СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение активных форм и методов обучения школьников по граждан-скому воспитанию.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Abstract:  This article says that today content of civic education in school and family is made up of the work of teachers, educators and parents on patriotic education, on forming a culture of interethnic communication, legal culture, education in the spirit of peace and non-violence. The participation of children, adolescents and youth in the activities of children's public associations and organizations plays an important role in the civil development of the personality.

Keywords: civic education, methods, forms, discussion, democratic culture, curriculum, legal culture, citizen, active educational forms of work, state , personal development, independent work, inner freedom, state power.

Просмотр содержимого документа
«Применение активных форм и методов обучения школьников по граждан-скому воспитанию.»

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

Молодыка Валентина Васильевна,

преподаватель истории и Гражданского воспитания

гимназии им. Д. Танасоглу

с. Кириет-Лунга, РМ

e-mail: [email protected]



Abstract: This article says that today content of civic education in school and family is made up of the work of teachers, educators and parents on patriotic education, on forming a culture of interethnic communication, legal culture, education in the spirit of peace and non-violence. The participation of children, adolescents and youth in the activities of children's public associations and organizations plays an important role in the civil development of the personality.

Keywords: civic education, methods, forms, discussion, democratic culture, curriculum, legal culture, citizen, active educational forms of work, state , personal development, independent work, inner freedom, state power.



Воспитание гражданина – самая актуальная и одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

На мой взгляд, основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности, как качества личности, определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. Если первые связывали проблемы гражданского воспитания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданственности.

Национальный куррикулум, регламентирует формирование компетенции для демократической культуры. Это динамический процесс, так как учащиеся постоянно экспериментируют новые и различные контексты, анализируют их и планируют другие.

В соответствии с Кодексом Республики Молдова, образовательный идеал школы состоит в формировании инициативной и способной к саморазвитию личности, которая обладает не только системой знаний и необходимых компетенций для востребованности на рынке труда, но и независимостью мнений и действий, открытостью к межкультурному диалогу в контексте освоенных и мировых ценностей.

Гражданское воспитание также предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Реформирование в настоящий момент системы образования в Республике Молдова, включая содержание предмета «Гражданское воспитание», преследует две главные задачи: с одной стороны, сохранить все лучшее, что было накоплено в теории и практике отечественного образования, а с другой стороны, модернизировать педагогический процесс с учетом мировых социокультурных тенденций и потребностей социального развития страны.

В современных исторических и социально-экономических условиях, отказавшись от излишней идеологизации и мировоззренческого монополизма, схематизма и формализма в педагогическом процессе, а также взяв на вооружение более эффективные образовательные технологии, национальное образование создает новую систему формирования юных граждан средствами учебно-воспитательной деятельности. Определенные шаги в данном направлении уже сделаны, например, пересмотрено содержание учебной дисциплины «Гражданское воспитание», направленное на широкое информирование юных граждан и на развитие эмоциональной сферы их личности. Кроме того, в содержании этого предмета акцент делается на изучении мировых процессов в социально-правовой, культурно-экономической, экологической сферах, что позволяет формировать у подрастающего поколения плюралистическое мировоззрение, критическое мышление, аналитические и коммуникативные умения, которые в своей совокупности выступают основой гражданской культуры растущей личности.

На мой взгляд, использование в гражданском воспитании школьников интерактивных технологий, основанных на рефлексивно-деятельностной позиции всех участников учебно-воспитательного процесса («Желательно. Обязательно. Нельзя», «Визитки», «Пожарник» и др.), способствует формированию у учащихся положительной мотивации к осознанному выполнению социальной роли гражданина, развитию гражданско- патриотической направленности личности подрастающего поколения, активизации жизненной позиции, стимулированию социальной ответственности школьников.

В пособии «Растём в демократии» приводятся примеры различных воспитательных игр.

Например, игра «Мозаика» [2, 109–111], построенная на применении технологий обучения в сотрудничестве, ориентирована на деятельностное освоение теоретического материала (содержания законодательных актов, инструкций и т.п.). Содержание педагогической деятельности при организации игры состоит в том, чтобы продумать мотивацию к данному виду работы, обеспечить благоприятную атмосферу для коллективной деятельности и подготовить учебный материал (разбить его на части, составить вопросы для самоконтроля, продумать форму итогового контроля). В данной игре развиваются ценные гражданские качества личности – ответственность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, а также социально-значимые умения и навыки, лежащие в основе гражданских компетенций, –умение работать с информацией, умение аргументировать свою точку зрения, умение выступать перед слушателями, умение работать в команде и т.д. Кроме того, игра позволяет освоить разные позиции человека в процессе общения (коммуникатора, информатора, аналитика, слушателя, резонера и т.п.), активизирует процесс осознанного освоения новой информации и

самостоятельной, продуктивной работы с ней.

Технологическую основу игры составляют совместные действия всех участников воспитательного процесса, направленные на освоение информации. Все участники делятся на определенное количество групп (как правило, не более пяти) с равным количеством участников. Каждой группе предлагается одинаковый материал для изучения, разбитый на фрагменты (их число совпадает с количеством учащихся в группе). Затем в течение 10 минут каждым участником проводится индивидуальная работа с предложенной частью материала. Далее формируются «экспертные советы» из тех, кто работал с одинаковыми отрывками, для уточнения содержания или обсуждения способов изложения для остальных изученного материала (5 – 7 минут). После чего каждый возвращается в группу (желательно, не свою), где излагает для членов группы свою часть материала в порядке его логического развертывания. Работа продолжается еще 20 – 25 минут. Завершается занятие рефлексией: определяется, чье представление материала оказалось наиболее удачным (доступным, ярким, понятным), с какими трудностями столкнулись учащиеся при изучении (изложении, восприятии) материала.

Использовать эту игру рекомендуется на учебно-воспитательном материале, легко членимом на части, совокупность которых дает новое знание, не выводимое из отдельных фрагментов. К примеру, при усвоении сущности понятия «гражданин», его трансформации в ходе исторического развития

общества школьникам предлагается изучить отрывки из «Словаря живого великорусского языка» В.И.Даля, «Толкового словаря русского языка» под ред. А.И.Ожегова, документы исторической эпохи и т.п.

Как вариант игры при достаточной подготовленности учащихся может применяться внешкольная (домашняя самостоятельная) работа с первоисточниками по отдельному вопросу. Тогда игра начинается с «заседания экспертных советов», а время для их работы увеличивается.

Интерактивная игра «Пожарник» [2, 50–53] способствует обогащению потребностно-мотивационной сферы личности будущего гражданина и включает в себя работу с авторским текстом, описывающим определенную социальную ситуацию. Безусловным достоинством игры является возможность ее применения даже на уроках литературы, иностранного языка при работе с художественными текстами, что существенно сокращает затраты времени, специально отводимого на гражданско патриотическое воспитание учащихся.

Деятельность школьника в рамках данной игры предполагает выбор социальной роли, с позиции которой будет осуществляться анализ социальной ситуации, самоопределение по отношению к изучаемому опыту. Данная игра требует от ученика умения продемонстрировать свою позицию по отношению к анализируемой ситуации, убедительно аргументировав свою точку зрения, но не указать прямо на ту роль, с позиции которой ученик рассматривает чужой опыт. В игре «Пожарник» активную позицию занимают все участники игры, т.к. задачей слушателей является угадывание роли говорящего. Ценность игры состоит в том, что учащиеся активно привлекают для анализа изучаемого

произведения (или социальной ситуации) собственный опыт, а также сведения, известные им из разных отраслей научного знания (истории, культурологи, основ права, психологии, экономики и т.д.). Это создает условия для установления межпредметных связей и систематизации представлений о

сущности социально одобряемого, законопослушного поведения в социуме.

В ходе игры участникам предлагается высказаться об “увиденном” в произведении с позиции определенной роли (инспектора отдела образования, учителя-предметника, социального педагога, психолога, ученика, родителей, уборщицы, повара, завхоза, директора, зам. директора по воспитательной

работе, министра образования, журналиста, студента педагогического университета и т.п.). Нельзя использовать фразы: “Глазами директора я увидел…”, “Как инспектору отдела образования, мне показалось…” и т.д. Главная задача – не раскрыть свою роль. В произвольном порядке высказываются все желающие. На выступление отводится 3 – 5 минут. После каждого выступления слушатели письменно фиксируют роль говорившего и аргументы в пользу своей точки зрения. По окончании коллективно определяется роль каждого из выступавших. Рефлексия результатов и самого процесса игры осуществляется через обсуждение вопросов: Удалось ли вам «вжиться» в свою роль? Почему слушателям (не) удалось вас узнать? Что бы вы изменили, если бы пришлось повторить игру? Больше положительного или отрицательного было увидено в изучаемом опыте?

Обогащению опыта школьников в осуществлении основных видов социально одобряемой деятельности способствует игра «Желательно. Обязательно. Нельзя» [2, 55]. Данная игра позволяет проводить рефлексию индивидуального опыта в гражданско-правовой сфере, активизирует процесс осмысления собственных прав, свобод и обязанностей как гражданина, труженика, семьянина, потребителя; развивает критическое мышление, способности к моделированию собственной деятельности в определенной ситуации, тем самым формируя гражданские компетенции – потенциальные умения, которые учащиеся, став взрослыми, смогут применить в новой ситуации. В ходе игры школьникам предлагается дать развернутый ответ на тему «В нашей школе желательно:…», «В нашей школе обязательно:…», «В нашей школе нельзя:…». (вместо понятия «школа» могут

использоваться «страна», «государство», «регион», и более «житейские» области «магазин», «улица», «квартира» и т.п.). Одним из эффективных способов подготовки подрастающего поколения к

выполнению социальной роли гражданина является деловая игра. Научно доказано (Рольф Голлоб и др.), что деловые игры способствуют повышению мотивации к деятельности, развитию самостоятельности и активности, коммуникативного потенциала, стимулируют формирование конкретных практических умений и компетенций. Моделируя реальную деятельность, деловые игры содействуют формированию и обогащению личностного потенциала (совокупность теоретических знаний в гражданско-правовой сфере, гражданских качеств личности, способов поведения и деятельности), который школьник сможет реализовать в будущем в самостоятельной жизни.

Реализации потребности школьников высказать свою точку зрения, проявить самостоятельность, критичность в оценке ситуации, ответственность в принятии решений способствует проведение деловой игры «Школа как государство». Она содействует освоению школьниками сущности понятий

правовое государство, права, обязанности, социально одобряемое поведение.

Роли распределяются по желанию между участниками: директор школы, его заместитель(и), учителя и учащиеся (по 6 человек), родители (3 – 4 человека), техперсонал (можно выбрать роль уборщицы, повара, завхоза и т.п.). Кроме того, определяется группа наблюдателей-экспертов (не более 3 человек), следящих за ходом развития отношений в игре. Описание ролей дается в письменной форме самими учащимися. Они должны определить свою позицию к предстоящим переменам (сторонник, противник, равнодушный наблюдатель, инициатор-активист и т.п.) и способ ее заявления (разговор в коридоре, по телефону, совещание педагогов, сбор класса). При этом определяются

следующие правила игры.

В школе объявлена подготовка к общему собранию с участием учащихся, педагогов, администрации, родителей, техперсонала, посвященному созданию в учебном заведении собственного государства. Повестка дня собрания может включать такие вопросы:

1) объявить школу «суверенным» государством,

2)избрать символы,

3) определить руководящие органы,

4) разработать и утвердить устав школы,

5) определить направления работы школы.

Среди педагогов и учащихся определились энтузиасты, которые активно пропагандируют проект, и противники, предпринимающие шаги к его запрещению. В ходе подготовки идет борьба идей: необходимо ли заниматься реализацией данного проекта. Стратегией игры выступает необходимость

установить благоприятный микроклимат для введения в учебном заведении отношений между участниками учебно-воспитательного процесса, которые бы имели правовую основу.

Приемом, актуализирующим исследовательскую деятельность учащихся, является создание групповых и индивидуальных проектов по гражданскому образованию (их примерная тематика и подробное описание технологии применения представлены в пособии [1, 16 – 21]).

Одной из активных форм организации работы по гражданскому воспитанию учащихся является ток-шоу, основанное на использовании метода дискуссии, в ходе которой важным является обозначить различные точки зрения на какую-либо проблему, но не ставится задача прийти к ее однозначному разрешению. В коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются основные нравственные принципы, соотносятся нравственные ценности участников дискуссии с общечеловеческими ценностями; кроме того, у участников развиваются ораторские способности, совершенствуются коммуникативные навыки (умение понять и принять точку зрения Другого, высказываться перед аудиторией и т. д.). Именно поэтому ток-шоу является одной из самых эффективных форм гражданского образования школьников.

Можно предложить следующие темы для проведения ток-шоу в рамках гражданского воспитания: «Каким должен быть законопослушный гражданин?», «Где взять карманные деньги?», «Отцы и дети», «Мы и культура» и др. Технологическая цепочка подготовки ток-шоу выглядит следующим

образом.

1. Ведущий знакомит учащихся с темой ток-шоу, представляет участников.

2. Ведущий напоминает правила ведения дискуссии (с уважением относимся друг к другу; чтобы высказаться, поднимаем руку; порядок выступления определяет ведущий; свое мнение или позицию следует аргументировать фактами, примерами из жизни, литературы, фильмов и т. д.;

признаем право каждого иметь свое особенное мнение; обсуждаем точки

зрения и взгляды, а не личности).

3. Выдвигается проблема обсуждения (ситуация нравственного выбора).

4. Ведущий предоставляет слово одному из участников дискуссии.

5. Идет обсуждение проблемы, направляемое вопросами ведущего. В ходе дискуссии происходит коллективный анализ ситуации (выявление субъектов ситуации, анализ их целей, мотивов поведения, выявление проблемы или конфликта, выдвижение гипотез решения нравственной проблемы, анализ различных вариантов и способов разрешения ситуации, поиск оптимального

нравственного решения проблемы).

6. Подведение итогов дискуссии.

Таким образом, результаты ряда исследований и анализ практики преподавания гражданского воспитания школьников позволяют делать вывод о том, что наиболее эффективными способами и средствами воспитания в данной сфере выступают формы и методы, основанные на диалогических, рефлексивно-деятельностных, исследовательских технологиях. При этом важными условиями организации гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения выступают:

1) применение разнообразных форм и методов работы со школьниками (коллективных, групповых, индивидуальных);

2) повышение научно-теоретического уровня педагогов в данной сфере;

3)комплексное использование активных учебных и внеучебных форм и методов

воспитания и обучения;

4) включение учащихся в социально значимую работу гражданско-патриотической направленности на основе принципов самоуправления.

Литература

1. Захарова С.Н. Гражданином быть обязан. Основы гражданского

образования: Методические пособие / Под науч. ред. О.Л. Жук. – Минск:

Пачатковая школа, 2003. – 96 с.

2. Инновационные методы в гражданском образовании / Величко В.В.,

Карпиевич Д.В., Карпиевич Е.Ф., Кирилюк Л.Г. – Минск: Медисонт, 1999.

3.Растём в демократии: Планы уроков повопросам демократической гражданственности и правам человека / Рольф Голлоб и Вильтруд Вайдингер, 2011

4. Куррикулум по Гражданскому Воспитанию.-Кишинёв 2018.

5.Кодекс об образовании Республики Молдова (№152 от 17 июля 2014 года).









4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!