ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СЛАЙД №3
Игра «Собери пословицу»
Из двух частей нужно собрать пословицу. Начало пословицы у девочек, окончание – у мальчиков.
СЛАЙД №6
Назвать литературных героев и определить, что их
всех связывает.
- Вы читали сказку дома?
- Она вам понравилась?
- Кому-нибудь из вас раньше читали эту сказку родители?
СЛАЙД №7
1 | С | А | П | О | Г | И | | | | |
2 | | Л | Е | В | | | | | | |
3 | К | А | Р | А | Б | А | С | | | |
4 | | П | Р | И | Н | Ц | Е | С | С | А |
5 | | К | О | Р | О | Л | Ь | | | |
СЛАЙД №8
Предлагаю на выставке найти произведения Шарля Перро, определить лишнюю книгу. Прошу показать книгу, о которой пойдет речь на уроке.
- Сегодня на уроке литературного чтения мы побываем в гостях у французского писателя-сказочника Шарля Перро. На выставке книги, которые вы читали к уроку.
- Знаете ли вы сказки Шарля Перро? Назовите их.
- Над какой сказкой мы будем работать на уроке?
- Найдите лишнюю книгу. Какая это книга? Почему её надо поставить на другую полку? (Среди книг Шарля Перро стоит книга П. Ершова “Конек Горбунок”).
СЛАЙД №9
Рассказывают подготовленные ученики
Давным-давно в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были пятеро братьев. Жан-адвокат, Пьер-сборщик налогов, Клод - врач и любитель архитектуры, Николя -ученый богослов и математик. А самый младший из братьев - Шарль - достиг самых больших высот: стал генеральным секретарем в интендантстве королевских построек, членом Французской академии, физиком, анатомом, языковедом...
Много с тех пор воды утекло - ведь жили братья в XVII веке. Но кто из вас не знает «Кота в сапогах», «Золушку» или « Мальчика - с - пальчика». Всех их - и ещё многих других сказочных героев -придумал и описал в книжке «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен» французский писатель Шарль Перро. Правда, первое издание книги было подписано именем Пьера д'Арманкура - так звали одиннадцатилетнего сына автора сказок. Почему писатель скрыл свое имя? Потому, что сочинение сказок считалось в то время занятием, недостойным взрослого человека, а тем более - такой «важной птицы», как господин генеральный секретарь. Но уже во втором издании справедливость была восстановлена: на обложке стояло подлинное имя автора.
Государственные заслуги господина Перро со временем забылись, а вот сказки, им сочинённые, по-прежнему живы. В нашей стране их впервые читали в 1768 году (книга называлась «Сказки о волшебницах с нравоучениями»). В 1845 году «Кота в сапогах» переводил В. А. Жуковский. Сказка «Золушка» стала оперой Дж. Россини и балетом С.С. Прокофьева, есть даже опера «Замок герцога Синяя Борода» композитора Б. Бартока. А уж мультипликационных и художественных фильмов по сказкам Шарля Перро снято видимо-невидимо!..
СЛАЙД №13
Поскольку мы с вами не только читаем, но и занимаемся исследованием, постараемся ответить на вопросы:
- Если её написал автор, то какая это сказка?
- К какому виду сказок она принадлежит?
- Без чего не может существовать волшебная сказка?
- Давайте проследим, какие волшебные предметы есть в сказке “Кот в сапогах”.
- Без чего еще не может существовать волшебная сказка?
(Волшебные превращения). Сколько раз Людоед превращался в животных и в каких?
- Есть ещё другие мнения по поводу того, без чего не может существовать сказка? (Без злых и добрых героев)
- Можно ли назвать Кота в сапогах волшебным помощником героя?
- Что главным является в произведении? (Сюжет)
- Назовите трёх сестёр сюжета. (Завязка. Кульминация. Развязка).
Работа в парах. Прочитайте предложения, соответствующие завязке, кульминации, развязке.
- Какой вывод вы можете сделать по результатам исследования?
- Чему учились? О чем узнали?
СЛАЙД №14
- Назовите главных героев сказки.
- Определите, какой персонаж обладает данными качествами. Распределите качества на группы. Как эти качества проявляются в поступках героев? Подтвердите это чтением отрывков из сказки.
Кот в сапогах | Хозяин кота |
| |
| |
Хитрый Добрый
Ловкий Послушный
Предприимчивый Деятельный
Сообразительный Нерешительный
Заботливый Дальновидный
Унылый Решительный
Недальновидный Красивый
Мал телом, да велик делом. Пришла беда, отворяй ворота.
Наш пострел везде успел. Много спать - дела не знать.
- Как вы думаете, сложилась бы так удачно судьба младшего брата, если бы не кот? Почему так считаете? Что могло помешать ему осуществить мечту о богатстве?
- Какие черты характера можно взять у кота и предложить развивать Маркизу де Карабасу, например? А всем людям нужны эти черты характера?
- Достоин ли герой иметь такого помощника? Почему так считаете?
- За что же сын мельника получат всё на блюдечке с голубой каемочкой?
- Как вы думаете, что главнее деньги, богатство или ум, смекалка?
- Составьте словесный портрет Кота в сапогах. (Внешний вид и черты характера) Докажите словами из текста.
- Изобразите героев так, чтобы другие ученики могли отгадать ваш персонаж. Необходимо выделить характерные особенности данного героя. Герои: 1. Людоед; 2. Кот в сапогах; 3. Бедняга - младший брат.
СЛАЙД №16
Определите, какие поступки отличают настоящего друга. Предложите несколько вариантов для заполнения кластера «Настоящий друг» (работа в группе)