 3

Методический паспорт проекта……………………………………………..…6

План и этапы реализации проекта………………………………………….....10

Первый этап - Подготовительный. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….. …. . . 10

Второй этап - Основной. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. . . ….. 11

Третий этап - Заключительный. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….. .16

Итоги проекта……………………………………………………………….….17

Вывод....................................................................................................................18

Список используемой литературы . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . . .19

















Введение


Тема проекта: "Приключения Капитошки"

Вид проекта: среднесрочный (4 недели: 04 мая-29 мая 2020 г.) , групповой, познавательный, исследовательский.

Участники проекта: дети 2-й младшей «А» группы общеразвивающей направленности МБОУ "Сиверская гимназия"структурное подразделение - дошкольное отделение
"Центр развития ребенка",семьи воспитанников, педагоги и специалисты детского сада.

Проблемный вопрос: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, животных и растений

Актуальность проекта: Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС – дети должны научиться самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты).

Цель проекта: Расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.

Задачи:

  • Расширять знания детей 2-ой младшей группы (дети 3 – 4 года) о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.

  • Познакомить с физическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности.

  • Воспитывать бережное отношение к воде, экономное использование водных ресурсов.

  • Уточнить представления детей об использовании воды для укрепления здоровья.

  • Развивать эстетическое восприятие воды в природе (красоты озер, вид росы на растениях, радуга, сверкающий снег и т.д.)



Основные формы реализации проекта:

  • анкетирование;

  • наблюдения;

  • целевые прогулки;

  • беседы;

  • НОД;

  • игры (подвижные, дидактические, ролевые);

  • чтение художественной литературы;

  • просмотр мультфильмов;

  • семейные практические мастерские(взаимодействие родителей, детей и педагогов) :

-" Где живёт вода"

  • групповые практические мастерские (взаимодействие детей и педагогов):

-Открытие лаборатории- "Юный экспериментатор";

-Изготовление книжки- малышки;

-Просмотр сказки: "Путешествие Капельки"

  • выставки детских творческих работ;

  • консультации для родителей;

  • музыкальное развлечение: "Приключения Капитошки"

Ресурсы: 
1. Информационные:

  • фото-видео материалы;

  • библиотечный фонд;

  • интернет

2. Научно-методические:

  • консультативная работа с родителями; 

3. Дидактическое обеспечение:

  • подбор иллюстраций по теме;

  • оформление книжного уголка в группе;

  • оформление лаборатории в группе для проведения экспериментов;

4. ТСО:

  • интерактивная доска,

  • ноутбук;

  • фотоаппарат;

  • музыкальный центр.

  • флэш-накопитель

Критерии эффективности:

  • Заинтересованность и активное участие родителей в реализации проекта.

  • 100% выполнение запланированных мероприятий по реализации проекта.

  • Позитивное и заинтересованное отношение детей к предлагаемым мероприятиям









Методический паспорт проекта


Название проекта

"Приключения Капитошки"


Руководители проекта

Воспитатель-Макаревич Мария Васильевна.

Воспитатель-Рысева Ольга Николаевна.

Направление, по которому проводится проект

Интегрированный проект:

Образовательные области: cоциально – коммуникативное развитии, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Возраст детей,на которых рассчитан проект

3-4 года

Состав проектной группы (участники)

Дети 2-ой младшей группы, их родители, педагоги (воспитатели: Макаревич М.В., Рысева О.Н.

Тип проекта

Познавательно-исследовательский,групповой

Цели проекта

Расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.

Задачи проекта

по образовательным

областям

Социально – коммуникативное развитие:

  • Развивать у детей интерес к окружающему миру в процессе игровой деятельности

  • Формировать у детей доброе отношение к окружающему миру

  • Воспитывать бережное отношение к природе

  • Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками

  • Формирование навыков самообслуживания

  • Активизировать участие родителей воспитанников в образовательной деятельности дошкольного учреждения

Познавательное развитие:

  • Расширять знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.

  • Познакомить с физическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности.;

  • развивать желание делать поделки совместно со взрослыми.

Речевое развитие:

  • развивать и обогащать речь детей, расширять запас узнаваемых и называемых слов;

  • воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи;

  • Формировать умение отвечать на вопросы;

Художественно-эстетическое развитие:

  • Развивать эстетическое восприятие воды в природе (красоты озер, вид росы на растениях, радуга, сверкающий снег и т.д.)

  • развивать эстетическое восприятие окружающего мира;

  • формирование устойчивого интереса к изо-деятельности, аппликации, лепке;

  • формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметах и природе;

  • приобщать детей к музыкальному искусству, используя все виды музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на муз.инструментах)

Физическое развитие:

  • Формировать представления о том, что игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.

  • Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрёстную координацию движений рук и ног. 

  • Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности.


Проблемная ситуация

В процессе беседы выяснилось, что у детей отсутствуют представления о значении воды в жизни человека, животных и растений.

Вопросы проекта

  • Что такое вода?

  • Зачем нам нужна вода?

  • Какая она?

  • Откуда она появилась?

  • Почему идёт дождь?

Необходимое оборудование, материалы

НОД по социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.

  • муляжи овощей, фруктов и грибов

  • иллюстрационный материал по теме

  • интерактивная доска

  • ноутбук

  • флэш-накопитель

Рисование:

  • бумага для рисования

  • краски

  • кисточки

  • цветные карандаши

  • цветной картон

  • ножницы

Аппликация:

  • салфетки

  • кисточки

  • клей

Лепка:

  • Пластилин

Аннотация (актуальность проекта, краткое содержание)

Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС – дети должны научиться самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты).

Предполагаемые продукты проекта

Групповые практические мастерские:

  • Открытие лаборатории: "Юный экспериментатор".

  • Изготовление книжки- малышки.

  • Просмотр сказки: "Путешествие Капельки"

Семейные практические мастерские :

  • "Где живёт вода".

Выставки творческих работ.

Тематическое музыкальное развлечение:

  • Музыкальное развлечение "Приключения Капитошки".

График работы над проектом (этап – сроки – содержание)

Среднесрочный ( 4 недели)

I этап: подготовительный (04.05.2020-08.05.2020)

II этап: основной (09.05.2020-24.05.2020)

III этап: заключительный (25.05.2020-29.05.2020)

Предполагаемое распределение ролей

Родители –дети:

  • предложить родителям в выходные дни посетить парк и провести наблюдения за рекой, водоёмом, понаблюдать за дождём;

  • в свободное время дома мастерят поделки: "Где живёт вода"

Педагоги – дети:

  • проводят целевые прогулки по территории детского сада

  • проводят тематические беседы и наблюдения

  • занимаются сбором и исследованием природного материала

  • организуют выставки творческих работ воспитанников и их родителей

  • проводят эксперименты с водой.

  • занимаются изо-деятельностью, аппликацией, лепкой, музыкальной деятельностью

  • В процессе НОД и СОД ищут ответы на вопросы проекта







План и этапы реализации проекта:


I.Подготовительный этап.

Цель: Подготовка и ознакомление педагогов, родителей и детей с теоретическим материалом к проекту, создание предметно-развивающей среды для реализации проекта.

Мероприятия

Ответственные и участники

Сроки

Изучение методической литературы, интернет- ресурсов по теме проекта


Воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители

4-8 мая

Подбор демонстрационного материала для проекта; оформление центров активности для детей в группе

Выбор литературы для чтения и заучивания наизусть

Создание и приобретение дидактических пособий

Выбор игр: дидактических, пальчиковых, подвижных, музыкальных, физкультминуток, ролевых, с природным материалом, с конструктором

Оформление лаборатории "Юный экспериментатор"

Подбор материала и составление сценария тематического музыкального развлечения "Приключения Капитошки".

Подбор сказок для настольного театра


Обсуждение предстоящей деятельности по теме проекта с родителями и размещение информации в уголке для родителей, анкетирование родителей.



Разработка плана работы в основном этапе








II. Основной - практический этап (09.05.2020-24.05.2020)

Цель: Реализация мероприятий проекта

Познавательное развитие

Формы взаимодей-ствия с детьми

Задачи

Взаимодейст-

вие с родите-

лями

Целевая прогулка

Экскурсия к реке Оредеж


Цикл наблюдений:

За дождём, солнцем, снегом, льдом, облаками, небом.






Экскурсия в прачечную детского сада.

Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой природе;

Познакомить с природным явлением — дождем, о том, что дождь состоит из маленьких капелек воды;

        Вырабатывать представление о том, что когда светит солнце —  на улице тепло, вода в лужах, водоёмах, реках испаряется;

Познакомить со снегом, льдом- показать разнообразие состояния воды в окружающей среде.

Формировать понятия об облаках и тучах, о том, что из тучи идёт дождь.

Познакомить детей с прачечной детского сада, наблюдение за работой персонала.



Информация в уголке для родителей на тему: "Роль воды в жизни ребёнка".

















































Консультация для родителей: "Экспериментирование в жизни ребёнка"

Анкетирование родителей.
















НОД

"Знакомство с водой"








"Путешествие капельки"














Формировать представление, что такое вода, зачем она нам нужна, кому ещё нужна вода, вода в природе.

Уточнить представление о том, что вода необходима всем

живым существам (растениям, животным, людям; людям нужна вода для еды, питья, мытья тела и т. д.). Воспитывать бережное отношение к природе, воде.


Развивать познавательную деятельность детей младшего дошкольного возраста, дать им первоначальное представление о значении воды, о её свойствах.

Ознакомить со свойствами воды: прозрачная, чистая, грязная, жидкая, без запаха, без вкуса.

Подвести к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, человек;

Развивать речь детей, обогащая словарный запас;

Развивать умение различать цвета;

Прививать бережное отношение к воде, друг другу и всем окружающим;

Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения;

Развивать воображение, моторику;

Развитие тактильных ощущений.

Дидактические игры:

"Много-мало"

«Найди пару»


Развивать внимание, мышление детей,

Учить детей счету; сравнению количеств; понятиям «больше — меньше», «много — мало». 

«Найди отличие»,

Развивать память, мышление, внимание детей, развивать речь.

Опыты с водой:


Свойства воды (вкус, форма, прозрачность, плавучесть предметов, испарение воды.)


Состояния воды (снег, лёд, пар.)


Взаимодействие воды с другими веществами (растворимость продуктов в воде, какие материалы как пропускают воду)

Познакомить детей с основными свойствами воды.

Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой. Приучать ребёнка зарисовывать и отмечать результаты наблюдений.

Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.

Воспитывать бережное отношение к воде.





Речевое развитие

Чтение художественной литературы (сказки: "Лапоть, соломинка и пузырь", "Мойдодыр", "Федорено горе". Чтение стихов. загадок)

Беседы.

НОД

"Кому нужна вода"

ознакомление детей с литературными произведениями, знакомство с новыми писателями;

пополнение словарного запаса, ознакомление с новыми словами;

развивать и обогащать речь детей, расширять запас узнаваемых и называемых слов;

воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи;

Формировать умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

Уточнить представление о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям нужна вода для еды, питья, мытья) Воспитывать бережное отношение к природе, воде.

Совместное чтение детей и родителей.

Консультация: "Польза чтения детям."





Художественно-эстетическое развитие

НОД:


Рисование:

Нетрадиционная техника рисования- раздуваем капельки: "Дождик"


Нетрадиционная техника рисования- мыльными пузырями: "Весёлая водичка"





Аппликация:

"Изготовление книжки-малышки".

"Кто живёт в воде".













Лепка

"Весёлая тучка".






Музыка :

Музыкальные игры танцы и хороводы.




Пальчиковая

гимнастика:




Музыкальное развлечение.

"Приключения Капитошки"


Учить детей рисовать предметы круглой и овальной формы. Продолжать учить детей правильно держать кисточку, аккуратно пользоваться красками и кисточкой, ухаживать за кисточкой после работы. Продолжать учить детей закрашивать предметы целиком, не оставляя просветов. Учить детей пользоваться кончиком кисти и всей поверхностью. Закреплять название основных цветов (красный, желтый, зеленый). Вызывать положительные эмоции у детей. Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, формировать умение выдувать воздух из трубочки, развивать воображение.


Семейные практические мастерские :

Делаем поделки: "Где живёт вода".



Выставка творческих работ детей:

Рисунки:

"Дождик"

"Весёлая водичка"

Выставка аппликационных детских работ:

"Книжка- малышка"

"Кто живёт в воде"

Выставка работ из пластилина:

"Весёлая тучка"


Пальчиковая

Гимнастика.





Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Продолжать учить детей правильно держать кисточку, аккуратно пользоваться клеем, использовать салфетку. Закреплять знания основных цветов (красный, синий желтый, зеленый ), формы – круг, овал. Учить детей располагать предметы аппликации по замыслу. Вызывать положительные эмоции у детей от готовых работ.


Развивать самостоятельность, творческие способности.



Закреплять представления о свойствах пластилина. Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина от единого куска. Лепить шарики, выкладывать вылепленные предметы на тарелочку. Вызывать положительные эмоции у детей от готовых работ.

Развивать у детей интерес к музыкальной деятельности. 

Приобщать детей к музыкальному искусству, используя все виды муз.деятельности


Развивать двигательную память ребенка, научить детей соотносить движения в соответствии с текстом и музыкой.

Развивать память и внимание


Приобщать детей к музыкальному искусству, используя все виды муз.деятельности





Физическое развитие

Утренняя зарядка.

Физкультминутка


Формировать у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни. В соответствии с возрастными потребностями и возможностями  ребёнка подбирать утренние гимнастики. Помогать в изучении и совершенствовании двигательных навыков детей посещающих ДОУ.









III. Заключительный этап (25.05.2020-29.05.2020)

Цель: анализ проведенной работы, подведение итогов.


Формы работы


Участники

Музыкальное развлечение : "Приключения Капитошки"

24.05.2020г

Воспитатели, музыкальный руководитель, воспитанники и родители

Оформление презентации по итогам проекта


По окончании проекта

Авторы проекта



































Итоги проекта:

Работа по проекту "Приключения Капитошки"велась нами в течении 4 недель.

На первом этапе происходил сбор информации – подборка литературы, подготовка дидактического материала для реализации проекта, выбор консультаций и заданий для взаимодействия с родителями.

После проведения подготовительного этапа . начался 2 этап –основной, который заключал в себе реализацию запланированных мероприятий.

Для более качественного закрепления материала и заинтересованности детей были созданы благоприятные условия- это и оформление уголка (лаборатория "Юный экспериментатор"), различных дидактических пособий, подборка игр (подвижных, ролевых, дидактических ), физкультминуток и пальчиковых гимнастик. Материалы для детей были подобраны с учетом возрастных особенностей.

Заинтересованностью и участием в проекте нас порадовали родители воспитанников. Вместе с детьми дома они мастерили поделки в семейных мастерских. Вниманию родителей также были предложены консультации, рекомендации по чтению с детьми, пальчиковые гимнастики и физкультминутки.

В результате проекта у детей начали формироваться знания и представления об свойствах воды, о состоянии воды, о том как взаимодействуют другие вещества с водой, а также получили знания о круговороте воды в природе. В процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками у детей расширился и активизировался словарный запас;

Итоговым мероприятием, завершающим наш проект, стало тематическое музыкальное развлечение "Приключения Капитошки" Дети с радостью выступали на празднике: подпевали, танцевали, участвовали в играх, которые выучили в ходе проекта.

Таким образом, можно сказать, что проект был успешно реализован, запланированные мероприятия проведены в полном объеме. Участники проекта проявляли активность и заинтересованность. Приобретённый опыт мы решили использовать в дальнейшей работе с воспитанниками.




Вывод:

Проект помог объединить детей, родителей и педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность и сформировать настоящее сообщество детей и взрослых.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей любознательности. Дети ближе познакомились со свойствами воды.

Работа по проекту помогла развить у воспитанников художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Таким образом, данная проектная деятельность помогла связать процесс обучения и воспитания с событиями из жизни детей, а также заинтересовать их, увлечь в эту деятельность. Так же она позволила объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.














Использованные ресурсы:



  1. Овсяник, Н. В. «Развивающее обучение для дошколят». - Минск:«Аверсэв», 2003,

  2. Алябьева, Е. А. «Итоговые дни по лексическим темам». – М.: «Просвещение», 2003,

  3. Соломенникова, О. А. «Ознакомление с природой в детском саду». – М.: «Мозаика «Синтез», 2016.

  4. Пособие Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки»

  5. Интернет-ресурсы

  6. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»-под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) –М.,Мозаика-Синтез, 2015г

  7. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3-4 года).- М. Мозаика-Синтез, 2014г

  8. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет).-М.Мозаика-Синтез, 2014г

  9. Хрестоматия для чтения в детском саду и дома. Младшая группа (1-3 года)–М.Мозаика-Синтез, 2016г

  10. Г.И Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет».-М.-: ТЦ Сфера, 2017

  11. «Детство: Примерная образовательная программа ДО»-под ред. Т.И. Бабаева, А.Г.Гогобеоридзе и др.-С-Пб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014

  12. И.Каплунова, И.Новосколдьцева «Программа муз.образования и развития детей «Ладушки», С-Пб.: «Композитор», 2014