СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение интегрированного подхода в преподавании предметов естественно-научного цикла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о реализации интегрированного подхода при преподавании предметов естественно - научного цикла в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Применение интегрированного подхода в преподавании предметов естественно-научного цикла»

Применение интегрированного подхода в преподавании предметов естественно-научного цикла.


Все науки настолько связаны между собой,

что легче изучать их все сразу,

нежели какую-либо одну

из них в отдельности от всех прочих.

Р. Декарт

Развитие образовательного процесса в России отчётливо показали, что понятие «интеграция» в вопросах обновления содержания образования становится всё более широко распространённым и привычным.

Интеграция – это объединение в рамках программы, учебника или отдельного урока материала из разных учебных курсов, изучающих общие явления, но с разных сторон и имеющих общую научную основу.

В начальных классах интеграция вполне допустима и реальна, так как почти все учебные предметы преподаёт один учитель, а у младших школьников имеются большие потенциальные возможности для интеллектуального развития.

Концепция программы «Перспектива» для начальной школы предполагает целостное восприятие мира как основополагающий принцип обучения. Это возможно через интегративные учебники («Окружающий мир» - А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, «Изобразительное искусство» - Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова), через элементы интеграции в учебниках («Русский язык» - Л.Ф. Климанова и др., «Обучение грамоте» - Л.Ф. Климанова и др.), через интеграцию с предметами, через интеграцию основного и дополнительного образования.

Интегрированными могут и должны быть отдельные уроки. Они будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Естественно – научная картина мира объединяет предметные системы математики, окружающего мира, курсы «Математика и конструирование» и «Человековедение».

Интегрированием в математике называют действие суммирования, обратное дифференцированию (разделению). В применению к конкретному объекту операция интегрирования направлена на:

- создание единой картины мира на научной основе;

- ликвидацию повторения и дублирования материала в разных предметах;

- взаимосвязь различных предметных систем знаний;

- разгрузку и оптимизацию режима учебного труда школьников.

Для решения проблемы интеграции в естественно – научной области нужно исходить из того, что различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

- внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;

-межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;

- транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Особенностью первого уровня интеграции является то, что ученики на уроках математики не теряют из поля зрения раннее изученную тему, а расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. Примером могут служить задачи на нахождение суммы.

Внутрипредметное интегрирование может быть представлено в виде УДЕ, когда содержание учебного процесса построено путём укрупнения темы, объединяющей группу родственных понятий. Совместное и одновременное изучение взаимно обратных действий, взаимно обратных задач приводит к хорошим результатам и ученики в итоге получают больше знаний за меньшее время.

Межпредметная интеграция проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведёт к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятий, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.

В начальной школе межпредметные связи могут устанавливаться по составу научных знаний (фактические, понятийные, конкретные).

Фактические межпредметные связи, например, устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами симметрии в строении тел природы. Так, на уроке математики изучается тема «Симметрия тел», на уроке окружающего мира «Осень пришла» демонстрируются фотографии, гербарии листьев деревьев (клёна, ясеня и т.п.) и обсуждаются вопросы: «В чём красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?». Это помогает учащимся увидеть и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе.

Основной формой организации процесса интеграции предметов в начальной школе является интегрированный урок.

В 4 классе можно предложить следующие темы уроков:

«Закрепление приемов устного счёта. Растения луга».

«Круговые и столбчатые диаграммы. Части света и материки».

«Именованные числа. Планеты Солнечной системы».

После таких уроков у учащихся повышается уровень познавательного интереса, изменяется отношение к учению, к учебным предметам.

В результате наблюдении было отмечено, что интегрированные уроки повысили эмоциональный настрой в классе, возможности для проявления индивидуальных творческих способностей детей. Дети стали более общительны, раскованы в суждениях, у них появилось стремление учиться, не бояться трудностей.

Одним из направлений модернизации Российского образования является практическая ориентация образования, то есть сочетание фундаментальных и практических знаний; направленность на выработку практических навыков; применение интерактивных и коллективных форм работы; обучение в реальных условиях. Эти принципы совпадают с принципами обучения через метод проектов. Учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на конкретный результат, наиболее успешна.

Проект-элемент научного творчества учащихся. Проектный метод помогает учителю вовлекать учеников в интересную интеллектуальную деятельность, формировать некоторые личностные качества: волевые, умение брать ответственность за выбор и решение идти до конца, преодолевая трудности, развивает творческое мышление, исследовательские навыки, самостоятельность. Проектная деятельность, в которой интегрируется тематика нескольких предметов: программы математики, окружающего мира, «Человековедение», является межпредметной.

Пример проектной деятельности, как метод обучения в 3 классе.

Название проекта: «Как сохранить редкие виды растений и животных в Тамбовской области»

Участники: учащиеся 3 класса

Тип: групповой, среднесрочный, межпредметный, (окружающий мир, математика, «Человековедение»), практико-ориентированный.

Цель: выработка учащимися рекомендаций по сохранению редких видов растений и животных в Тамбовской области, разработка правил поведения в лесу.

Задачи:

-найти числовые данные о животных и растениях Тамбовской области;

-составить задачи на краеведческом материале для уроков математики;

-подготовить доклады к урокам по предмету «Окружающий мир» по теме:

-посетить в краеведческом музее зал флоры и фауны Тамбовской области;

-посетить Воронинский заповедник.

Продукт: выступление для учащихся 1 и 2 классов перед летними каникулами на тему: «Береги родную природу» и выпуск буклета с фотографиями растений и животных Воронинского заповедника и правилами поведения в лесу.


Высший уровень интеграции содержания может быть охарактеризован как объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения с содержанием образования, получаемого детьми вне школы, - транспредметная интеграция.

Интеграция предметов в начальной школе – реальная потребность времени и необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности. Особенно необходима интеграция основного и дополнительного образования.