СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение к дипломной работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Развитие контроля и самоконтроля посредством дидактических игр на уроках окружающего мира".

Просмотр содержимого документа
«Приложение к дипломной работе»

Приложение 1




Приложение 2

Методика «неразрешимая задача»

Приложение 3

Анкета для выявления уровня сформированности

ответственности у младших школьников


1. Всегда ли ты подтверждаешь свои слова делом?

а. от случая к случаю

б. всегда подтверждаю делом

в. редко

2 Требователен ли ты к себе и другим?

а. не требователен

б. всегда требую и от себя и от других выполнения того что обещаю

в. иногда требователен иногда нет

3 Трудишься ли ты с полной отдачей над решением задач, стоящих перед всем классом?

а. иногда

б. нет

в. да

4 Бывает ли такое, что ты бросаешь начатое дело на полпути?

а. конечно бывает

б. случается иногда

в. нет, не бывает

5 Выполняешь ли ты правила поведения в школе, в классе, на улице

а. не всегда

б. считаю ненужным

в. да, стараюсь выполнять

6. Как ты относишься к школьной мебели и оборудованию?

а. никак, не замечаю ее, не задумываюсь об этом

б. стараюсь ее не ломать, не портить

в. бывает, что задумываясь, что-нибудь напишу на парте, испачкаю стену

7. Надежный ли ты друг?

а. нет, я не могу выполнить все, что обещал

б. да, я выполняю все что обещал, даже тогда, когда это вызывает у меня трудности

в. иногда да, иногда нет. Зависит от друга и ситуации

8. Если учитель поручит тебе сложное дело, то ты:

а. по возможности выполнишь его, но не уверен в том, что до конца

б. сделаешь все, даже невозможное, но поручение выполнишь

в. нет, не думаю, что сделаю до конца

9. На уроке, если ты знаешь ответ, то:

а. сразу поднимаешь руку и отвечаешь

б. не отвечаю - это делают другие

в. когда уверен, то отвечаю, когда сомневаюсь, отвечают другие

10. Когда мама зовет тебя с улицы домой то ты:

а. продолжаешь играть на улице

б. или играю или иду домой

в. иду домой

11. В какое время ты делаешь дома уроки?

а. всегда в одно и тоже время

б. когда как, но стараюсь в определенное время

в. в любое время, хоть утром, хоть вечером

12. Как ты делаешь уроки?

а. стараюсь побыстрее, чтобы скорее освободиться, но до конца

б. если сложно и непонятно, то бросаю

в. уроки делаю тщательно, обязательно внимательно проверяю

13.Помогаешь ли ты новеньким, которые пришли в твой класс?

а. нет, я не интересуюсь и успехами в учебе

б. всегда помогаю

в. иногда я помогаю, иногда другие

14. Когда ты обычно собираешь свой портфель?

а. утром, перед школой

б. вечером, чтобы утром не забыть

в. иногда вечером, но случается что и утром

15. Когда родитель говорят тебе идти спать, то ты:

а. идешь в постель не сразу и продолжаешь играть

б. стараюсь идти спать но не всегда получается

в. сразу иду спать

16. Как ты обычно выполняешь домашние обязанности, которые поручены только тебе?

а. всегда выполняю, ведь если я их не сделаю, то подведу своих родителей и кроме того- эти дела никто за меня не сделает

б. стараюсь выполнять, но бывает что забуду или понадеюсь на родителей

в. часто забываю или перекладываю на родителей

17. Родители поручили тебе новое дело, которое до этого выполняли они, как ты поступишь?

а. не сделаешь его, ведь это обязанности родителей

б. может быть сделаю

в. уверен, что сделаю












Приложение 4

Дидактические игры

«Лист» (дидактическая игра с природным материалом)

Учащиеся делятся на две команды, учитель по очереди показывает листья деревьев. Задача детей состоит в том, чтобы правильно назвать от какого дерева лист. Побеждает команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов.

Данная дидактическая игра может проводится как с целью закрепления, так и с целью проверки знаний учащихся.

«Отличный улов» (дидактическая игра с использование картинок)

К каждой картинке с изображением различных рыб прикреплена скрепка. «Рыбы» помещаются в аквариум (можно использовать обычную коробку). Учащиеся по одному выходят к аквариуму, учитель дает им удочку с магнитом на конце. Учащиеся вылавливают рыбу и рассказывают все, что о ней знают. Все остальные внимательно слушают, после того как ученик все рассказал он задает вопросы классу. Учитель фиксирует, кто отвечает и выставляет баллы за правильные ответы. Побеждает тот, кто наберет большее количество баллов.

Игра может проводиться с целью проверки знаний, после изучения раздела «Рыбы», а также с целью проверки имеющихся у учащихся знаний по данному разделу, перед началом его изучения.

«Среда обитания» (дидактическая игра, проводится в основной части урока)

Для проведения игры необходимо игровое поле, в качестве которого выступает парта, на парте листы бумаги (разные территории), на которых написано название страны и условия, характерные для данной территории. Каждому учащемуся дают несколько карточек с соответствующим названием вида живого организма и его требования к среде обитания. Задача учеников заключается в расселении разных видов организмов на подходящие для них территории, при этом объясняя, почему выбрана именно эта территория. За каждое правильное выполнение задачи ученик получает 5 очков, за неправильное - 5 очков отнимается. Побеждает тот, у кого в сумме большее количество очков. В качестве требований к среде могут учитываться как одно, так и несколько предпочтений, тем самым в зависимости от количества факторов будет изменяться степень сложности для учащихся.

Дидактическая задача проведения данной игры заключается в том, чтобы дать детям знания о том, что распространение живых организмов на тех или иных территориях не случайно, а обусловлено наличием необходимых и отсутствием неприемлемых для них факторов. Эти знания необходимы учащимся для формирования одного из сложнейших экологических понятий - «окружающая среда», для понимания учащимися роли природных условий в жизни организмов, причин формирования флоры и фауны, существования ареалов, возможных причин исчезновения организмов из мест их прежнего обитания.

«Живые буквы» (дидактическая игра с использованием загадок)

Учащиеся делятся на две команды. Каждому игроку дается карточка с одной из букв: (А, В, Е, И, К, Л, Н, О, П, Р, С) которая прикрепляется на грудь. Учитель читает загадку, а учащиеся, отгадав ее, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Команда, которая быстрее справилась с составлением слова, получает очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Данная дидактическая игра может включать в себя загадки на различную тематику. Рассмотрим примеры загадок на тему: «Птицы».

Распустила хвост жар-птица, Он горит и золотится. Из заморских к нам долин. Этот хвост принес.... (Павлин)

Ночь, как смоль, черным черна. Серой птице не до сна: меж кустов, как тень, скользит, караулит, кто не спит. Ловит каждый шорох чутко, а как крикнет, станет жутко. Вздрогнет спящая трава. Это ухает.... (Сова)

Мы построили вдвоем, для гостей весенний дом, а верней сказать - дворец. Прилетай скорей, ... (Скворец).

Приложение 5

Система игр, направленная на формирование контроля и самоконтроля в ходе учебной деятельности (по учебнику Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс)


Тема урока

Игры, предложенные автором

Описание игры

ПРИРОДА (с. 23)

1. Живая и неживая природа (с. 24)

1. Игра «Сохрани слово в секрете»

Сейчас мы поиграем в игру. Я буду называть разные слова, а вы будете их четко за мной повторять. Но помните об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, вам нужно молча хлопнуть один раз в ладоши. Примерный список слов: ромашка, ириска, просо, плечо, дерево, василёк, листик, ручеек и т. д.

Нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р]. Нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука. Нельзя повторять названия животных. Нельзя повторять имена девочек. Нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием 6 двух правил.

Например,

1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком; 2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

2. Связи между живой и неживой природой (с.26)

Дидактическое упражнение «Узнай животных»

Среди перечисленных признаков выдели признаки земноводных:

1) кожа голая, покрыта слизью;

2) перьевой покров;

3) 6 ног;

4) две пары ног;

5) дышат лёгкими;

6) дышат лёгкими и влажной кожей.

Как ты думаешь, правильно ли ты выполнил упражнение?

– Уверен, правильно.

– Сомневаюсь.

– Думаю, что есть ошибки.

Проверь себя: 1), 4), 6).

Оцени себя:

Выполнил упражнение без ошибок – 5 баллов. Допустил 1 ошибку – 4 балла.

Допустил 2 ошибки – 3 балла.

Допустил 3 – 4 ошибки – 2 балла

3. Явления природы (с.28)

Игра «Что сначала – что потом»

Учитель показывает детям картины с изображением осени и говорит, что один мальчик не может определить, какое время года изображено на картинах.

Помогите ему. (Осень)

Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Рассмотрите еще раз внимательно все картины и поставьте на первое место ту, на которой показаны изменения в природе в сентябре. (Ранняя осень)

Какую картину поставите на второе место? Почему?

На какой картине показана поздняя осень?

Это же задание можно выполнить, рассматривая картины с изображением весны.

4. Живая природа осенью (из жизни птиц – с. 38)

Игра «Узнай птицу по описанию»

На наборное полотно выставляются изображения птиц. Учитель описывает одну из них, дети показывают эту птицу и называют ее.

Примерные описания птиц:

  1. Маленькая серая птичка. Головка темно-серая, щечки светлые, шейка и грудка черные. По земле прыгает, крошки склевывает. (Воробей)

  2. Маленькая, очень подвижная птичка. Головка, шейка, полоска посредине грудки черные, спинка зеленовато-голубая, низ желтый или белый. (Синица)

  3. Черно-белая птичка. Горлышко и лоб красновато-рыжие, брюшко белое, хвост длинный, вильчатый. Кормится насекомыми. Ловит их на лету. (Ласточка)

Какие птицы улетают в теплые края? (Ласточки, грачи, скворцы, соловьи).

В заключение детям предлагается разделить картинки, изображающие зимующих и перелетных птиц, на две группы и объяснить, почему они так названы.

5. Связи между живой и неживой природой (с.26)

Игра «Лес – дом для животных»

Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие зайцу (ежу, лисе, волку, медведю); объясните выбор каждого слова:

рыжая, лесной «инженер», серебристо-серый, мех, логово, ловит рыбу, скачет, медвежонок, ма­ленький, пушистый, бегает, колючий, зайчонок, ко­роткохвостый, громадный, переваливается, нора, воет, непромокаемая шерсть, темно-бурый, белый, украшает и согревает, ловкая, злой, пушистая, непо­воротливый, охотится, бельчонок, грызет, лукавая, прыгает, длинноухий, пугливый, шатун, дупло, оби­татель рек, ноги кормят, петляет, косолапый, мыш­кует, лазает по деревьям, серый, берлога, ежонок, быстро бегает, волчонок, находчивый, неуклюжий, плавательные перепонки, посасывает лапу, осторож­ный, сильный, петляет, линяет, фыркает, хищник, добродушный, лисенок, хорошо плавает, санитар природы, хвост-парашют, вожак, лесные инженеры, хатка.

Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие сове (дятлу, кукушке, клесту); объясните выбор каж­дого слова:

санитар природы, дупло, не строит гнезда, клюв крючком, хитрая, лесовод, нерадивые ро­дители, «пяточные мозоли», ночные хищники, ярко-вишневое, долбит, бесшумные крылья, лесной «док­тор», птенцы зимой, буровато-серое, видит в темно­те, щелкает, лущит, хороший слух, длинный и гибкий.


6. Явления природы (с.28)

Загадки

Отгадайте явления природы.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

 Он невидимый, и всё же

 Без него мы жить не можем.

(Воздух.)

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.

(Ветер.)

 Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(Облака.)

 Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился.

(Вихрь.)

 Что за чудо-красота:

Расписные ворота

Показались на пути,

 В них ни въехать, ни войти.

(Радуга)

7. Живая и неживая природа (с. 24)

Тест

1.Что такое природа?

- всё, что окружает человека

- всё, что создаёт человек

- всё, что окружает человека и не создано им


2.Что не относится к неживой природе?

- Камень

- Вода

- Машина


3.Найди правильное высказывание.

- звёзды, воздух, Луна, ракета – неживая природа.

- Солнце, воздух, вода, камни – неживая природа.

- Лёд, Земля, вода, лодка – неживая природа.


4.Какая бывает природа?

- живая и мёртвая

- живая и неживая

- живая и сделанная человеком


5.Найди правильное высказывание.

- Растения, грибы, звери, человек – живая природа.

- птицы, звери, звёзды, насекомые – живая природа.

- растения, рыбы, вода, птицы- живая природа.


6.найди группу, где все предметы относятся к неживой природе.

-подберёзовик, воздух, известняк, звезда, вода.

- планета, вода, камень, небо, град

- солнце, море, дом, дождь, Земля


7.найди группу, где указаны правильные признаки живых существ.

- дышат, питаются, двигаются

- растут, приносят потомство, умирают

- дышат, растут, общаются друг с другом


8. Что такое погода (с. 32)

Тест

1. закончи определение: «Погода – это…»

-то, что сообщают по радио и телевидению

- то, что мы видим на улице

- сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра


2.Как называется прибор для измерения давления?

- термометр

-барометр

-градусник


3.какой учёный наблюдает за погодой?

- синоптик

- метеоролог

- наблюдатель


4.Как надо правильно прикрепить термометр, чтобы правильно определять температуру воздуха?

- ниже уровня глаз

-на уровне глаз

- выше уровня глаз


5.Что мы описываем словами «тепло», «холодно», «жарко».

-погоду

-облачность

-температуру


6.Какого явления природы не бывает летом?

-снег

-град

-дождь


7.Как называется термометр, который используется для определения температуры воздуха?

-медицинский

-водный

-уличный


8.Человек какой профессии обязательно должен знать прогноз погоды?

-учитель

- художник

-лётчик








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!