СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение интерактивных карт на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрены теоретические основы и практические схемы применения интерактивных карт на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
«Применение интерактивных карт на уроках географии»

Применение интерактивных карт на уроках географии.

Материал из Saratov FIO wiki.

Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности как география, и в тоже время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география. Н.Н. Баранский Основная задача модернизации российского образования – это повышение доступности, качества и эффективности обучения. В связи с этим предстоит значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Одно из направлений модернизации общего образования – обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. В соответствии с этим необходимо ускорить внедрение в процесс обучения новых технологий, в том числе информационно – коммуникационных технологий (ИКТ), с которыми связано будущее образования. Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют предоставлять обучаемому информацию в различной форме: тест, графика, аудио, видео, анимация и т.д; контролировать временные параметры практического занятия для каждого обучаемого; выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей; активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти; мобилизовать внимание обучаемого; значительно снижать временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний; быть точным и объективным в оценке знаний; печатать, воспроизводить и комментировать информацию; выходить в мировое информационное сообщество. Современная школа не только источник получения информации, а место, где учат учиться, где учитель не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение. Поэтому сегодня главное стратегическое направление системы школьного образования — решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание. Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия в системе «информация-алгоритм-ПК», но и сформировать навыки работы с ИКТ, научить грамотно работать с разнообразными носителями информации. Можно выделить три основные формы работы с ИКТ на уроках географии. • Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. • Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий. • В-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т. д.). Использование одного из направлений дает гораздо меньший результат обучения, чем применение всех направлений в комплексе. В настоящее время при подготовке к уроку, организации и проведении занятий и контроля приходится затрачивать много дефицитного времени на поиск и систематизацию материала, который позволяет сделать урок современным и интересным для всех учащихся. В последние годы система образования в нашей стране направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Применение информационных, компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося. В своей обучающей деятельности я уже два года использую этот вид работы с учениками. С появлением компьютерной техники в школе открылись новые возможности в организации учебного процесса. Одним из преимуществ применения ИКТ в учебном процессе является оперативность, которую обеспечивает использование глобальной сети Интернет. Интернет является хранилищем обширной информации о различных странах и народах. Информация, представленная в сети актуальна и интересна с точки зрения перспективы ее использования в учебном процессе – при подготовке к урокам, при проведении уроков, во внеклассной деятельности по предмету. Информация об экономике, хозяйстве, народонаселении, проблемы взаимодействия природы и общества постоянно присутствуют в Интернет, поэтому география может активно использовать информационные ресурсы Интернет и особенно такие ее разделы, как экономическая и социальная география, страноведение. Глобальной сети Интернет отводится большая роль в системе комплексного использования средств новых информационных технологий в обучении географии. Одним из самых популярных технических средств обучения в последнее время становится интерактивная доска. Ее использование на уроках направлено на повышение эффективности учебного процесса, на формирование положительной мотивации учащихся при изучении различных предметов. Активное применение разнообразных цифровых образовательных ресурсов способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, формированию активной позиции личности в современном информационном обществе. Школьный кабинет географии невозможно представить без карт, физических, политических, экономических. По меткому выражению выдающегося ученого-географа Н.Н.Баранского, карта — есть «альфа и омега» (т. е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается. В рамках реализации Приоритетного Национального Проекта «Образование» нашей школой в 2015 году был получен мультимедийный комплекс для кабинета географии, включающий в себя интерактивную доску Interwrite Воаrd в комплекте с программным обеспечением. В мультимедийный комплекс входит шестьдесят две интерактивные электронные карты, выпущенные издательством «Дрофа», которые дают возможность значительно расширить демонстрационные возможности традиционных карт: при работе с ними можно приближать участки земной поверхности для более детального рассмотрения, снимать часть обозначений, упрощая карту, делая её более наглядной, создавать рисунки, наносить надписи. Ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. На некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал. Электронная карта состоит из нескольких слоёв. Каждый слой содержит разную картографическую информацию. Физическая карта, например, включает следующие слои: рельеф суши и дна океана, реки и озера, названия водных объектов, названия объектов суши, градусную сеть, океанские течения. В зависимости от целей и задач урока слои можно убирать или добавлять. Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Так, при изучении темы «Рельеф России» учащимся 8 класса было предложено сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Такую закономерность восьмиклассники легко установили, наложив слой с рельефом на карту строения земной коры. Специализированные карты можно использовать и для организации контроля знаний учащихся. Возможность снимать названия географических объектов и наносить на карту надписи облегчает процесс организации фронтального опроса (проведение географических диктантов) и индивидуального (ответ у доски). Например, при проверке знания номенклатуры при изучении темы «Внутренние воды России» учащимся предлагается восстановить на карте названия рек и озер. Или, при контроле знаний по теме «Рельеф России» учащиеся наносят основные формы рельефа на карту. Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, об особенностях географического положения материков: крайние точки, океаны и моря, омывающие материк и т.п.). Так, при организации контроля знаний о рельефе Африки заранее готовлю электронную карту — снимаю с физической карты названия форм рельефа, т.е. превращаю ее в цветную контурную карту, наношу числа на выбранные формы рельефа, а затем предлагаю учащимся назвать эти формы и подписать их на карте.

Примеры заданий

1. Обозначьте на карте Африки крайние точки материка. Проведите экватор, нулевой меридиан, тропики. (Для проверки точности выполнения задания необходимо просто включить слой, отображающий градусную сеть) 2. Обозначьте на карте Южной Америки границы водного бассейна реки Амазонки. 3. Обозначьте на карте Северной Америки главные формы рельефа материка. 4. Используя интерактивную карту «Великие географические открытия» нанесите маршрут кругосветного плавания Ф. Магеллана. Широкие функциональные возможности электронных карт позволяют учителю использовать их во всех учебных курсах, реализовать деятельностный практико-ориентированный подход к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения — картографические. Результатом систематического применения интерактивной доски на уроках является повышение квалификации самого учителя, возрастание интереса учеников к предмету, вовлечение большего количества учащихся в активную деятельность, повышение эффективности за счёт экономии времени и, как следствие, увеличение плотности урока. Всё это служит залогом глубоких и прочных знаний по предмету и предопределяет развитие личности учащегося. Компьютерные технологии позволяют ученикам с интересом усваивать большой объем информации, урок становится более наглядным, разнообразным и увлекательным. Чтобы повысить эффективность урока, передо мной как учителем стоит задача и в дальнейшем осваивать новые возможностей интерактивной доски при изучении географии. Применение интерактивных электронных карт концентрирует внимание учащихся на основных моментах учебного материала. Сочетание устного лекционного материала с изображением иллюстраций, схем делает излагаемый материал более интересным, насыщенным, наглядным. Данный вид карт позволяет проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе изучения нового материала составлять опорные конспекты, проводить сравнения, позволяет одновременно использовать различные способы представления информации. Электронные карты предоставляют широкие возможности для выполнения творческих работ по моделированию и проектированию. Я считаю, что при использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность урока за счет следующих возможностей:  инновационная наглядность изучаемого  материала;  возможность показа сложных процессов и объектов в динамике их  виртуального изменения;  возможность развивать креативные способности детей  за счет моделирования, конструирования и виртуального эксперимента;  повышение интереса и учебной мотивации, учащихся к изучению  учебных предметов;  повышение качества усвоения материала ; Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Каждому интересно потрогать «умную» доску, перетащить рисунок с места на место, закрыть пальчиком файл, провести линию. А сделать это можно, только отвечая на вопрос учителя, решая ту или иную учебную задачу, поэтому все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя. Применение компьютера для обучения школьников — это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя. Но, используя компьютер на уроке нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить его здоровье. По нормам СанПина непрерывная работа за компьютером обучающихся школы не должна превышать 20 минут за урок. Об этом нужно помнить при подготовке и планировании уроков. Ещё Демокрит говорил: «Всё есть лекарство и всё есть яд. Нужно знать меру!».





Литература

1. Доблаев Л.П. Программированное обучение в школе. - Саратов.: Из-во СГУ, 2008 2. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 2007. 3. О. И. Бахтина. Информатизация гуманитарного образования.// Педагогика. – 1990. - №1. 4. Л. В. Шеншев. Компьютерное обучение: прогресс или регресс?// Педагогика. – 2007. - №11, 12. 5. И. И. Мархель. Компьютерная технология обучения.// Педагогика. – 1990. - №5. 6. В. А. Каймин. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре.// Педагогика. – 1990. - №4. 7. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. –1994. -№4. 8. Егор Поваляев. Полезные подарки, или Обучение с развлечением.// Компьютер Пресс. – 2007. - №12. 9. О.В.Крылова, А.И. Крылов, П.А.Корниенко. Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии - М.: Дрофа. 2007. 10. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– (http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841). 11. Материалы сайта http://interaktiveboard.ru

Получено с http://wiki.saripkro.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82_%D0%BD%D0%B0_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85_%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8

Просмотры




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!