Применение информационной образовательной среды в формировании профессиональной компетентности выпускника колледжа
Молдабаева Меруерт Набиевна
Актюбинский политехнический колледж, г.Актобе
В условиях глобальной информатизации важнейшим фактором общественного развития и средством повышения результативности всех сфер деятельности, включая образование, выступают информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), направленные на создание, сохранение, переработку и обеспечение эффективных способов предоставления информации потребителю. Как следствие, одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которое заключается в обеспечении данной сферы образования теорией и практикой использования и создания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на достижение психолого-педагогических целей обучения и воспитания студентов.
Информатизация образования позволяет решать ряд принципиально новых задач. В частности, «изучение явлений и процессов в микро- и макромире; внутри сложных технических и биологических систем; представление в удобном для изучения масштабе и времени различных физических, химических, биологических и социальных процессов, реально протекающих с очень большой или слишком малой скоростью; моделирование ситуаций профессиональной деятельности». При этом, как пишет О. В. Виштак, «решается двуединая задача обеспечения информационной поддержки: а) управленческой и педагогической деятельности преподавателей; б) самоуправления и организации учебной деятельности студентов на основе информационно-коммуникационных технологий».
Актуальность применения новых информационных технологий продиктована прежде всего педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, формировании навыков самостоятельной учебной деятельности, критического мышления, исследовательского, креативного подхода к обучению. Образовательный процесс ведется с использованием информационных средств, основанных на использовании информационной техники, информационных продуктов и педагогических технологий, позволяющих интенсифицировать усвоение разнообразных знаний по предметам, так как основан на использовании персонального компьютера, специального программного, информационного и методического обеспечения в рамках определенной технологии обучения. Такое обучение предполагает комплексное использование аппаратных, программных и информационных ресурсов в соответствии с требованиями методического обеспечения процесса обучения. В этой связи особое внимание следует уделять формированию профессиональной компетентности будущего специалиста, отражающей прикладную значимость обучения. В рассматриваемом контексте содержание профессиональной компетентности является интегральным критерием диагностики готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности на различных этапах подготовки.
Профессиональная компетентность – это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности. Профессиональная компетентность – это качественная характеристика развития личности, подготовки студента как профессионала; это система профессионально целесообразного отношения к работе, обеспечивающая эффективное выполнение специалистом функциональных обязанностей; степень совершенства личностных качеств, овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями. С позиций информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения составляет движение и преобразование информации.
Выделим теоретические основания использования возможностей информационно-образовательной среды при подготовке специалистов в колледже. Большинство исследователей под информационно-образовательной средой колледжа понимают совокупность аппаратных, программных и коммуникационных средств, информационных ресурсов, организационного, методического и правового обеспечения, Информационно-образовательная среда ориентирована на удовлетворение потребностей в информационных услугах в ходе научных исследований, при подготовке специалистов, в процессе управления и в процессе обслуживания инфраструктуры колледжа. В состав информационно-образовательной среды колледжа входит: – материальное обеспечение – это разнообразные носители информации, как традиционные библиотечные ресурсы, так и средства информирования, компьютерные сети, электронные архивы и информационные системы,
– информационное обеспечение – это средства и методы поиска информации, поисковые системы, тезаурусы, каталоги и глоссарии,
– коммуникационное обеспечение – это средства общения, взаимодействия студентов и преподавателей, и средства коммуникации. Целесообразным является использование педагогических информационных технологий, которые интегрируют в себе процессы информатизации колледжа.
Информационно-образовательная среда может быть рассмотрена как комплекс элементов, обеспечивающих интеграцию информационных технологий в процесс обучения. Следуя за Е.С. Полат, охарактеризуем структуру информационно-образовательной среды в виде пяти взаимосвязанных блоков и определим их влияние на формирование профессиональной компетентности выпускника.
Структура информационно-образовательной среды
Блок | Содержание блока | Влияние на формирование профессиональной компетентности |
Ценностно-целевой | процесс осознания ведущих ценностей будущей профессии | - осознание студентом целей обучения; - развитие мотивации; - стремление к саморазвитию и совершенствованию; - оценка результатов деятельности; - уметь ориентироваться в новых социальных условиях. |
Программно-методический | процесс обучения в сотрудничестве; проектная деятельность; самостоятельная работа студентов. | - умение самостоятельно осуществлять и организовать деятельность; - повышение культуры труда студента; - способность к адаптации, способность к переносу знаний, умений, навыков; - включение в профессиональную деятельность; - конструирование структуры процесса обучения; - рост профессионального мастерства. |
Информационный | работа с учебно-методическими материалами, тренажерными системами, тестовыми системами контроля знаний, базами данных и информационными справочными системами | - выбор пути развития, определение содержания своего обучения; - умение самостоятельно обрабатывать первичную информацию; - развитие системного мышления; - развитие навыков работы с информацией; - использование в работе автоматизированных систем. |
Коммуникационный | построение коммуникаций вида – «человек-человек», «человек-компьютер» и «человек-компьютер-человек» | - улучшение мотивации деятельности; - развитие критического мышления при работе с информацией; - развитие инициативности; - улучшение саморегулирования деятельности с помощью контроля, самоконтроля и взаимоконтроля; - знание универсальных языков и средств коммуникации; - развитие навыков групповой работы; - установление обратной связи с другими людьми. |
Технологический | использование возможностей информационных технологий | - развитие умений организации деятельности с применением информационной технологий; - умение искать, сохранить, преобразовать и пересылать информацию с применением локальных средств информационно-поисковых систем; - развитие творческого потенциала, получение опыта решения творческих профессиональных задач; - приобретение опыта профессиональной деятельности. |
Таким образом информационно-образовательная среда обеспечивает учебный процесс и участников образовательного процесса. Она не только проводит информацию, но и воздействует на участника информационного процесса. И становится очевидным, что необходимо готовить выпускников к использованию современных информационных технологий. Такая подготовка должна включать в себя обучение систематическому планированию применения различных средств обучения. Особое внимание должно быть уделено определению роли и места компьютерных средств в процессе обучения, уникальные возможности новых технологий должны использоваться наряду с традиционным обучением только тогда, когда это является целесообразным.
Литература
Мякишев С. Л. Роль информационно-образовательной среды вуза в процессе формирования профессиональной компетентности специалиста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 27. – С. 250–252. –
Невзорова И.Б. Математика в формировании профессиональной компетентности специалиста в учреждениях СПО технического профиля // Среднее профессиональное образование. – 2011 - №5 – С. 29-32
Галеева, А.Н. Исследование профессионального стандарта педагогической деятельности как ресурса развития профессиональной компетентности педагога // Отечественное образование: современное состояние и перспективы развития: Сб.ст. Седьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (23 января 2015 г.). – М. МПГУ, 2015. – С. 330-334.