Применение комплексных чисел в физике
Процесс изучения дисциплины, в частности математики, преследует своей целью как сообщение учащимся некоторой информации, суммы знаний, так и создание определенных умений. В математике владение предметом гораздо важнее, чем одно чистое знание, которое всегда можно пополнить с помощью подходящих справочников. Владение математикой – это умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, оригинальности, изобретательности. Поэтому мы обязаны не только сообщать учащимся неизвестные знания, но и – и это гораздо важнее – научить их в какой-то степени владеть предметом. Так, при разработке плана урока важно учитывать межпредметные связи.
При изучении темы «Применение комплексных чисел в физике», студенты должны знать действия над комплексными числами в различных формах и уметь осуществлять перевод из одной формы комплексного числа в другие. После рассмотрения данной темы, студенты могут применить полученные знания на спецдисциплинах курса, в частности в «Теории электрических цепей», «Электротехнике».
Настоящая методическая разработка учебного занятия предназначена, в первую очередь, для студентов 2 курса специальности 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи, но может быть полезна для студентов других специальностей, изучающих в том или ином объеме высшую математику.
ПЛАН УРОКА
Тема урока: «Применение комплексных чисел в физике»
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: ТЗ (лекция), СР (проверочная работа)
Цели занятия:
Дидактическая. Научиться применять комплексные числа к решению физических задач
Задачи: организация учебного процесса для осуществления поиска и анализа информации, необходимой для решения физических задач
Развивающая. Развить абстрактное мышление; формировать умение правильно воспринимать и активно запоминать новую информацию
Задачи: превращение студента в субъекта, заинтересованного в учении и саморазвитии
Воспитательная. Подготовка студентов к самостоятельной жизни, умеющих адаптироваться в современном мире, способных найти свое место в нем, самостоятельно принимать решение, выражать свое мнение, творчески мыслить
Задачи: развитие познавательного интереса студентов, уверенности в значимости высокого уровня знаний; совершенствование условий для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.
Ожидаемыми результатами освоения данной темы является освоение студентами следующих компетенций, знаний и умений:
Результаты освоения |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
Должен уметь: |
применять методы дифференциального и интегрального исчисления |
решать дифференциальные уравнения |
Должен знать: |
основные понятия и методы математического анализа, теории вероятности и математической статистики |
основные методы дифференциального и интегрального исчисления |
основные численные методы решения математических задач |
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Формы обучения: групповые
Формы контроля: СР, ПР
Средства обучения и воспитания: презентации в Power Point по теме: «Гармонические колебания», раздаточный материал – графики тригонометрических функций
и
ТСО: компьютеры, телевизор
Межпредметные связи. Физика, электротехника, теория электрических цепей
Внутрипредметные связи. Векторы в пространстве
Литература: 1. Григорьев В.П., Сабурова Т.Н. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2017
2.Математика: учебник для СПО/ Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко.- М.: Издательство Юрайт, 2017
3. Григорьев В.П., Дубинский Ю.А., Сабурова Т.Н. Элементы высшей математики: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
-
Организационный момент (4 мин.)
Проверка посещаемости. Сообщение темы, цели и задачи занятия.
-
Проверочная работа (30 мин.)
Тест на Google.Диск по теме: «Комплексные числа»
-
Изложение нового материала (30 мин.)
Вступительное слово по теме урока – преподаватель
Просмотр презентации по теме: «Гармонические колебания» (выставлена на Google.Диск)
Рассмотрение примера: два генератора, которые дают (при стандартной частоте) соответственно напряжения:
соединены последовательно. Определить напряжение на зажимах цепи, то есть суммарное напряжение. Рассчитать комплекс сопротивления цепи переменного тока, если
-
Закрепление материала (17 мин.)
Задача: 1. Найти суммарное напряжение, если генераторы, дающие напряжения
соединены последовательно:
Рассчитать комплекс сопротивления цепи переменного тока, если
2*. Провести аналогичные расчеты в векторной форме; сделать проверку правильности расчетов сложения векторов аналитически и в векторной форме.
-
Физкультминутка (3 мин.)
Во время закрепления материала, провести физкультминутку
-
Задание на дом (2 мин.)
1. Просмотр презентации на Google.Диск
2. Рассчитать комплекс сопротивления (R) цепи переменного тока, если 3 генератора соединенные параллельно, дают ток.
Дополнительное задание*: провести аналогичные расчеты в векторной форме; сделать проверку правильности расчетов сложения векторов аналитически и в векторной форме.
-
Подведение итогов, выводы (Google.Диск, 4 мин.)
Рефлексия.
Студенты отвечают на вопросы:
-
Понятен ли материал, рассмотренный сегодня на уроке?
-
Где применяются знания, связанные с комплексными числами?
-
Могут ли, по вашему мнению, полученные знания на уроке, пригодиться в будущей профессиональной деятельности?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы занятия | Цели этапов | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Методическое обоснование | Время |
Организационный момент | Организация деятельности студентов и формирование стремления к самопознанию и саморазвитию | Приветствует студентов, проверяет их готовность, отмечает отсутствующих | Дежурный сообщает фамилии отсутствующих студентов | Использование методов и форм организации учебного занятия | 1 мин |
Постановка целей и задач занятия | Подведение студентов к теме урока; формулировка целей урока | Формулирует проблемную ситуацию | Высказывают гипотезы, формулируют и озвучивают цели | Создание проблемной учебной ситуации, формирующей профессиональные навыки обучающихся | 3 мин |
Проверочная работа | Актуализация опорных знаний и способов действий, их применение в стандартных условиях | Открывает доступ к тесту на Google.Диск | Выполняют задания теста на Google.Диск по теме: «Комплексные числа» | Применение в учебном занятии заданий, ориентированных на формирование общих компетенций | 30 мин |
Изложение нового материала | Формирование умений и навыков | Объясняет тему: «Применение комплексных чисел в физике», демонстрируя презентацию по новой теме; показывает решение задачи | Записывают в тетрадь основные определения и понятия по теме; решают задачу | Применение в учебном занятии ИКТ-технологий; обосновывает целесообразность предлагаемого решения задачи и доказывает ее практическую значимость | 30 мин |
Закрепление материала: самостоятельное решение задачи | Формирование умений и навыков | Выдает задание группе по расчету суммарного напряжения и комплекса сопротивления цепи переменного тока; консультирует, оценивает результат | Выполняют решение задачи на нахождение суммарного напряжения и комплекса сопротивления цепи переменного тока; выполняют задание повышенной сложности – расчеты в векторной форме | Обеспечение инструкцией по выполнению заданий и самостоятельной работы обучающихся на достижение индивидуального образовательного результата | 17 мин |
Физкультминутка | Использование здоровьесберегающих технологий | Демонстрирует спортивные упражнения (наклоны, приседания) | Выполняют спортивные упражнения | Реализация здоровьесберегающих подходов, использование приемов снятия напряжения | 3 мин |
Выдача домашнего задания | Обеспечение понимания задания | Объясняет домашнее задание | Записывают задание, задают возникшие вопросы по нему | Обсуждение моментов выполнения домашнего задания, которые могут вызвать затруднения студентов | 2 мин |
Подведение итогов занятия, рефлексия | Индивидуальная рефлексия достижения цели | Делает обзор изученного материала, выясняет уровень достижения поставленных целей студентов и мнение студентов о проведенном занятии, их эмоциональном состоянии | Определяют, достигнуты ли поставленные цели и задачи | Использование на учебном занятии методов и приемов в соотношении с поставленной целью, задачами и достигнутыми результатами | 4 мин |