Прочитайте два высказывания
« Наша Земля имеет ровную поверхность » :
Равнина, равнина,
Ни яра, ни пади,
Равнина на Север,
Равнина на Юг.
Как будто гористую землю разгладил
Какой -то гигантский утюг.
« Наша планета имеет неровную поверхность » :
Вокруг Земли крутые горы
С высот небес глядят на нас,
И равнинные просторы
Завораживают глаз.
Внимание! Проблемный вопрос!
- Как устроена поверхность Земли?
Тема урока: Рельеф Земли. Равнины .
География 5 класс
Цели и задачи урока :
- Знать основные формы рельефа и распознавать их на карте;
- Сформулировать и усвоить понятие «равнина»;
- Выявить отличия равнин по характеру поверхности, высоте;
- Работать с физическими картами и атласом.
САМООЦЕНКА
- Были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку одноклассника, учителя или справились самостоятельно?
- Отметьте в таблице «Самооценка»- 1 этап: активность и правильность
Значение термина «рельеф»
Рельеф — [фр. relief выпуклость] совокупность всех форм земной поверхности для каждого конкретного участка и Земли в целом.
Образуется в результате взаимного воздействия на земную кору эндогенных и экзогенных (внутренних и внешних) процессов.
Геологическая энциклопедия
Рельеф- совокупность форм
поверхности Земли
Крупнейшие формы
рельефа
Впадины
океанов
Выступы
материков
Основные формы рельефа на дне океанов
Основные формы рельефа
на суше
равнины
горы
Котловины
Подводные хребты
Влияние внешних и внутренних сил
Работа в группах:
- 1 группа : Геологи (моделирование рельефа Земли при помощи
бумаги, пластилина)
При помощи карты полушарий изобразите поверхность Земли.
«Совершите полёт» вокруг Земли.
Какие цвета Земли вы увидите и что они означают?
Сделайте вывод о поверхности Земли.
Возможно ли движение самолёта вокруг Земли на высоте 1000 метров
по параллели 30°северной широты?
Для ответа на вопрос воспользуйтесь картой полушарий.
Ответ поясните.
САМООЦЕНКА
- Были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку одноклассника, учителя или справились самостоятельно?
- Отметьте в таблице «Самооценка»- 2 этап: активность и правильность выполнения
Внимание, Вопрос!
- Какие силы Земли могли участвовать в изменении рельефа?
- Какие силы Земли являются «строителями» и «разрушителями»?
Задание №1
- В тексте учебника на странице 80 определите факторы формирования рельефа.
- Какое новое понятие встретилось в тексте?
Дайте определение новому термину.
Выветривание
Выветривание – процесс разрушения и изменения горных пород под воздействием внешних факторов
(температуры, влажности, химических преобразований, жизнедеятельности организмов)
САМООЦЕНКА
- Были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку одноклассника, учителя или справились самостоятельно?
- Заполнение таблицы «Самооценка» - 3 этап: активность и правильность выполнения
Задание №2 :
- Объедините фотографии в две группы и
обоснуйте свой выбор.
Основные формы рельефа суши
ГОРЫ
РАВНИНЫ
Составим определение термина «РАВНИНЫ»
- ключевое слово+ существенные признаки
200 метров, участки, примерно, земной поверхности, обширные, пологие, относительных высот, с колебаниями
Равнины – это обширные пологие участки земной поверхности с колебаниями относительных высот на них примерно 200 метров
Запишите определение в тетрадь
Равнины
Причерноморская низменность
Амазонская низменность
Работа с атласом
- Используя физическую карту мира, ответьте
на вопрос:
Какая из форм рельефа (горы или равнины) является преобладающей на Земле?
Задание №3: определите виды равнин по высоте
- Стр. 81, текст учебника, составить схему
с примерами
Виды равнин по высоте
Проверка: виды равнин по высоте
Низменность – равнина, расположенная ниже уровня моря
Равнина – форма рельефа,
имеющая высоту до 200 м
Плоскогорье – равнина
высотой более 500 м
Возвышенность – равнина высотой от 200 до 500м
Задание №4 определите виды равнин по характеру рельефа
- Стр. 82, текст учебника, составить схему
с примерами.
Виды равнин по характеру рельефа
Проверка
Виды равнин по характеру рельефа
Плоские
Холмистые
САМООЦЕНКА ЗАДАНИЙ - Виды равнин по высоте - Виды равнин по характеру рельефа
- Были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку одноклассника, учителя или справились самостоятельно?
- Отметьте в таблице «Самооценка»- 4 этап: активность и правильность
Задание №5 Путешествие по географической карте
- По заданным координатам определите о каких
равнинах идёт речь?
- 54 ° с.ш. 37 ° в.д.
- 60 ° с.ш. 80 °в.д.
- 47 ° с.ш. 50 ° в.д.
- 66 ° с.ш. 100 ° в.д
Проверка
- Проверьте правильность выполненного задания
по учебнику стр. 81 рисунок 55, фрагменты карт:
- Среднерусская возвышенность
- Западно-Сибирская равнина
- Прикаспийская низменность
- Среднесибирское плоскогорье
САМООЦЕНКА
- Были у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку одноклассника, учителя или справились самостоятельно?
- Заполнение таблицы «Самооценка»- 5 этап
Как люди живут на равнинах?
На территории Восточно-Европейской
равнины ( 1/3 часть территории)
Проживает 4/5 населения страны
Выводы КАК УСТРОЕНА ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ?
- Закончите предложение: рельеф – это …
- Какие формы рельефа преобладают на земной поверхности?
- Назовите виды равнин по высоте
- Назовите виды равнин по характеру рельефа.
Домашнее задание
§ 24
- Ответить на вопросы 2 – 5 (устно).
- Выполнить задание №1 на контурной карте.
На дополнительную оценку (по желанию)- Задание №7
Задание №6
Найдите на карте крупнейшие равнины мира :
Восточно-Европейская равнина
Западно-Сибирская равнина
Прикаспийская низменность
Индо - Гангская низменность
Амазонская низменность
Среднесибирское плоскогорье
Плоскогорье Декан