Приложение № 1
Игры на развитие логического мышления
«Шахматный мешочек»
В мешочке прячутся все фигуры сразу и по заданию дети по очереди на ощупь ищут определенную фигуру, или достают любую фигуру, называя ее сначала, а затем показывают всем детям.
«Что изменилось»
Расставить на магнитной доске или поставить на столе 5-6 шахматных фигур. Дети закрывают глаза, одна фигура меняется местами. Дети говорят, что изменилось. Если затрудняются, то надо начинать игру с маленького количества фигур, например 3-х – 4-х, затем добавляя по одной.
«Чего не стало?»
Пешки не переставляются, а снимаются с доски совсем (назвать поле, откуда взята пешка).
«Правильно, неправильно»
Расставить черные фигуры в 8-ом ряду или белые фигуры на 1-ой горизонтали. «Правильно ли стоят фигуры?». Дети отвечают, называя, какая фигура стоит не на своем месте и где она должна находиться.
«Найди сходство и разницу»
1 вариант: сравнить по внешнему виду 2 шахматные фигуры, отметить их сходство и различие;
2 вариант: сравнить две фигуры или группу по тому, кто как ходит, например, ладья и ферзь.
«Узнай по описанию»
Отгадать, что это за фигура. Например: «Она ходит и бьет по вертикали и по горизонтали на любое возможное количество клеток. Она не имеет права ходить по диагонали» (ЛАДЬЯ);
«Начинает движение в одном направлении, а заканчивает его в другом. Получается след на доске, похожий на букву «Г» (КОНЬ).
«Шахматная данетка»
Ведущий загадывает фигуру, дети задают вопросы: например, это фигура? Ходит она по диагонали? Это он или она? Стоит он (она) на 1-ой горизонтали? Фигура ходит на одну клетку во всех направлениях. Ведущий отвечает «да» или «нет», пока не отгадают фигуру.
Эстафета: «Кто вперед»
Дети делятся на 2-е команды. На шахматной доске по сигналу «начали» дети бегут и ставят одну фигуру, одна команда – белые, вторая – черные, и так по очереди расставляют все фигуры и пешки. Подвести итог: кто правильно и быстро расставил фигуры, тот победитель.
«Кто в домике живёт»
Дети берут любую фигуру, ставят ее на место и говорят, в каком домике она живёт. Например, белая ладья живет в домике А1, слон живет в домике СЗ.
«Угадай, о какой фигуре я думаю»
Он (конь, ферзь, король, слон) Она (ладья, пешка). Например: «начинает он ходить с белого поля, а попадает на черное...».
«Что лишнее?»
а) Конь, ладья, пешка, слон. (Пешка, все – фигуры, а пешка – нет);
б) Три белые фигуры, одна черная;
в) Три деревянные, одна пластмассовая;
г) Три пешки и ладья и т. д.
«Полна горница»
Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Дети по одной фигуре, называя её, складывают в шахматную доску.