Применение интегрированного подхода в преподавании предметов естественно-научного цикла.
Все науки настолько связаны между собой,
что легче изучать их все сразу,
нежели какую-либо одну
из них в отдельности от всех прочих.
Р. Декарт
Развитие образовательного процесса в России отчётливо показали, что понятие «интеграция» в вопросах обновления содержания образования становится всё более широко распространённым и привычным.
Интеграция – это объединение в рамках программы, учебника или отдельного урока материала из разных учебных курсов, изучающих общие явления, но с разных сторон и имеющих общую научную основу.
В начальных классах интеграция вполне допустима и реальна, так как почти все учебные предметы преподаёт один учитель, а у младших школьников имеются большие потенциальные возможности для интеллектуального развития.
Концепция программы «Перспектива» для начальной школы предполагает целостное восприятие мира как основополагающий принцип обучения. Это возможно через интегративные учебники («Окружающий мир» - А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, «Изобразительное искусство» - Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова), через элементы интеграции в учебниках («Русский язык» - Л.Ф. Климанова и др., «Обучение грамоте» - Л.Ф. Климанова и др.), через интеграцию с предметами, через интеграцию основного и дополнительного образования.
Интегрированными могут и должны быть отдельные уроки. Они будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Естественно – научная картина мира объединяет предметные системы математики, окружающего мира, курсы «Математика и конструирование» и «Человековедение».
Интегрированием в математике называют действие суммирования, обратное дифференцированию (разделению). В применению к конкретному объекту операция интегрирования направлена на:
- создание единой картины мира на научной основе;
- ликвидацию повторения и дублирования материала в разных предметах;
- взаимосвязь различных предметных систем знаний;
- разгрузку и оптимизацию режима учебного труда школьников.
Для решения проблемы интеграции в естественно – научной области нужно исходить из того, что различают три уровня интеграции содержания учебного материала:
- внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
-межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
- транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Особенностью первого уровня интеграции является то, что ученики на уроках математики не теряют из поля зрения раннее изученную тему, а расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. Примером могут служить задачи на нахождение суммы.
Внутрипредметное интегрирование может быть представлено в виде УДЕ, когда содержание учебного процесса построено путём укрупнения темы, объединяющей группу родственных понятий. Совместное и одновременное изучение взаимно обратных действий, взаимно обратных задач приводит к хорошим результатам и ученики в итоге получают больше знаний за меньшее время.
Межпредметная интеграция проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведёт к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятий, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.
В начальной школе межпредметные связи могут устанавливаться по составу научных знаний (фактические, понятийные, конкретные).
Фактические межпредметные связи, например, устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами симметрии в строении тел природы. Так, на уроке математики изучается тема «Симметрия тел», на уроке окружающего мира «Осень пришла» демонстрируются фотографии, гербарии листьев деревьев (клёна, ясеня и т.п.) и обсуждаются вопросы: «В чём красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?». Это помогает учащимся увидеть и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе.
Основной формой организации процесса интеграции предметов в начальной школе является интегрированный урок.
В 4 классе можно предложить следующие темы уроков:
«Закрепление приемов устного счёта. Растения луга».
«Круговые и столбчатые диаграммы. Части света и материки».
«Именованные числа. Планеты Солнечной системы».
После таких уроков у учащихся повышается уровень познавательного интереса, изменяется отношение к учению, к учебным предметам.
В результате наблюдении было отмечено, что интегрированные уроки повысили эмоциональный настрой в классе, возможности для проявления индивидуальных творческих способностей детей. Дети стали более общительны, раскованы в суждениях, у них появилось стремление учиться, не бояться трудностей.
Одним из направлений модернизации Российского образования является практическая ориентация образования, то есть сочетание фундаментальных и практических знаний; направленность на выработку практических навыков; применение интерактивных и коллективных форм работы; обучение в реальных условиях. Эти принципы совпадают с принципами обучения через метод проектов. Учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на конкретный результат, наиболее успешна.
Проект-элемент научного творчества учащихся. Проектный метод помогает учителю вовлекать учеников в интересную интеллектуальную деятельность, формировать некоторые личностные качества: волевые, умение брать ответственность за выбор и решение идти до конца, преодолевая трудности, развивает творческое мышление, исследовательские навыки, самостоятельность. Проектная деятельность, в которой интегрируется тематика нескольких предметов: программы математики, окружающего мира, «Человековедение», является межпредметной.
Пример проектной деятельности, как метод обучения в 3 классе.
Название проекта: «Как сохранить редкие виды растений и животных в Тамбовской области»
Участники: учащиеся 3 класса
Тип: групповой, среднесрочный, межпредметный, (окружающий мир, математика, «Человековедение»), практико-ориентированный.
Цель: выработка учащимися рекомендаций по сохранению редких видов растений и животных в Тамбовской области, разработка правил поведения в лесу.
Задачи:
-найти числовые данные о животных и растениях Тамбовской области;
-составить задачи на краеведческом материале для уроков математики;
-подготовить доклады к урокам по предмету «Окружающий мир» по теме:
-посетить в краеведческом музее зал флоры и фауны Тамбовской области;
-посетить Воронинский заповедник.
Продукт: выступление для учащихся 1 и 2 классов перед летними каникулами на тему: «Береги родную природу» и выпуск буклета с фотографиями растений и животных Воронинского заповедника и правилами поведения в лесу.
Высший уровень интеграции содержания может быть охарактеризован как объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения с содержанием образования, получаемого детьми вне школы, - транспредметная интеграция.
Интеграция предметов в начальной школе – реальная потребность времени и необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности. Особенно необходима интеграция основного и дополнительного образования.