Открытый урок по окружающему миру
4 класс
Тема: Приливы и отливы Мирового океана
Ход урока:
I.Организационный момент
1)установление тишины
2) готовность к уроку
- Ребята, посмотрите всё у вас готово к уроку.
- Урок у нас сегодня необычный тем, что у нас присутствуют гости.
II. Проверка домашней работы
- Наш урок мы начнём с проверки домашней работы
- У каждого на столе лежит листок с заданиями, прочитайте его и выполните самостоятельно.
Задание 1 Какие утверждения верны, а какие нет? Луна- источник света + Луна – спутник Земли + Луна вращается вокруг Солнца Луна – искусственный спутник Земли На Луне нет атмосферы + Люди уже побывали на Луне + Задание 2 Какое небесное тело лишнее ? |
Самопроверка
- Возьмите зелёную ручку и проверьте свою работу по образцу
- Задание 1. Какие же утверждения верные? (Слайд 1)
- Задание 2. Какое небесное тело лишнее? (Слайд 2, Слайд 3)
-Докажите, что Солнце лишнее? (Солнце – это не планета, а звезда)
- А, что изображено на 1 картинке? (Земля)
- Почему вы так решили? (На ней изображены реки, моря, горы, равнины)
- А, что за планета изображена на 3 картинке? (Сатурн)
- Докажите, что это Сатурн. (У него есть орбита)
- А на последней картинке, что изображено? (Луна)
- Что вы знаете о Луне?
( Луна – естественный спутник Земли.
Луна вращается вокруг Земли.
Луна не является источником света, а только отражает свет)
- Да, Луна не только отражает свет Солнца, но она ещё и влияет на свет Солнца.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, а как вы думаете всё ли вы знаете о Луне, Земле и Солнце?
- Сейчас я вам предлагаю посмотреть видео, после которого вы должны ответить на вопрос: «Какое природное явление происходит с океаном?»
Видео 1, Видео 2
- Какое же природное явление происходит с океаном? (Прилив и отлив океана)
- Какая же тема сегодняшнего урока? (Приливы и отливы Мирового океана) (Слайд 4)
- Откройте свои тетради и запишите тему сегодняшнего урока
- А что называют Мировым океаном? (Это все моря, реки и океаны)
- Какое же природное явление происходит с океаном?
-Оказывается не всё ещё мы с вами знаем! ( На видео был прилив и отлив океана)
- Сегодня мы поговорим о приливе и отливе Мирового океана (Слайд 4)
- Откройте свои тетради и запишите тему сегодняшнего урока
- А что называют Мировым океаном? (Это все моря, реки и океаны)
- Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня?
- Какие перед нами стоят цели?
( Что такое прилив и отлив?
Почему возникают приливы и отливы?
Что влияет на них)
(Слайд 5)
IV. Актуализация знаний.
- Перед вами модель Земли и модель Луны.
- Как вы думаете, почему Луна не сходит с орбиты Земли? (Действует сила притяжения.Закон всемирного тяготения. Ньютон)
-Давайте разберёмся, как же происходят приливы и отливы Мирового океана.
( Под действием притяжения наша планета и Луна взаимно притягивают друг друга. Лунное притяжение столь велико, что поверхность океана, как бы выгибается ему навстречу. Луна движется вокруг Земли. Дойдет Луна до берега-вот и прилив. Пройдет немного времени, вода вслед за Луной отойдет от берега-вот и отлив.

V. Первичное усвоение новых знаний.
- Теперь давайте откроем учебник на стр. 62 и прочитаем текст о приливах и отливах Мирового океана (чтение по абзацам)
Читаем 1 абзац.
- Что ещё нового мы узнали о приливах и отливах? ( Что сильнее действует Луна. Обычно прилив и отлив бывают на берегу океана 2 раза в сутки.)
- Почему возникают приливы и отливы? (Приливы и отливы возникают под действием притяжения Луны и Солнца)
Чтение 2 абзаца
- Опасен ли прилив? (Да)
- Можно ли убежать от прилива? (Нет)
- Докажите. (От прилива убежать нельзя, так как за час человек проходит меньше, чем скорость приливного течения)
- А, где приливы и отливы представляют собой внушительную силу?
( В проливах Курильской гряды – 11 км/ч
В проливе Лаперуза – 7-9 км/ч
У Алеутских островов – 16 км/ч
Самые большие скорости приливных течений отмечены в Норвегии – 8 м/сек)
- На берегу океанов и морей есть интересная зона – литораль.
- Кто знает что это такое?
- Я предлагаю вам посмотреть видео, а потом ответить что же такое литораль?
Видео 3
- Что же такое литораль?
( Литораль – это часть берега моря или океана, затопляемая во время прилива и осушаемая в период отливов.)
А кого можно увидеть на берегу после прилива?
- На стр. 64-65 в учебнике прочитайте текст и скажите кого можно увидеть на берегу после прилива?
- Каких же морских животных мы можем увидеть после прилива? ( Мидии, устрицы, литторина, морская звезда, илистый прыгун, краб)
- Почему именно этих морских животных мы можем увидеть на литорали? (Обитающие здесь морские животные должны быть способны надолго оставаться без воды. Кроме того, они должны быть приспособлены и к сильным течениям)
- Как же они приспосабливаются? (Например, молюски или черви надолго зарываются в грунт или съёживаются. Рыбы забираютсяв выемки между скаламии пережидают там сильные течения. Илистый прыгун способен при помощи своих грудных плавников забираться на коряги и ветки деревьев.)
VII. Первичная проверка понимания
- В природе иногда приливы бывают сильными, а иногда слабыми. Как вы думаете от чего это зависит?
- Посмотрите на доску и определите по схеме, в каком случае будет самый сильный прилив или отлив на берегу океана.
Схема 1
Схема 2

- Самые сильные приливы или отливы бывают тогда, когда «объединяются» силы притяжения Луны и Солнца, когда Луна и Солнце находятся в одном направлении от Земли. (Схема 1)
VIII. Первичное закрепление
- Что вы узнали сегодня на уроке? ( Что приливы и отливы возникают под действием притяжения Луны и Солнца. )
- Когда возникают самые сильные приливы и отливы? (Самые сильные приливы или отливы бывают тогда, когда «объединяются» силы притяжения Луны и Солнца, когда Луна и Солнце находятся в одном направлении от Земли)
- Что такое литораль? (Литораль – это часть берега моря или океана, затопляемая во время прилива и осушаемая в период отливов)
IX. Рефлексия
-Что мы должны были выяснить сегодня на уроке?
- Удалось нам это узнать?
- Сейчас каждый из вас попробует определить где на земле приливы, а где отливы
- Когда вы выполните задание, выберите одну из трёх фраз и
отметьте знаком (+).
- Понравился вам урок?
- А с каким настроением вы уходите с урока?
-Посмотрите у вас на столах лежат карточки со смайликами.
-С помощью них покажите своё настроение. Выберите тот, который передаст ваше настроение.передаст ваше настроение.
- Понравился вам урок?
1.Мне было легко | |
2.Мне было трудно | |
3.Надо потренироваться | |
X. Домашнее задание
- На стр. 66 выучить «Что нужно знать»
- на стр. 63 прочитать текст о реке Пенжине









Как же происходят приливы и отливы Мирового океана? Под действием притяжения наша планета и Луна взаимно притягивают друг друга. Лунное притяжение столь велико, что поверхность океана, как бы выгибается ему навстречу. Луна движется вокруг Земли. Дойдет Луна до берега-вот и прилив. Пройдет немного времени, вода вслед за Луной отойдет от берега-вот и отлив. Самые сильные приливы или отливы бывают тогда, когда «объединяются» силы притяжения Луны и Солнца, когда Луна и Солнце находятся в одном направлении от Земли. Литораль – это часть берега моря или океана, затопляемая во время прилива или отлива и осушаемая в период отливов. | Как же происходят приливы и отливы Мирового океана? Под действием притяжения наша планета и Луна взаимно притягивают друг друга. Лунное притяжение столь велико, что поверхность океана, как бы выгибается ему навстречу. Луна движется вокруг Земли. Дойдет Луна до берега-вот и прилив. Пройдет немного времени, вода вслед за Луной отойдет от берега-вот и отлив. Самые сильные приливы или отливы бывают тогда, когда «объединяются» силы притяжения Луны и Солнца, когда Луна и Солнце находятся в одном направлении от Земли. Литораль – это часть берега моря или океана, затопляемая во время прилива или отлива и осушаемая в период отливов. |
Как же происходят приливы и отливы Мирового океана? Под действием притяжения наша планета и Луна взаимно притягивают друг друга. Лунное притяжение столь велико, что поверхность океана, как бы выгибается ему навстречу. Луна движется вокруг Земли. Дойдет Луна до берега-вот и прилив. Пройдет немного времени, вода вслед за Луной отойдет от берега-вот и отлив. Самые сильные приливы или отливы бывают тогда, когда «объединяются» силы притяжения Луны и Солнца, когда Луна и Солнце находятся в одном направлении от Земли. Литораль – это часть берега моря или океана, затопляемая во время прилива или отлива и осушаемая в период отливов. | Как же происходят приливы и отливы Мирового океана? Под действием притяжения наша планета и Луна взаимно притягивают друг друга. Лунное притяжение столь велико, что поверхность океана, как бы выгибается ему навстречу. Луна движется вокруг Земли. Дойдет Луна до берега-вот и прилив. Пройдет немного времени, вода вслед за Луной отойдет от берега-вот и отлив. Самые сильные приливы или отливы бывают тогда, когда «объединяются» силы притяжения Луны и Солнца, когда Луна и Солнце находятся в одном направлении от Земли. Литораль – это часть берега моря или океана, затопляемая во время прилива или отлива и осушаемая в период отливов. |








    |
1.Мне было легко | |
2.Мне было трудно | |
3.Надо потренироваться | |
    |
1.Мне было легко | |
2.Мне было трудно | |
3.Надо потренироваться | |
    |
1.Мне было легко | |
2.Мне было трудно | |
3.Надо потренироваться | |