СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение к педсовету №2, 2017г

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете по теме :"Управление процессом формирования УУД в условиях внедрения ФГОС ООО"

Просмотр содержимого документа
«Приложение к педсовету №2, 2017г»

Выступление на педсовете по теме: «Управление процессом формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО».

Из опыта работы по формированию регулятивных УУД на уроках математики и информатики в 5-9 классах.

(из опыта работы Ковалевой Т.А. учителя МКОУ Елмановской ОШ)





Актуальность.

Основным средством формирования УУД в курсе математики и информатики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

  • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.



Регулятивные УУД формируются, когда:

‐ учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать

Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. 

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция. 

Обсуждаем домашнее заданиеУчитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? При этом, естественно, изученный материал ещё раз просматривается. Приём при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Приём особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно даёт преподаватель, достаточно разнообразны.

Рефлексия.

На этапе рефлексии обучающиеся соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его. Учатся понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Саморегуляция как способность к преодолению препятствий. 
Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Учащиеся дают самооценку, класс даёт оценку и учитель оценивает, подводит итог. Иногда ученики занижают или завышают оценку, приходится прибегать к так называемым «защитникам».


Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

• выбирать средства для организации своего поведения;

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

• начинать и заканчивать действие в нужный момент;

• тормозить ненужные реакции.

Схема.

В начале занятия озвучиваю или прошу учащихся прочитать тему урока, и побуждаю детей сформулировать цель предстоящей деятельности. Но это делаю не всегда так: например, «Умножение десятичных дробей на натуральное число» сначала предлагаю примеры сложить и вычесть дроби, с чем они справляются и тут же на умножение, ребята делают, но не получается. Это приводит к формулированию темы и цели. Под целью понимается предвосхищение конечно­го результата. Тема урока обеспечит включение в формулировку содержательного аспекта цели как результата деятельности, на­пример, «Что я сегодня изучу?», «Как буду изучать? При помощи чего?».

На первоначальных этапах формирования умения целеполагания даю установку, из каких компонентов должна со­стоять цель, предлагаю вопросы, ответы на которые помогут сформулировать ее. Обязательным условием является включен­ность каждого учащегося в деятельность, поэтому даю задание сформулировать цель в виде связного предложения и записать в тетрадь. Только в этом случае цель будет индиви­дуальной, и каждый ученик должен будет нести ответственность за ее реализацию.

Следующий этап — планирование. Планирование — это опре­деление последовательных действий, которые приведут к реали­зации поставленных целей. например, «Решение систем уравнений» предлагаю несколько систем, решить их любыми способами, а затем предлагаю рациональный способ и объясняю почему он именно для этой системы. Разъ­ясняя логику продвижения , обращаю внима­ние на то, что каждый учащийся, отдельная пара мо­гут двигаться по маршруту независимо от других.

Методы формирования регулятивных УУД.

  • Групповая и парная работа

  • Дискуссия

  • Метод проектов

  • Метод эвристических вопросов

  • Верные и неверные утверждения

  • Перепутанные логические цепочки

  • Таблица «верите ли вы,что…»



Обсуждаем домашнее задание.

Резюме.

Идеальный опрос.

Вопрос к тексту.

Отсроченная реакция. 

Лови ошибку

Повторяем с контролем.

Знакомьте с критериями.

Организация работы в группах.

Показательный ответ.

«Лист защиты»(очень понравился преёмчик из интернета)

Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция. 

Самоорганизация 

«Я могу» 

«Понимаю и действую»
«Контролирую ситуацию»
«Учусь оценивать»
«Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю

Задания для формирования регулятивных УУД:

1. Составь план решения задачи и реши её.

На верхней полке 7 книг, а на нижней – на 4 книги меньше. Сколько книг на этих двух полках?

(Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.)

2. Выполни вычисления и проверь полученные ответы по таблице.

7 + 4 9 + 4 7 + 7 8 + 8

6 + 5 8 + 6 9 + 9 6 + 6

(Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.)



3. Начерти два отрезка длиной 10 см и 6 см. На сколько сантиметров первый отрезок длиннее второго?

(Использование в своей деятельности простейших приборов: линейки, треугольника и др.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!