Прогнозирование содержания текста в ходе его чтения настраивает читателя на восприятие текстовой информации.
Текст А. Приставкина о золотых рыбках
Фрагмент текста | Вопросы для организации диалога с текстом |
Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. | Война… Детдом…Маленькая сестра… Аквариум с рыбками… Как вы думаете: какие чувства и эмоции вызовет у вас рассказ? Почему? Что может произойти? Поясните свой ответ. |
Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях. | Рыбки… Какие они? Как их описывает автор? |
Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло. | Сколько было рыбок в аквариуме? А сколько девочек в группе? Почему одинаковое количество? Как вы думаете? Чем кормили девочки рыбок? Какие слова, словосочетания говорят о том, что это было голодное военное время? |
Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. Никто не спрашивал, что она кушает, когда ложится спать. Для этого были воспитатели. | Как чувствовала себя маленькая Люся среди девочек? На основании чего вы сделали такой вывод? |
И вдруг… | Предположите, что могло произойти в детдоме. |
…золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить; они только подплывали к стеклу, шевелили задумчиво радужными плавниками. И девочки решили поймать вора. | Что же произошло? Что решили девочки? Кто вор? Поясните своё предположение. |
Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку. | Ваши предположения подтвердились? Что теперь ждёт маленькую Люсю? Какие чувства вы испытываете к маленькой «воровке»? |
— Ага, попалась, рыбка! — крикнула громко одна из девочек. И маленькая Люсенька ещё сильней прижала рыбку. | А что теперь ждёт маленькую Люсю? Какие чувства вы испытываете к девочке, которая громко крикнула, к маленькой «воровке»? |
Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, поражённые странным сходством. | Сходство с кем заметили девочки? |
Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками. Смотреть на неё было страшно. | Ваши предположения подтвердились? Изменилось ли отношение девочек к Люсе? Докажите это словами из текста. Каким чувством прониклись девочки к Люсе? |
Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала: — Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала? И Инна ответила: — Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадёт... Теперь мы уследим. | Почему мы теперь можем быть спокойными за Люсеньку? Какие чувства и эмоции вызвал у вас этот текст? О чём он? Подтвердились ли ваши предположения? |