Этап урока
| Цель | Содержание взаимодействия с учащимися
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | - Здравствуйте ребята! О чем же пойдет речь на нашем уроке, вы догадайтесь сами, отгадав загадку: Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь. Меня вам надо знать, беречь! Слайд 2-3 Мы продолжим изучать имя прилагательное и встретимся с прилагательными близкими и противоположными по значению. Давайте вспомним правило об имени прилагательном. Слайд 4 Можем ли мы обойтись без имени прилагательного в речи? Какой оно делает нашу речь? Ребята, к нам на урок пришёл гость. Кто это вы узнаете, отгадав загадку. Панцирь - это не рубашка, Это домик, в нем не страшно. И хозяйка смотрит гордо - Мне спокойно в доме твердом! (Черепаха) Её зовут Софа. Софу пригласили завтра на День рождения Слайд (приходи завтра) Она растерялась: как же ей всё успеть. Дети, давайте ей поможем. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, нацеливает на работу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, вспоминают материал, изученный ранее. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание изучать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать |
2. Чистописание. | Письмо различных соединений букв, фиксация затруднений в выполнении учащимися задания. | Софа хочет красиво написать поздравление Черепахе. Давайте, вместе выполним упражнение по чистописанию. - Откройте свои тетради Назвать нижние и верхние соединения. | Указывает объект наблюдения. | Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания. | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) |
3.Актуализация знаний. Словарная работа. | Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление. | Черепаха пригласила много друзей. Слайд 7 - 13 Угадайте, кто это? Неуклюжий, хищный, бурый, косолапый…(медведь) Ловкая, охотничья, дрессированная…(собака) Зелёная, прыгучая…(лягушка) Быстрый, пугливый, робкий, косой…(заяц) Задиристый, хохлатый, яркий, смелый…(петух) Бойкая, суетливая, пёстрая, белобокая, болтливая…(сорока) Хитрая, красивая, быстрая, смелая, рыжая…(лисица) (Запись словарных слов в тетрадь). На какие группы можно разделить эти слова? Чем похожи эти слова ? Какие слова вам помогли узнать предметы? Как называются эти слова? Имена прилагательные. Назовите самые характерные признаки, помогающие легко узнать задуманный предмет? | Организует диалог с обучающимися, выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Для детей с ОВЗ карточка со словарными словами: М…дведь, с…бака, л…гушка, за…ц, п…тух, с…рока, л…сица. | Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказывают в устной форме свои предположения, строят рассуждения об объектах, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение, планируют свои действия, устанавливают аналогии. | Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
4.Работа над темой урока. | подготовить учащихся к самостоятельному открытию нового знания организовать уточнение и согласование темы урока, организовать фиксацию преодоления затруднения | Софа предлагает выполнить самостоятельную работу. Вам нужно будет подобрать к слову вашего варианта, близкие по смыслу слова. У первого варианта это слово храбрый, а у второго это слово большой . Самостоятельная работа по вариантам: На карточках прилагательные. 1 вариант - храбрый 2 вариант – большой Дети. (Самостоятельно записывают в тетради по вариантам выбранные прилагательные). Давайте проверим Что мы можем сказать об этих словах? Это слова, близкие по значению. Их можно заменять друг другом. Запишите группу прилагательных. Найдите в справочном тексте на столе, как они называются? Синонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Они могут заменять друг друга по значению. | Организует подводящий диалог, уточняет правило. | Ребята анализируют, сравнивают, рассуждают, аргументируют своё мнение, высказываются в устной форме, осуществляют поиск нужной информации в справочном материале. | Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Физкультурная минутка (упражнения под музыку). | Выполнить двигательные упражнения, организовать смену деятельности, подготовить к продолжению восприятию основного материала по теме урока. | | Организует проведение физминутки. | Выполняют движения вместе с черепахой. | |
| | Работа с учебником. Софа просит помочь ей справиться с упражнением 155 в учебнике на странице 90. Мы должны подобрать прилагательные к существительным, обратите внимание эти слова похожие или они разные. Выполните в тетради. Проверим. Назовите имена прилагательные, встретившиеся в предложениях. Какое значение они имеют? Как называются такие слова? Найдите в справочном материале правило об этих словах. Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение. Теперь я вижу, что вы все умеете пришло время выполнить творческую работу. | Организует коллективную работу с упражнением, подводит к тому , чтобы дети сами сделали вывод. | Объясняют написания слов, анализируют, сравнивают, рассуждают, аргументируют своё мнение, высказываются в устной форме, осуществляют поиск нужной информации в справочном материале | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. |
5.Включение в систему знаний и повторение. | Выявление границ применения нового знания, закрепление изученного материала, автоматизация умственных действий и формирование вывода. | А теперь Софе необходимо выбрать подарок для именинницы. Никогда не дарите того, что вам не нужно или не нравится. Вспомните, что любит ваш друг, какую вещь ему хотелось бы иметь. Помогите, пожалуйста, нашей гостье выбрать один из трёх подарков. Слайд 16 Мы поработали все вместе, а теперь пришло время поработать каждому индивидуально. (Самостоятельная индивидуальная работа). Подберите и запишите подходящие по смыслу имена прилагательные, близкие данным по значению. Книга – … Шкатулка – … Кукла - … Дети, которые затрудняются выполнить эту работу, могут поднять красную карточку. Ученики, которые могут помочь, поднимают зелёную карточку. | Проводит инструктаж обучающихся. Организует работу, используя презентацию. | Формулируют собственное мнение, используют письменную речь для регуляции действия. | Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценки; Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки. |
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Этап разъяснения домашнего задания | Способствовать формированию вывода, подведение итога урока, самооценка учащимися собственной учебной деятельности. Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | - Чему мы научились на уроке? Что запомнили? Какое затруднение возникло? В чём причина затруднения? - Какие прилагательные называются синонимами? - Какие прилагательные называются антонимами. Ну, а сейчас, мы побываем в гостях у Черепахи. Слайд 23 У вас на столах лежат карточки (солнышки и тучки) Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось. Поднимите пожалуйста карточки так, как вы думаете.. Все ли у вас вышло? Выполнить упражнение 156 на стр.91. Спасибо за урок! | Организует диалог, подводит к обобщению материала. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка. | Ребята обобщают полученные на уроке знания, проводят самооценку собственной деятельности | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |