Применение информационно-коммуникационных технологий: из опыта работы.
Автор: Кулакова С.В.
В жизни современного общества информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают значительное место. Цифровая эра требует от выпускников школ не только новых умений, но и другого подхода к организации обучения.
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. В этой связи учителю необходимо по-новому организовать учебный процесс, уметь эффективно использовать ИКТ в интересах учащихся и учебного сообщества в целом.
В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. Они помогают учителю индивидуализировать и дифференцировать подачу и отработку учебного материала, тем самым осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении.
В своей практике на уроках немецкого языка я использую созданные мной мультимедийные презентации с аудио- и видеоматериалом. Это позволяет разнообразить уроки, внести в них яркость, погрузить ребят в реальные и воображаемые ситуации. Рисунки, фотографии, необходимые для уроков я подбираю, пользуясь ресурсами Internet.
Кроме того, большой популярностью у обучающихся пользуются онлайн словари: слово можно не только перевести, но и послушать, а также познакомиться с большим количеством примеров употребления слова.
ИКТ я использую на различных этапах урока: при объяснении нового материала, при закреплении полученных знаний, при проверке домашнего задания. Например, с помощью приложения Google-Презентации создаем с обучающимися совместные презентации. Данное приложение подходит для работы в парах или группах в режиме онлайн при обучении в сотрудничестве. Можно самим определить, кому разрешить редактировать файл, а кому – только просматривать его или оставлять комментарии. При этом участники работы могут выполнять однотипные задания, контролировать друг друга, а также выполнять отдельные этапы общей работы. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования техники и соответствующих информационных технологий.
Для обучающихся применение ИКТ на уроках не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей, повышает их мотивацию к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательной активности учащихся, формирования у них навыков работы с информацией.
Для повышения мотивации обучающихся в своей работе использую следующие платформы и ресурсы:
1. Платформа LearningApps: приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр. В LearningApps.org можно работать самостоятельно - создавать задания, или выполнять упражнения, подготовленные учителем, результаты выполнения заданий отражаются в аккаунте учителя. Данный сервис подходит для тренировки лексики или грамматики.
2. Power Point: мультимедийные презентации позволяют повысить информативность и эффективность урока при объяснении или повторении материала (например, презентации «Повторение изученного», «Достопримечательности стран изучаемого языка», «Известные люди» и др.).
3. Работа на платформе Learnis (создавала квесты «Выберись из комнаты» для учеников 2 классов; ребята с интересом проходили квесты, некоторые с помощью родителей попытались составить ответный для меня);
4. Не так давно открыла для себя платформу ВЗНАНИЯ. Данное приложение замечательно подходит для отработки слов по теме. Слова не просто собраны в урок, все слова можно послушать, выучить перевод, написать, соотнести с переводом, и только после прохождения отработки слов учащийся будет допущен программой к тесту по словам.
5. Использую интерактивную рабочую тетрадь Skysmart, в которой ребята выполняют упражнения в соответствии с темами учебника, а учителю приходит итоговый результат;
6. Использую в своей работе и сервис Google: через Google аккаунт можно создать свой канал и выкладывать свои видео на You-Tube, создавала Google формы для контроля усвоения материала.
7. You-Tube как отдельный источник готового материала на языке: видеоролики с объяснением грамматики в интересной форме, материалы по страноведению, песенки для малышей и многое другое.
Кроме того, я создала свой блог, где давала детям задания во время обучения с применением дистанционных технологий. Как правило, очень важным подспорьем в изучении иностранного языка является аудио. Но к сожалению, возможности электронного журнала ограничены в отличие от Google- диска. Очень удобно выкладывать на своей страничке ссылки на дополнительные ресурсы, ссылки на документы на моем Google- диске.
В случае невозможности очного общения использую Skype и WhatsApp. Через Skype можно проводить индивидуальные консультации. В WhatsApp дети присылают голосовые сообщения и записи чтения текстов. Ответным сообщением высылаю им комментарии к ответам.
ИКТ являются огромным подспорьем в работе учителя. Это и экономия времени при подготовке к уроку, и возможность быть в курсе новой информации, и формирование у обучающихся метапредметных умений, и еще один повод для более тесного общения с обучающимися. Современная молодежь обучается легко и непринужденно в том, что касается техники и интернета. Часто в ситуации, когда открываю для себя что-то новое и хочу изучить это более детально, находятся ребята, которые уже владеют этой информацией или этим умением. Они с удовольствием рассказывают, как можно легко и быстро воспользоваться нужным мне ресурсом или программой.
Считаю, что информационно-коммуникационные технологии – одни из самых популярных в работе учителя. С удовольствием применяю их в своей работе и с их помощью открываю для себя все новые источники вдохновения к своей работе и к общению с учениками и коллегами.
Таким образом, Использование на уроках ИКТ, позволяет разнообразить процесс обучения. Учебный материал можно представить более наглядным и доступным для восприятия учащимися.
Современная система образования появилась и менялась под влиянием перемен в обществе. На сегодняшний день, благодаря наличию многих информационных технологий, жизнь многих людей стала намного проще, и, главное – удобнее.
Список источников:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/931908
Расулова, М. Ж. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка / М. Ж. Расулова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 91-92. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2885/ (дата обращения: 07.09.2021).