СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложения проекта "Цветы волшебной красоты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выражаем благодарность родителям группы за активное участие в проекте «Цветы волшебной красоты» Благодарим вас искренне сейчас За то, что в стороне не остаетесь! И терпеливо каждый день и час Успехов вместе с нами вы добьетесь!!! С уважением воспитатели группы)))

Просмотр содержимого документа
«Приложения проекта "Цветы волшебной красоты"»

Приложение 1

Беседа. Обучающие карточки «Цветы» (фото)













Приложение 2

Экскурсия по детскому саду «Цветы вокруг нас» (фото)

Цветы: петунья, лилии, декоративный подсолнух, ромашки, анютины глазки (фиалка трёхцветная), циния, бархатцы, колокольчики







Приложение 3

Эксперимент № 1 в группе (в течение всей недели). Комнатное растение – фиалка и свежесрезанные: ромашка, бархатцы, анютины глазки (трёхцветная фиалка). Смогут ли прожить цветы без воды?

Занимательные эксперименты для детей «Опыты с растениями»

Опыты по окружающему миру с растениями. Докажем, что … Выясним какая среда самая благоприятная и многое другое … Советуем создать дневник наблюдения, в который вы будете записывать или зарисовывать ваши наблюдения …

Опыты по теме: «Растения и среда»

«С водой и без воды»

Цель: выявление факторов внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода).

Оборудование: для эксперимента взяли два комнатных растения – «фиалка», посаженные в горшки с землёй; свежесрезанные: ромашка, бархатцы, анютины глазки (фиалка трёхцветная); два стаканчика – один с водой, а второй без воды. Задача: один горшок с комнатной фиалкой поливать, второй горшок с комнатной фиалкой не поливать, в стаканчик с водой поставить свежесрезанные цветы (ромашка, бархатцы, анютины глазки (фиалка трёхцветная)) и в стаканчик без воды поставить ромашку, бархатцы, анютины глазки (фиалка трёхцветная).

Ход опыта: выясним, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость и т.д.)?

Вопрос: смогут ли прожить цветы без воды? Наблюдение в течение недели.

Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива запишем или зарисуем в течение одной недели.

Понедельник 08.08.2022 год

Первый горшок с комнатной фиалкой полили, второй горшок с комнатной фиалкой не полили. В стаканчик с водой поставили цветы (ромашка, бархатцы, анютины глазки (фиалка трёхцветная)) и в стаканчик без воды поставили цветы (ромашка, бархатцы, анютины глазки (фиалка трёхцветная)).

Вторник 09.08.2022 год

- фиалка комнатная, которую полили – цветёт

- фиалка комнатная, которую не полили - цветёт

- цветы, сорванные на клумбе (ромашка, бархатцы, анютины глазки (фиалка трёхцветная)), которые поставили в стаканчик с водой – не погибли

- цветы, сорванные на клумбе (ромашка, бархатцы, анютины глазки (фиалка трёхцветная)), которые поставили в стакан без воды – погибли: ромашка и анютины глазки (фиалка трёхцветная), а бархатцы не погибли.

Среда 10.08.2022 год

- фиалка комнатная, которую полили – цветёт

- фиалка комнатная, которую не полили - цветёт

- цветы, сорванные на клумбе (ромашка, бархатцы, анютины глазки (фиалка трёхцветная)), которые поставили в стаканчик с водой – не погибли

- цветы, сорванные на клумбе - бархатцы не погибли без воды.

Четверг 11.08.2022 год

- фиалка комнатная, которую полили – цветёт

- фиалка комнатная, которую не полили – завяли цветочки без воды, а листья остались зелёные.

- цветы, сорванные на клумбе (ромашка, бархатцы, анютины глазки (фиалка трёхцветная)), которые поставили в стаканчик с водой – не погибли

- цветы, сорванные на клумбе - бархатцы засыхают без воды.

Пятница 12.08.2022 год

Итог эксперимента:

- фиалка комнатная, которую полили – цветёт. Вывод: вода для цветов – это жизнь!

- фиалка комнатная, которую не полили – засохли цветы без воды. Вывод: цветы не могут жить без воды!

- цветы, сорванные на клумбе (ромашка, бархатцы, анютины глазки (фиалка трёхцветная)), которые поставили в стаканчик с водой – цветы начали вянуть, но не засохли. Вывод: цветы не могут жить без воды!

- цветы, сорванные на клумбе - бархатцы завяли без воды. Вывод: цветы не могут жить без воды!

Делаем вывод: да, растения без воды жить не могут!















ФОТО – начало эксперимента:























ФОТО – конец эксперимента:





















































Приложение 4

Эксперимент № 2 (в течение всей недели) на участке (клумба - цветы бархатцы). «Любовь цветами - красота глазами»

Опыт: «С водой и без воды в почве на клумбе»

Цель: выявление благоприятных условий для роста и развития растений (вода и почва).

Оборудование: клумба: два цветущих куста с бархатцами, лейки с водой, предметы ухода за растениями (грабли, лопатки, ведерки).

Ход опыта: определить, могут ли растения долго жить без воды в почве на клумбе? Какие благоприятные условия для развития растений?

Один куст с бархатцами на клумбе поливаем в течение недели, а второй куст на клумбе не поливаем в течение недели и наблюдаем за ростом и развитием растений.

Вопрос: смогут ли прожить цветы без воды в почве на клумбе? Наблюдение в течение недели.

Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива запишем или зарисуем в течение одной недели.



Понедельник 08.08.2022 год

Первый куст с бархатцами на клумбе полили, а второй куст с бархатцами на клумбе не полили

Вторник 09.08.2022 год

Первый куст с бархатцами, который полили – цветёт

Второй куст с бархатцами, который не полили – цветёт

Среда 10.08.2022 год

Первый куст с бархатцами, который полили – цветёт

Второй куст с бархатцами, который не полили – цветёт

Четверг 11.08.2022 год

Первый куст с бархатцами, который полили – цветёт

Второй куст с бархатцами, который не полили – начали вянуть бутоны, листья желтеть

Пятница 12.08.2022 год

Итог опыта:

Первый куст с бархатцами, который поливали – цветёт, появляются новые красивые бутоны

Второй куст с бархатцами, который не поливали – завяли бутоны и листья бархатцев, перестали расти новые растения

Вывод: куст с бархатцами на клумбе, который мы поливали в течение всей недели рос и появлялись новые бутоны растений. Куст с бархатцами на клумбе, который не поливали в течение всей недели, увядал и к концу недели всё растение высохло.

Вывод по двум экспериментам: в ходе двух экспериментов мы выяснили благоприятные условия для развития и роста растений – это систематичный полив растений, уход за растениями, также выяснили, что растения в почве быстрее растут и развиваются, чем в стаканчике с водой. В почве растение лучше набирает силу, а в воде растение имеет такой же внешний вид при срезе, но не развивается и не растет.

Растение не может жить без воды и почвы!





ФОТО – начало эксперимента:









ФОТО – конец эксперимента:













Приложение 5

Сборник стихов и загадок по теме «Цветы»



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» (МА ДОУ № 29) 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Чапаева, 10 электронный адрес[email protected] телефон 834384 (32277) сайт https://29kt.tvoysadik.ru/

СБОРНИК СТИХОВ И ЗАГАДОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Составители: воспитатели

Колчанова Алина Максимовна

Пономарёва Юлия Анатольевна 1 квк,





г. Краснотурьинск

2022

Приложение 6

Консультация для родителей на тему:

«Как сделать цветочный коллаж вместе с ребенком»


Коллаж - очень простой вид аппликации, который могут даже дети двухлетнего возраста сделать (вместе с родителями). Есть техники коллажа, которые выполняются без применения ножниц, зато можно придумывать необычные комбинации разнообразных вариантов подобных картин.

Коллаж для детей – это отличный творческий прием, который помогает ребенку научиться работать с разными материалами. Именно этим коллаж отличается от аппликации. В аппликации используется преимущественно бумага, в то время как в коллаже нет ограничений.

Изготовление коллажа с детьми – очень интересное занятие. Наверное, в каждом доме много разных старых журналов, открыток, картинок, кусочков упаковочной бумаги, ленточек, бусин и другой привлекательной мелочи.

1) Коллаж может быть осенним, может быть мультяшным, а может просто рассказывать историю жизни (если составлен из фотографий). Нет чётких правил, важна только яркость творения.

2) Коллаж из фотографий сделаем на основе плотной бумаги. Фотографии или вырезаются или берутся в первозданном виде, они расклеиваются в произвольном порядке. Фон раскрашивается при помощи карандашей, фломастеров и дополняется вырезками из журналов.

3) Для большей яркости нашей поделки следует украсить фон: лентами, пуговками, тканью или даже перьями. Материал для декора приклеивается или пришивается. Такой коллаж ещё и пощупать теперь можно будет. Очень интересным вариантом оформления подобного фото отчёта будут дополнения под картинками в виде комментариев.

Вот что нам потребуется для цветочного коллажа:

1. Лист ватмана или кусок обоев.

2. Вырезки из газет, журналов, открыток, красочные фантики и пр.

3. Клей.

4. Кисточка.

5. Салфетка.

После того, как вы с ребёнком разложили всё для изготовления коллажа, можно приступать непосредственно к его сбору. Предложите ребёнку на обратную сторону фантиков кисточкой наносить немного клея, а потом аккуратно приклеивать их на подготовленную основу. Важно, чтобы ребёнок сам могут продумать сюжет, выбрать предмет и последовательность работы. Спустя некоторое время ваш ребёнок сможет выполнять всю работу совершенно самостоятельно.

Такое занятие непременно увлечёт ребенка. Малышу будет очень занимательно собирать коллаж самостоятельно. Да и для Вас, родителей, творческие поиски малыша, наверняка, станут незабываемыми и интересными. Вы обязательно захотите сохранить их на долгую память. Нельзя не сказать о том, что, выполняя подобного рода аппликацию, ваше чадо учится пользоваться клеем и ножницами, активнее развивается его творческое воображение. Он с интересом теперь станет подбирать различные открытки, картинки и прочую мелочь для следующего коллажа.











































Приложение 7


Подвижная игра «Где звенит колокольчик?»

Подвижные игры

1. Подвижная игра «Где звенит колокольчик?»

Цель: развивать глазомер, слуховую ориентацию, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры:
Дети стоят на одной стороне зала. Воспитатель просит их отвернуться. В это время другой взрослый спрятавшись звенит колокольчиком. Детям предлагают послушать, где звенит колокольчик и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук. Звонить в колокольчик нужно сначала громко, затем понижать звук.

2. Подвижная игра «Бабочки на цветах».

Цель: развивать умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, координацию движений; развивать цветовосприятие, внимание, быстроту реакции; развивать память и речь.


























Приложение 8


Беседы: «Какие бывают цветы?», «Как рождаются цветы?»

Конспект организованной образовательной деятельности. Беседа «Какие бывают цветы» для детей 5 года жизни.

Цель: ознакомление детей с цветами, которые растут возле нас (комнатные, луговые, садовые).

Предварительная работа:

Рассматривание картинок цветов.

отгадывание загадок, ответы на вопросы.

Наблюдение за цветами (комнатными, луговыми, садовыми)

Ход беседы:

Я в зимнем саду
Целый день проведу.
Захвачу акварельные краски.
Нарисую...
(Анютины глазки.)

Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок -
И остался стебелёк. (Одуванчик.)

Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки –
Только тронь мои цветки! (Роза.)

Белые звоночки
У меня в садочке,
На зеленом стебельке
Прячутся в тенёчке. (Ландыш.)

Эй, звоночки,
Синий цвет, –
С язычком,
А звону нет! (Колокольчик.)

Ярко-синий, пушистый
Он в хлебе родится,
В еду не годится. (Василек.)

Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых –
Белых, розовых, бордовых! (Пион.)

Воспитатель подходит к мольберту.

Воспитатель: Я с утра пришла на работу, а нашем участке выросли такие красивые цветы, но я забыла, как они называются! Ребята, помогите мне вспомнить наши красивые цветочки, которые не только растут на нашей клумбе и в группе! Сможете помочь? Давайте посмотрим и назовем название цветов.

В.: Для чего нужны цветы?

Д.: Для красоты, любоваться.

В: Сможем ли мы узнать где они растут?

В.: Где растут садовые цветы?

Д.: В саду, на клумбах.

В.: Назовите садовые цветы.

Д.: Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.

В.: Где растут полевые, лесные цветы?

Д.: В поле, в лесу.

В.: Назовите полевые, лесные цветы.

Д.: Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.

В.: Какой формы бывают клумбы?

Д.: Клумбы бывают квадратными, круглыми, овальными и т.д

В:Как появляются цветы? (семечко или отросток сажают, ухаживают, поливают)

В.: Кто ухаживает за цветами в саду?

Д.: Садовник.

В: Чем садовые цветы отличаются от полевых?

Д: Садовые цветы выращивает человек, а полевые растут сами по себе.

В.: Ребята, но некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете что это за книга?

Д.: Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.

В.: А у нас в квартире растут садовые или полевые цветы?

Д.: В квартире растут комнатные цветы.

В.: Почему они так называются?

Д.: Эти цветы растут в помещении.

В.: Как мы ухаживаем за цветами?

Д.: Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья. В.: Какую пользу приносят цветы?

Д.: Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.

В: Назовите свои любимые цветы. Какие молодцы!!!

3. Физкультминутка.

Наши алые цветы, распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают
Головой качают.

Ребятки, спасибо большое! Помогли мне вспомнить, какие нас окружают красивые цветы! Рассказывайте маме и папе, какие у нас красивые цветочки растут рядом с нами!



Конспект организованной образовательной деятельности. Беседа «Как рождаются цветы» для детей 5 года жизни.

Цель: подвести детей к пониманию того, что цветы и растения – это живые организмы, требующие определенного ухода.

Предварительная работа:

  • наблюдение за ростом и развитием цветов в группе;

  • рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений;

  • уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев);

Ход беседы:

«Кто на солнышке цветет?

Кто пчеле подарит мед?»

(Цветок)

«Расцвели весной на кочке

В поле первые...»

(Цветочки)

«Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают.»

(Цветы)

Воспитатель демонстрирует детям искусственные цветы, семечки разных растений.

Ребята, что у меня в руках? 

Дети: Цветы и семечки.

- Чем отличаются искусственные растения от живых? (поливать не надо, и корня у них нет, и листики не растут, цветы есть, а семян никаких не будет, а если они не живые, то и воздух они очищать не будут).

Для чего семена нужны? (ответы детей)

- Семена необходимы, чтобы растение выросло.

Что происходит дальше с семенами?

Дети: семечко превращается в цветок.

Какие условия необходимы для роста и развития цветка?

- Почва, тепло, свет, вода.

Что происходит с растением после того, появляется росток?

Дети: начинает расти.

Игра «Что было бы, если бы…»

- Что было бы, если бы растение поставили в темное место? /ответы детей/

- Что было бы, если бы растение забыли полить? /ответы детей/

- Что будет, если за растением ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать? /ответы детей/

- Ребята, а из каких частей состоит растение? (У всех растений есть корень, стебель, листья, и в период цветения – цветы).

Правильно.

- А как дышит цветок? (с помощью листьев).

- А как пьёт и ест цветок? Так же, как и мы? (корнями). Правильно.

- А где же хранится пища для растения? (в земле, почве). Правильно, питание растений содержится в земле, в которой они растут.

- А если выдернуть растение из земли, что с ним произойдёт? (оно погибнет).

Какой вывод мы можем сделать?

Цветочки дышат, питаются, растут – значит, про них можно сказать, что они живые.









Список используемой литературы:

1. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е. А. Алябьева. - M. : Сфера, 2012. - 128 c.

2. Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А. И. Иванова. - M. : Сфера, 2010. - 240 c.

3. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л. В. Кокуева. - М. : АРКТИ, 2005. - 248 c.

4. Юшков, А. Н. Загадки природы / А. Н. Юшков. - М. : Речь, Образовательные проекты, Сфера, 2009. - 176 c.

































Приложение 9

Живой уголок в нашей группе. Трудовая деятельность - помощь воспитателю: полить цветы, протереть пыль с листьев, побрызгать водой (фото)








Приложение 10

Дидактическая игра «Назови ласково»

Дидактические игры для детей

1. Дидактическая игра: «Отгадай!».

Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.

2.  Дидактическая игра: «Собери цветок».

Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.
Воспитатель: - Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.
Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: - Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк. Ребёнок получает карточку и составляет цветок.

3 . Дидактическая игра: «Собери букет».

Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете. Например: - У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы.

4 . Дидактическая игра: «Назови ласково».

Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».  Например: - Цветы – цветочки.
Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты и т. д.

















Приложение 11

Рисование на асфальте мелом «Цветы» (фото)














































Приложение 12

Конструирование «Построй цветок из конструктора». Самостоятельная игровая деятельность во второй половине дня (фото)

Приложение 13

Лэпбук «Зелёная аптека» (фото)









Приложение 14

Раскраски «Полевые цветы» из лэпбука «Зелёная аптека» (фото)



















Приложение 15

Дидактическая игра (разрезные картинки) «Сложи цветок» из лэпбука «Зелёная аптека» (фото)





















Приложение 16

Экскурсия «Летний сад» на территории кукольного театра. Приобщение детей к труду. Помощь сотрудникам кукольного театра в поливке цветов (фото)





















Приложение 17

Палочки Кьюзинера «Собери волшебный цветок» (фото)



Приложение 18

Пальчиковая гимнастика. Цветы «Ромашка» (фото)

Пальчиковая гимнастика «Ромашка»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.


Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки          (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

















Приложение 19

Коллективная аппликация из гербария с использованием пластилина «Букетик для мамы» (фото)











Приложение 20

Мультфильм «Цветик – семицветик» (фото)





























Приложение 21

Чтение сборника «Ботанические сказки» о цветах и растениях в увлекательной форме

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» (МА ДОУ № 29) 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Чапаева, 10 электронный адрес[email protected] телефон 834384 (32277) сайт https://29kt.tvoysadik.ru/



Сборник «Ботанические сказки» о цветах и растениях в увлекательной форме для детей дошкольного возраста


(для проекта «Цветы волшебной красоты»)


Составитель: воспитатель 1квк

Пономарёва Юлия Анатольевна,

Колчанова Алина Максимовна



г. Краснотурьинск

2022

Приложение 22

 

Сюжетно - ролевая игра «Цветочный магазин» для детей пятого года жизни

Цель: приобщение детей действовать согласно принятой на себя роли; умение формировать и развивать игровой сюжет; учить создавать игровое пространство.

Задачи:

  • формировать навыки культурного поведения в общественных местах,

  • запоминать названия цветов,

  • воспитывать бережное отношение к цветам,

  • воспитывать уважение к труду взрослых.

Подготовка к игре:

Рассматривание иллюстраций растений, изучение их названий, беседы о цветах, рассматривание искусственных цветов и посевного материала, просмотр презентаций о растениях.

Игровой материал: искусственные цветы; вазы для цветов; «деньги» и «пластиковые карты»; игрушечная касса.

Воспитатель рассказывает детям, что мы хотим сделать сюрприз для мам и нам нужно приготовить для них подарки. А самый лучший подарок для женщин – это цветы. Цветы разнообразны. Они растут повсюду — в садах и огородах, на городских клумбах и в лесах, полях, на берегах рек и озер. Селекционеры вывели огромное количество декоративных цветов, поражающих своими расцветками, ароматами и формой цветков.

Для детей дошкольного возраста еще сложно составлять цветочные композиции, они еще не ориентируются в ценах, но сколько восторга в глазах, когда они подходят к кассовому аппарату и рассчитываются за свой товар! А потом уже «доигрывают» ситуацию, подарив купленный букет девочке, исполняющей роль мамы.







Приложение 23

Акварисование на асфальте «Цветы» (фото)



































Приложение 24

Совместная деятельность с музыкальным руководителем Егоровой Светланой Евгеньевной: игра - хоровод «Цветики в букетиках» в берёзовой роще - автор Егорова С. Е.; танец «Подсолнушки под солнышком» автор Егорова С. Е., сопровождение - русская народная мелодия «Во саду ли» (фото)

Игра - хоровод «Цветики в букетиках» в берёзовой роще



































Танец «Подсолнушки под солнышком»























Приложение 25

Работа с родителями - фотовыставка «Дети – цветы жизни» (фото дети и фото дети – родители)













Приложение 26

Папка передвижка для родителей «Интересные факты о цветах»













Приложение 27

Раскрашивание «Цветы вокруг нас» (фото)







































Приложение 28

Творческие работы детей (индивидуальная и коллективная). Выставка художественно – эстетической деятельности «Цветочная фантазия»




Приложение 29

Консультация для родителей

«Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»

 

            Воспитание высокой ответственности за сохранность природных богатств, разумное их использование и умножение - долг каждого гражданина. Очень важно с самого раннего детства ввести ребенка в мир природы, научить любить ее и бережно к ней относиться: беречь растения у себя на участке, в парке, в лесу, заботиться о животных, охранять природу. Заботиться об охране природы должен каждый человек на земле. Потому что мы не отделяемая часть её, притом ещё и разумная!

            Мы должны научить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Задачи воспитания усложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. Вероятно, в таких случаях нужно говорить: «Хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных и т.д. Вот вы дети молодцы, так делать не будете». Осознанно правильное отношение к природе строится на понимание связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания, зависимости жизни и состоянии организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека.

            Исходным звеном воспитания осознанно правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний. Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы.

            При общении ребят с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой – проявляют жестокость, равнодушие. Почему это происходит? Дело в том, что ребенок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, птичку или котенка. Ему обязательно нужно завладеть ими. Это часто ведет к тому, что дети наносят вред природе, и никакие объяснения взрослых не помогают. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. У детей еще не развито умение обращать внимание на состояние объектов живой и неживой природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней, приучать их любить и охранять природу, формировать сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы.

            Ребёнку необходимо живое общение с растениями и животными, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д. имеют второстепенное значение. Его задачи заключаются в том, чтобы расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Каждый человек независимо от возраста должен рачительно и бережно относиться к природе.

            В связи с этим перед нами взрослыми, знакомящими детей с природой, ставятся следующие задачи:

- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.

- Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края.

- Формировать бережное отношение к природе, стремиться к ее созиданию.

- Знакомя детей с природой, мы должны не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.

            Как только малыш самостоятельно выйдет за порог, он изучает окружающую природу всеми органами чувств. С этого момента полезно родителям быть предельно внимательными к вопросам безопасности ребенка. Так как мир вокруг нас волшебен и прекрасен, так же он и может быть опасным. Позиция взрослого должна быть достаточно активной, чтобы удовлетворить пытливый ум ребёнка.

            Родитель должен быть добрым наставником и активным рассказчиком. Ваши активные объяснения, беседы, наставления должны подкрепляться личным примером. Потому что ребёнок формирует модель поведения – отношения, к окружающему миру наблюдая за вами, копирует ваше поведение! В воспитании так же приветствуется единство требований всех участников процесса (т. е. все члены семьи должны разделять ваши взгляды в воспитании). Так же необходимо учитывать индивидуальный возрастной подход (т. е. объяснять ребёнку нужно понятными для него словами).

            Проявляйте достаточную твёрдость и обоснованность в своих объяснениях в процессе воспитания, тогда увидите результат. Бережное, тактичное общение с природой следует удовлетворять с учётом времени года. Рекомендуется совершать совместные прогулки в парк, лес, поле, к водоёму. Совершая прогулки, одевайтесь по погоде и не оставляйте после себя мусор!

Летом:

• Можно наблюдать за многообразным цветением клумбы в летний период. Рассматривать вновь распустившиеся цветы, напоминать детям о необходимости аккуратного обращения с украшением земли.

• В ходе совершения трудовых действий на клумбах и огородах, прививать заботливое отношение к цветам и растениям (поливать, рыхлить почву, прореживать растения, пересаживать, создавать затенения от активного солнца).

• В это время года, можно легко наблюдать за жизнью насекомых. Рассказывать ребёнку о многообразии, строении, приспособительных особенностях, пользе, вреде, чудесах превращения.

• Совершая прогулки, можно понаблюдать за птицами и их потомством. В засушливое время можно для птиц изготовить поилки и следить за их состоянием.

• Полезными будут так же наблюдения и за животными. Обращать внимание на то, как ведут себя животные в жаркое время года, как они выглядят, что едят и т. д.

• Совершая прогулки, помните о безопасности, не допускайте перегрева на солнце, пусть общение с животным миром не будет излишне настойчивым с вашей и ребёнка стороны.

• Помните, что человек – самое совершенное творение природы. В его силах сохранить и приумножить всю красоту окружающего мира!

• Давайте будем жить в дружном согласии с природой. Охранять и бережно относиться к её дарам!

Осенью:

• Проводите наблюдение за семенами их разнообразием и приспособлению к распространению в природе. Бережно обращайтесь с семенами, храните их в закромах в соответствии с правилами хранения.

• Наблюдайте за погодой. Объясните, что нет плохой погоды в природе. Что выпадающие осенью осадки необходимы земле для насыщения её влагой.

• Наблюдайте за деревьями. Объясните, что деревья готовятся ко «сну» и поэтому сбрасывают листья, если они этого не сделают, они зимой погибнут. Формируйте способность воспринимать красоту природы, развивайте желание радоваться и удивляться в процессе общения с природой, учите замечать красивое в окружающем мире.

• Проявляйте заботу о многолетних растениях, укрывайте опавшими листьями корни деревьев и кустарников.

• Изготавливайте и развешивайте кормушки для зимующих птиц, проводите постоянный патронаж птиц в холодное время года.

• Объясните ребёнку, что животных в осеннее время беспокоить нельзя, в это время у животных снижается активность, нужно проявлять внимательное отношение к ним, не шуметь в лесу, парке, на водоёме. Шумные действия могут спровоцировать агрессивное поведение у животных.

Зимой:

• Проводите наблюдение за погодой, падающим снегом, красотой зимней природы родного края.

• Объясните ребёнку назначение снега, рассказать детям то, что снег напитывает землю водой и полезными солями. Человек на такой земле сможет вырастить хороший урожай. Земля под снегом отдыхает, становится плодородной.

• Наблюдайте за деревьями в снежном уборе. Участвуйте в совместных рейдах по утеплению деревьев и кустарников снегом, препятствующим замерзанию.

• Ведите систематичное наблюдение за птицами зимой, следите за чистотой кормушек и наполняемостью их кормом.

• Совершайте прогулки в лес, парк, поле. Оставляйте на пнях прикормки для лесных жителей. Ведите себя в лесу тихо. Собираясь на экскурсию, одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.

Весной:

• Рекомендуется наблюдать за погодой весной. Обращать внимание на появление тёплых дней, на то, как пахнет воздух весной, на то, что день стал длиннее, а ночь короче, погода очень переменчивая. Уточнить знания о видах осадков их значении для растений и животных. Во время прогулок одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.

• Совершая прогулки, рассказать ребёнку, что весной природа просыпается от сна, появляются молодые побеги, почки они очень хрупкие и нежные. И рассматривать их можно очень аккуратно, стараться не навредить.

• Пригласить ребёнка рассмотреть появившуюся свежую траву, обратить внимание на её цвет и запах. Объяснить ребёнку, что ходить нужно аккуратно, не топтать её, потому что она является кормом для многих животных, ослабевших после зимы.

• Совершить прогулку можно к цветочной клумбе. Рассмотреть появившиеся цветы на ней. Рассказать ребёнку, что цветы являются украшением нашей земли и безрассудно их рвать нельзя, помимо этого они являются источником питания для многих насекомых. Полезно прививать экологическую культуру в результате совершения совместных, посильных трудовых действий с детьми (высаживание рассады, полив растений, рыхление почвы, подвязывание к опоре и т. д.)

• прогуливаясь по парку, лесу, лугу, объясняйте ребёнка, что животных, пробудившихся от зимней спячки лучше не трогать. Лишнее беспокойство может им навредить и для ребёнка встреча с животным может быть опасной.

• Весна - это время гнездования птиц. Надо рассказывать детям о жизни птиц весной, вести наблюдения за ними. Объяснить, что ломать гнёзда птиц нельзя, шуметь вблизи имеющихся гнёзд запрещено. Так как это может помешать птицам, вывести птенцов и продолжить свой род. Попробовать вместе соорудить скворечники для прилетевших скворцов.

            Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.





Приложение 30

Памятка для родителей

«Беседуйте с детьми о природе»

            Объясните детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.

• Необходимо привлечь их внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, воздуха.

• Необходимо показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.

            Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.

            Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, сохранять и преумножать наши богатства.

            Приучайте детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.

• Учить детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным.

• Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.

• Воспитывайте бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.

            Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей. И времени для этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как встает солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птички, тают сосульки. Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:

• В лесу надо ходить по тропинкам, так как можно наступить на насекомых.

• На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы», и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.

• Нельзя разжигать костры, ломать ветки.

• Нельзя в лесу включать громко музыку, так как можно спугнуть птицу с гнезда.

• Нельзя разорять птичьих гнезд, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.

            Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и- мачеха, валериана, подорожник и другие. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

            Какими будут наши дети, зависит от нас. Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему полюбил природу. Сохранить зелень лесов, полей, солнечный свет и свежий воздух, чистую воду – это значит обеспечить жизнь наших детей, внуков, правнуков. Сберечь наши богатства нам должны помочь наши дети. Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.








Скачать

© 2022 158 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!