СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приливы и отливы Мирового океана

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке содержится раздаточный материал, смайлики для рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Приливы и отливы Мирового океана»

Открытый урок по окружающему миру

4 класс

Тема: Приливы и отливы Мирового океана

Ход урока:

I.Организационный момент

1)установление тишины

2) готовность к уроку

- Ребята, посмотрите всё у вас готово к уроку.

- Урок у нас сегодня необычный тем, что у нас присутствуют гости.

II. Проверка домашней работы

- Наш урок мы начнём с проверки домашней работы

- У каждого на столе лежит листок с заданиями, прочитайте его и выполните самостоятельно.


Задание 1

Какие утверждения верны, а какие нет?

  • Луна- источник света +

  • Луна – спутник Земли +

  • Луна вращается вокруг Солнца

  • Луна – искусственный спутник Земли

  • На Луне нет атмосферы +

  • Люди уже побывали на Луне +

Задание 2

Какое небесное тело лишнее ?











Самопроверка

- Возьмите зелёную ручку и проверьте свою работу по образцу

- Задание 1. Какие же утверждения верные? (Слайд 1)

- Задание 2. Какое небесное тело лишнее? (Слайд 2, Слайд 3)

-Докажите, что Солнце лишнее? (Солнце – это не планета, а звезда)

- А, что изображено на 1 картинке? (Земля)

- Почему вы так решили? (На ней изображены реки, моря, горы, равнины)

- А, что за планета изображена на 3 картинке? (Сатурн)

- Докажите, что это Сатурн. (У него есть орбита)

- А на последней картинке, что изображено? (Луна)

- Что вы знаете о Луне?

( Луна – естественный спутник Земли.

Луна вращается вокруг Земли.

Луна не является источником света, а только отражает свет)

- Да, Луна не только отражает свет Солнца, но она ещё и влияет на свет Солнца.


III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, а как вы думаете всё ли вы знаете о Луне, Земле и Солнце?

- Сейчас я вам предлагаю посмотреть видео, после которого вы должны ответить на вопрос: «Какое природное явление происходит с океаном?»

Видео 1, Видео 2

- Какое же природное явление происходит с океаном? (Прилив и отлив океана)

- Какая же тема сегодняшнего урока? (Приливы и отливы Мирового океана) (Слайд 4)

- Откройте свои тетради и запишите тему сегодняшнего урока

- А что называют Мировым океаном? (Это все моря, реки и океаны)


- Какое же природное явление происходит с океаном?

-Оказывается не всё ещё мы с вами знаем! ( На видео был прилив и отлив океана)

- Сегодня мы поговорим о приливе и отливе Мирового океана (Слайд 4)

- Откройте свои тетради и запишите тему сегодняшнего урока

- А что называют Мировым океаном? (Это все моря, реки и океаны)


- Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня?

- Какие перед нами стоят цели?

( Что такое прилив и отлив?

Почему возникают приливы и отливы?

Что влияет на них)

(Слайд 5)


IV. Актуализация знаний.

- Перед вами модель Земли и модель Луны.

- Как вы думаете, почему Луна не сходит с орбиты Земли? (Действует сила притяжения.Закон всемирного тяготения. Ньютон)


-Давайте разберёмся, как же происходят приливы и отливы Мирового океана.


( Под действием притяжения наша планета и Луна взаимно притягивают друг друга. Лунное притяжение столь велико, что поверхность океана, как бы выгибается ему навстречу. Луна движется вокруг Земли. Дойдет Луна до берега-вот и прилив. Пройдет немного времени, вода вслед за Луной отойдет от берега-вот и отлив.




V. Первичное усвоение новых знаний.

- Теперь давайте откроем учебник на стр. 62 и прочитаем текст о приливах и отливах Мирового океана (чтение по абзацам)

Читаем 1 абзац.

- Что ещё нового мы узнали о приливах и отливах? ( Что сильнее действует Луна. Обычно прилив и отлив бывают на берегу океана 2 раза в сутки.)

- Почему возникают приливы и отливы? (Приливы и отливы возникают под действием притяжения Луны и Солнца)

Чтение 2 абзаца

- Опасен ли прилив? (Да)

- Можно ли убежать от прилива? (Нет)

- Докажите. (От прилива убежать нельзя, так как за час человек проходит меньше, чем скорость приливного течения)

- А, где приливы и отливы представляют собой внушительную силу?

( В проливах Курильской гряды – 11 км/ч

В проливе Лаперуза – 7-9 км/ч

У Алеутских островов – 16 км/ч

Самые большие скорости приливных течений отмечены в Норвегии – 8 м/сек)


- На берегу океанов и морей есть интересная зона – литораль.

- Кто знает что это такое?

- Я предлагаю вам посмотреть видео, а потом ответить что же такое литораль?

Видео 3

- Что же такое литораль?

( Литораль – это часть берега моря или океана, затопляемая во время прилива и осушаемая в период отливов.)

А кого можно увидеть на берегу после прилива?

- На стр. 64-65 в учебнике прочитайте текст и скажите кого можно увидеть на берегу после прилива?


- Каких же морских животных мы можем увидеть после прилива? ( Мидии, устрицы, литторина, морская звезда, илистый прыгун, краб)

- Почему именно этих морских животных мы можем увидеть на литорали? (Обитающие здесь морские животные должны быть способны надолго оставаться без воды. Кроме того, они должны быть приспособлены и к сильным течениям)

- Как же они приспосабливаются? (Например, молюски или черви надолго зарываются в грунт или съёживаются. Рыбы забираютсяв выемки между скаламии пережидают там сильные течения. Илистый прыгун способен при помощи своих грудных плавников забираться на коряги и ветки деревьев.)


VII. Первичная проверка понимания

- В природе иногда приливы бывают сильными, а иногда слабыми. Как вы думаете от чего это зависит?

- Посмотрите на доску и определите по схеме, в каком случае будет самый сильный прилив или отлив на берегу океана.


Схема 1










Схема 2






- Самые сильные приливы или отливы бывают тогда, когда «объединяются» силы притяжения Луны и Солнца, когда Луна и Солнце находятся в одном направлении от Земли. (Схема 1)



VIII. Первичное закрепление

- Что вы узнали сегодня на уроке? ( Что приливы и отливы возникают под действием притяжения Луны и Солнца. )

- Когда возникают самые сильные приливы и отливы? (Самые сильные приливы или отливы бывают тогда, когда «объединяются» силы притяжения Луны и Солнца, когда Луна и Солнце находятся в одном направлении от Земли)

- Что такое литораль? (Литораль – это часть берега моря или океана, затопляемая во время прилива и осушаемая в период отливов)

IX. Рефлексия

-Что мы должны были выяснить сегодня на уроке?

- Удалось нам это узнать?

- Сейчас каждый из вас попробует определить где на земле приливы, а где отливы

- Когда вы выполните задание, выберите одну из трёх фраз и

отметьте знаком (+).

- Понравился вам урок?


- А с каким настроением вы уходите с урока?

-Посмотрите у вас на столах лежат карточки со смайликами.

-С помощью них покажите своё настроение. Выберите тот, который передаст ваше настроение.передаст ваше настроение.

- Понравился вам урок?

1.Мне было легко


2.Мне было трудно


3.Надо потренироваться



X. Домашнее задание


- На стр. 66 выучить «Что нужно знать»

- на стр. 63 прочитать текст о реке Пенжине































Как же происходят приливы и отливы Мирового океана?


Под действием притяжения наша планета и Луна взаимно притягивают друг друга. Лунное притяжение столь велико, что поверхность океана, как бы выгибается ему навстречу. Луна движется вокруг Земли. Дойдет Луна до берега-вот и прилив. Пройдет немного времени, вода вслед за Луной отойдет от берега-вот и отлив.


Самые сильные приливы или отливы бывают тогда, когда «объединяются» силы притяжения Луны и Солнца, когда Луна и Солнце находятся в одном направлении от Земли.


Литораль – это часть берега моря или океана, затопляемая во время прилива или отлива и осушаемая в период отливов.


Как же происходят приливы и отливы Мирового океана?


Под действием притяжения наша планета и Луна взаимно притягивают друг друга. Лунное притяжение столь велико, что поверхность океана, как бы выгибается ему навстречу. Луна движется вокруг Земли. Дойдет Луна до берега-вот и прилив. Пройдет немного времени, вода вслед за Луной отойдет от берега-вот и отлив.


Самые сильные приливы или отливы бывают тогда, когда «объединяются» силы притяжения Луны и Солнца, когда Луна и Солнце находятся в одном направлении от Земли.


Литораль – это часть берега моря или океана, затопляемая во время прилива или отлива и осушаемая в период отливов.



Как же происходят приливы и отливы Мирового океана?


Под действием притяжения наша планета и Луна взаимно притягивают друг друга. Лунное притяжение столь велико, что поверхность океана, как бы выгибается ему навстречу. Луна движется вокруг Земли. Дойдет Луна до берега-вот и прилив. Пройдет немного времени, вода вслед за Луной отойдет от берега-вот и отлив.


Самые сильные приливы или отливы бывают тогда, когда «объединяются» силы притяжения Луны и Солнца, когда Луна и Солнце находятся в одном направлении от Земли.


Литораль – это часть берега моря или океана, затопляемая во время прилива или отлива и осушаемая в период отливов.


Как же происходят приливы и отливы Мирового океана?


Под действием притяжения наша планета и Луна взаимно притягивают друг друга. Лунное притяжение столь велико, что поверхность океана, как бы выгибается ему навстречу. Луна движется вокруг Земли. Дойдет Луна до берега-вот и прилив. Пройдет немного времени, вода вслед за Луной отойдет от берега-вот и отлив.


Самые сильные приливы или отливы бывают тогда, когда «объединяются» силы притяжения Луны и Солнца, когда Луна и Солнце находятся в одном направлении от Земли.


Литораль – это часть берега моря или океана, затопляемая во время прилива или отлива и осушаемая в период отливов.
























1.Мне было легко


2.Мне было трудно


3.Надо потренироваться













1.Мне было легко


2.Мне было трудно


3.Надо потренироваться













1.Мне было легко


2.Мне было трудно


3.Надо потренироваться




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!