Применение дыхательной гимнастики на занятиях
физической культуры
Проведение дыхательной гимнастики со студентами позволяет не только достичь повышения резистентности организма, но и способствует укреплению дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению деятельности сердечнососудистой системы.
Занятия могут проводиться инструкторами СМГ или преподавателями физкультуры, прошедшими обучение по методикам дыхательной гимнастики. Занятия рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю в облегчённой одежде в хорошо проветренном помещении. Температура воздуха должна быть не выше 17°С, время занятий - утренние часы, не ранее чем через час после приёма пищи. В зависимости от возраста продолжительность занятий составляет 10-12, максимально - 30 минут.
Наиболее частая модификация дыхательной гимнастики - упражнения с удлиненным и усиленным выдохом: произношение гласных букв (ааа, ууу, ооо); шипящих (ш, ж) и звуков (ах, ух, ох) на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих физических упражнений. Дыхательные упражнения с произношением звуков желательно проводить в игровой форме (жужжание пчелы, рев самолета, стук колес поезда и т. д.)| Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений составляет 2:1. Нагрузка на занятиях постепенно увеличивается за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. В комплекс упражнений входит надувание резиновых мячей или игрушек в заключительной части занятия. Надувание следует начинать с 3-4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2-3 выдоха на каждом последующем занятии, до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы обучающийся производил вдох только через нос.
Примерный комплекс упражнений, который может включаться в занятия
м | Содержание занятия | Дозировка | Методические указания |
1 | Спокойная ходьба по залу. | 1 мин. | Дыхание через нос, соблюдение правильной осанки. |
2 | Бег «самолетики» -руки разведены в стороны на уровне плеч. | | Время бега увеличивается на каждом занятии: от 8-10 с до 1 мин. За 10-15 с до окончания бега темп постепенно замедляется. При беге произносится звук «У-У». |
3 | Ходьба по скамейке. | 1-2 раза | Поддерживать ребенка за руки, в конце скамейки - спрыгивание. |
4 | И.П. - ноги на ширине плеч, руки на поясе -наклоны в стороны: вправо - «тик», влево - «так» («часики»). | 4-5 раз | Громкое произношение слов, следить за правильной осанкой. |
5 | Произношение звуков и слогов - дыхание через одну ноздрю: - дует ветер - «фу» (тихо, сильно); - жужжит жук -«жжж»; - поет петух - «ку-ка- | 2 раза 2-4 раза | Ребенок указательными пальцами поочередно закрывает ноздри. Следить за правильной осанкой. Сидя на стульчиках, руки на коленях. |
| ре-ку»; - лает собака - «гав-гав-гав». | | |
6 | Перешагавание через палку. | 1-2 раза | Палку держать на высоте 40-50 см от пола. |
7 | Приседание («маленькие - большие»): «маленькие» - присесть, руками обхватить колени; «большие» -встать, руки поднять вверх над головой. | 3-5 раз | При приседании произносится слог «ах», поднимаясь - «ох». |
8 | Бросание мяча в обруч. | 2-3 раза | Держать обруч на высоте роста ребёнка на расстоянии 1 метра от него, ребёнок бросает мяч двумя руками. |
9 | Подтягивание на руках вдоль гимнастической скамьи. | 1-2 раза | Подтягивание производится лёжа на животе, голова приподнята. |
10 | Подлезание под скамейку. | 1-2 раза | |
И | Имитация движений косца. | 3-4 раза | Следить за осанкой, на выдохе произносится слог «жух». Упражнение проводится в правую и левую стороны. |
12 | Надувание резиновых игрушек или мяча (сидя на стульчиках). | 1 раз | Вдох через нос. Производится постепенно, начиная с 3-4 выдохов. |
13 | Малоподвижная игра. | | 1 |
| | | | | | | |
Вторая модификация дыхательной гимнастики представлена методикой А.Н. Стрельниковой. Методика построена на особом вдохе через нос, при котором происходит раздражение обширной зоны рецепторов на слизистой оболочке носа, находящихся в рефлекторной связи со всеми человеческими органами. Под благотворное воздействие гимнастики попадают все физиологические процессы организма. Она восстанавливает функции голосового аппарата, улучшает работу сердца, органов пищеварения, укрепляет сосуды, опорно-двигательный аппарат.
Правила исполнения:
1. Думайте только о вдохе носом, тренируйте только вдох. Вдох -шумный, резкий и короткий, как хлопок в ладоши.
2. Воздух при выдохе должен уходить из груди самостоятельно, естественно - через рот. Не задерживайте и не торопите выдох. Вдох - предельно активный (носом), выдох - абсолютно пассивный (через рот).
3. Вдох делается одновременно с движениями.
4. Все вдохи-движения делаются в темпе строевого шага или, если вам это удобнее представить, в темпе работы здорового сердца (72-80 ударов в минуту).
5. Счет в гимнастике идет только на восемь. Считать мысленно, не
Упражнение «Насос». Исходное положение: встаньте прямо, ступни расположены чуть уже ширины плеч. Сделайте легкий наклон вперед (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно резкий, короткий вдох носом. Вдох должен завершиться в самой нижней точке поклона. Выпрямиться, но не полностью, и снова поклон и короткий шумный вдох. Представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, слишком низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс Спина круглая (а не прямая), голова опущена. «Накачивать шину» нужно в темпе строевого шага. Подряд сделайте 4 резких, шумных вдоха носом («шмыгнуть» 4 раза). Затем опустите руки и отдохните 3-4 секунды - пауза. Еще сделать 4 коротких и шумных вдоха и снова пауза. Выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно (пассивно) через рот. Потом сделайте уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды, и снова 8 вдохов-движений. На следующем этапе переходите к схеме: 16 вдохов-движений - отдых 3-4 секунды и 16 вдохов-движений. Норма: «прошмыгайте» 6 раз по 16.
Упражнение «Насос» очень результативно, часто останавливает приступ бронхиальной астмы, сердечный приступ и припадки, связанные с поражением печени.
Упражнение «Обними свои плечи». И. п.: руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. «Бросайте» руки навстречу друг другу пружинисто, до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым «объятием» «шмыгайте» носом. Руки в момент объятий идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (все равно, какая рука сверху - правая или левая), широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив упражнение, в момент встречного движения рук можно слегка откидывать голову назад (вдох с потолка). Норма: 3 раза по 32 вдоха-движения. После каждых 32 вдохов-движений отдых 3-4 секунды.
Упражнение «Кошка». И. п.: встаньте прямо, ступни расположены чуть уже ширины плеч (ступни в этом упражнении не должны отрываться от пола). Сделать легкое, по-кошачьи мягкое, танцующее приседание и одновременно с ним поворот туловища вправо - резкий короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево, и тоже короткий шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят сами собой. Колени слегка сгибаются и выпрямляются (приседания пружинистые, глубоко не приседать). Руки делают хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот делается только в талии. Выполнять подряд 32 вдоха-движения. Затем отдых 3-4 секунды и снова 32 вдоха-движения. Норма: сделать 3 раза по 32 вдоха-движения.
Упражнение «Голова-маятник». И. п.: встаньте прямо, ступни расположены чуть уже ширины плеч, руки опущены вдоль туловища (основная стойка). Поверните голову вправо - сделайте шумный, короткий вдох носом. Затем поверните голову влево - опять «шмыгните» носом. Вдох справа, вдох слева. Посередине фазы движение головы не задерживать, шею не напрягать, вдох не тянуть. Помните! Воздух при выдохе должен уходить самостоятельно через рот. Норма: «прошмыгайте» носом 3 раза по 32. После каждых 32 вдохов-движений отдых 34 с.
Упражнение «Китайский болванчик». И. п.: основная стойка. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) - резкий, короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) - опять вдох. Вниз - вверх, вдох с пола, вдох с потолка. Воздух при выдохе должен успевать уходить самостоятельно (пассивно), не задерживайте и не выталкивайте выдохи. Норма: 3 раза по 32 вдоха.
Упражнение «Рок-н-ролл». И. п.: основная стойка. Поднимем левую ногу, согнутую в колене, вверх до уровня живота (голень - под прямым углом к полу, носок тянуть вниз, как в балете). В этот момент легко приседаем на правой ноге и делаем шумный, короткий вдох носом. После приседания обе ноги на одно мгновение выпрямляются, занимая исходное положение. Затем поднимаем вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой ноге слегка приседаем и шумно «шмыгаем» носом. Левое колено вверх - исходное положение, правое колено вверх - исходное положение. Нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимается вверх до уровня живота. Можно одновременно с каждым приседанием и поднятием согнутого колена делать легкое встречное движение кистей рук на уровне пояса.
Можно рекомендовать учителям в середине урока сделать перерыв и 2-3 минуты «пошмыгать» с учениками «по-стрельниковски» носом. Сразу же повысится работоспособность, легче будет усваиваться материал/