СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение ИКТ на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается об основных возможностях применения ИКТ в педагогической деятельности учителя музыки.

Просмотр содержимого документа
«Применение ИКТ на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

Н.С. Щеглов, учитель музыки

МБОУ «Лицей села Хлевное»


Применение ИКТ на уроках музыки и во внеурочной деятельности.


Процесс информатизации и компьютеризации общества трансформировал привычные представления об образовании и раскрыл необходимость новых подходов связанных с образованием и воспитанием подрастающего поколения. Стратегическое значение современных информационных технологий, применяемых в области образования неоспоримо. Компьютерные технологии являются эффективным педагогическим инструментом, влияющим на структуру и динамику познавательной активности учащихся.

ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и видеоизображение, и анимация, и звук, и возможность интерактивного общения с пользователем. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционный урок, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес к предмету Музыка.

Применение ИКТ на уроках музыки способствует:

  • формированию учебно-познавательной компетенции;

  • формированию информационной культуры;

  • развитию экспериментально-исследовательской деятельности;

  • развитию творческих способностей и интереса детей к музыкальному искусству;

  • в интенсификации учебно-воспитательного процесса (повышению эффективности, обеспечению мотивов познавательной деятельности, углублению межпредметных связей);

  • выполнению социального заказа (формированию компьютерной грамотности).

Для эффективного преподавания музыки учителю необходимо широко использовать аудиозаписи, видеофрагменты концертных выступлений выдающихся музыкантов, цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы и приложения, мультимедийные презентации, электромузыкальные инструменты (например, синтезатор) и т.п.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам являются мультимедийные презентации, без которых не обходится ни один урок музыки. С английского «презентация» - переводится как «представление». Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Основными требованиями к содержанию и оформлению презентации являются:

  • соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;

  • соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);

  • достоверность представленной информации, отсутствие фактических ошибок;

  • читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);

  • сжатость и краткость изложения при максимальной информативности текста;

  • завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);

  • объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;

  • правильное расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);

  • наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;

  • использование психологически комфортного для фона слайда;

  • информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.

Урок музыки подразумевает различные виды деятельности. Использование ИКТ при этом позволяет существенно экономить время, делая процесс музыкального исполнительства гораздо более интересным и увлекательным. Так одним из способов знакомства с элементами музыкальной грамоты является игра на детских шумовых инструментах. Детям очень нравится играть в оркестре, ориентируясь на нотную запись, а также схематичные изображения начала и окончания ритмических фраз шумовых инструментов изображаемых на экране.

Применение ИКТ позволяет проводить с ребятами интересные дидактические игры «Угадай ноту», «Найди ноту на клавиатуре фортепиано», «Угадай песню» и другие. Такие виды деятельности на уроке позволяют в игровой форме дополнить и закрепить знания школьников в области нотной грамоты и способствовать развитию их музыкального слуха и логического мышления.

Для более наглядного анализа качества исполнения ребятами отдельных нот можно воспользоваться мобильным приложением «Хроматический тюнер», показывающим степень точности исполнения нот, а также демонстрирующим график звуковысотных движений певческого голоса. Если вывести изображение с экрана смартфона на проектор, можно устроить мини-соревнование (обязательно в доброжелательной и подбадривающей атмосфере), позволяющее выбрать победителя, которому удастся наиболее чисто исполнить отдельный звук или несложную мелодию.

Помимо мультимедийных презентаций и видеороликов, особое место в процессе подготовки учителя музыки к предстоящим урокам занимают программы для редактирования аудиоматериалов. В процессе разучивания песен на уроках музыки детям нравится исполнять их не только под живой аккомпанемент учителя, но и под звучащую фонограмму. Умение петь под фонограмму (без записанного заранее голоса) – это отдельный певческий навык, который также следует развивать, воспитывая в детях умения: начинать и заканчивать музыкальные фразы вовремя, петь в соответствии с темпом записанной музыки, обращая внимание на партии ударных инструментов, не забывать об эмоциональной выразительности исполнения. Иногда из-за отсутствия в сети Интернет готовых качественных фонограмм, учителю приходится записывать их самостоятельно.

Для записи музыкальных фонограмм я пользуюсь бесплатной программой “Cocos–Reaper ”. Программа позволяет записывать фонограммы любой сложности со звучанием как «живых», так и электронных музыкальных инструментов, в том числе производить запись и обработку вокала.

Зачастую при исполнении песен под аккомпанемент фонограмм, скачанных из сети Интернет, у обучающихся возникают сложности процессе исполнения мелодий. Связано это обычно с несовпадением диапазона певческих голосов обучающихся и тональностью фонограммы, записанной под потребности певца-профессионала. Изменить тональность и темп фонограммы можно также с помощью программы Cocos – Reaper.

Для того чтобы обучение музыке было более осмысленным, на уроках музыки мы с ребятами часто обращаемся нотной записи, элементы которой вывожу на экран в процессе исполнения лёгких попевок, подготавливающих голосовой аппарат к последующему разучиванию и исполнению песен. Для создания нотных примеров в качестве демонстрации на уроке учитель может воспользоваться редактором нотного текста, например бесплатной программой “MuseScore”.

Важным элементом подготовки к занятиям школьного вокально-инструментального ансамбля является написание музыкальных партитур. Все произведения мы стараемся исполнять в их оригинальном варианте (как они звучат в записи). У каждого участника ансамбля есть своя музыкальная партия. Сложение всех партий вместе и создаёт общее звучание. Следовательно, перед руководителем ансамбля стоит ещё одна задача, создание доступной для исполнения партитуры (аранжировки песни) и разучивание инструментальных партий отдельно с каждым учеником.

Нотные редакторы позволяют записать и прослушать как партию каждого отдельно взятого инструмента, так и всю аранжировку песни. При желании, звучание любого отдельного инструмента можно записать в виде музыкального файла или в виде в формате MIDI (электронных нот, на которые можно будет в дальнейшем наложить тембр любого другого музыкального инструмента). Все гитарные партии прописываются не только в нотном, но и в табулатурном варианте, что заметно упрощает разучивание муз. произведений, помогая ребятам тем самым быстрее находить нужные ноты на грифе гитары.

На существующих в интернете тематических сайтах можно найти уже готовые варианты аранжировок, но в подавляющем большинстве случаев звучат они не совсем качественно, т.к. написаны в большинстве своём музыкантами-любителями. Поэтому скачанную партитуру зачастую приходится редактировать и «доводить до ума», учитывая исполнительские возможности подросткового коллектива.

В современном информационном пространстве сегодня можно найти большое количество мобильных приложений, полезных гитаристу. На смартфонах всех моих воспитанников установлено приложение GuitarTuna, позволяющее быстро и качественно настроить гитару, а также «Метроном», помогающее развивать навыки ровной ритмичной игры.

Игра на гитаре требует много времени для самостоятельной работы, поэтому для своих воспитанников на своем сайте я создал специальную страничку со ссылками на видеоуроки и скачивание самоучителей игры на гитаре. Кроме того, необходимые пояснения, ноты и примеры звучания произведений для коллективного разучивания я также выкладываю в группе ВКонтакте. В обсуждениях группы обучащиеся предлагают и свои варианты произведений для разучивания.

Прошедший период санитарных ограничений позволил существенно расширить возможности взаимодействия педагогов и учеников и в дистанционном формате. В тот непростой период одним из способов проверки качества знаний обучающихся стали онлайн-тесты, содержащие большое количество музыкальных произведений, интересных фактов из жизни композиторов, а также изображений-подсказок, помогающих в случае затруднений направить мысль обучающегося по верному пути и создать тем самым ситуацию успеха.

Данные тесты размещались мной на различных интернет-площадках. Одной из них стал сайт https://onlinetestpad.com/ru имеющий интуитивно понятный и дружелюбный интерфейс. Сайт позволяет создавать не только тесты, но и опросы, кроссворды, интерактивные логические игры и многое другое. На сайте можно найти большое количество уже готовых заданий по всем предметам. Ресурс позволяет полностью автоматизировать процесс проверки заданий. После прохождения теста ученик получает оценку автоматически без участия учителя и может ознакомиться со всеми своими правильными и неправильными ответами. Учителю остаётся лишь зайти на платформу и переписать оценки учеников в электронный журнал.

В дальнейшем для работы с обучающимися я пользовался такими платформами как «Сберкласс» и «ЯКласс». Ссылки на задания размещались мной в электронном журнале, а также пересылались ребятам через Мессенджер ВКонтакте. Практика показала, что не всем обучающимся было удобно пользоваться интернет-ресурсами с необходимостью регистрации. Ребята часто забывали пароли, испытывали сложности с доступом к учебным материалам. На этот случай в электронном журнале мной размещалась дополнительные альтернативные ссылки на тесты, созданные с помощью «Яндекс-форм». С помощью сервиса результаты тестирования обучающихся автоматически записывались в отдельный Exel-файл, который в дальнейшем было удобно анализировать.

Помимо электронных тестов в электронном журнале мной размещаются ссылки на различные интернет-ресурсы, позволяющие расширить и закрепить знания, по пройденным темам. Среди них: «Российская электронная школа», «Культура РФ» и др.

Таким образом, использование ИКТ на уроках музыки помогает реализовать на практике идеи, способствующие эффективному решению образовательных задач, вывести обучение на качественно более высокий уровень. Применение информационных коммуникационных технологий в музыкальном обучении помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, способствуя развитию музыкальной культуры школьников.

2