СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода «Диалог с текстом» на уроках русского языка. Практическая часть

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод "Диалог с текстом" эффективен   в ходе подготовки к написанию сочинения - рассуждения в формате ОГЭ. Метод помогает проникнуть учащимся в суть предложенного отрывка, верно сформулировать проблему, основную мысль текста.

Просмотр содержимого документа
«Использование метода «Диалог с текстом» на уроках русского языка. Практическая часть»

Применение метода «Диалог с текстом» на этапе подготовки

к написанию сочинения – рассуждения в формате ОГЭ

Цель: формирование читательской грамотности школьников.

Прогнозирование содержания текста в ходе его чтения настраивает читателя на восприятие текстовой информации.

Текст А. Приставкина о золотых рыбках


Фрагмент текста

Вопросы для организации диалога с текстом

Когда    началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.





Война… Детдом…Маленькая сестра… Аквариум с рыбками…

Как вы думаете: какие чувства и эмоции вызовет у вас рассказ?

Почему?

Что может произойти?

Поясните свой ответ.


Рыбок    было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.


Рыбки… Какие они? Как их описывает автор?


Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло.





Сколько было рыбок в аквариуме?

А сколько девочек в группе? Почему одинаковое количество?

Как вы думаете?

Чем кормили девочки рыбок?

Какие слова, словосочетания говорят о том, что это было голодное военное время?



Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. Никто не спрашивал, что она кушает, когда ложится спать. Для этого были воспитатели.





Как чувствовала себя маленькая Люся среди девочек? На основании чего вы сделали такой вывод?

И вдруг…

Предположите, что могло произойти в детдоме.

…золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить; они только подплывали к стеклу, шевелили задумчиво радужными плавниками.
И девочки решили поймать вора.

Что же произошло?

Что решили девочки?

Кто вор?

Поясните своё предположение.

Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку.

Ваши предположения подтвердились?

Что теперь ждёт маленькую Люсю?

Какие чувства вы испытываете к маленькой «воровке»?

— Ага, попалась, рыбка! — крикнула громко одна из девочек.
И маленькая Люсенька ещё сильней прижала рыбку.

А что теперь ждёт маленькую Люсю?

Какие чувства вы испытываете к девочке, которая громко крикнула, к маленькой «воровке»?

Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, поражённые странным сходством.

Сходство с кем заметили девочки?

Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками. Смотреть на неё было страшно.

Ваши предположения подтвердились?

Изменилось ли отношение девочек к Люсе?

Докажите это словами из текста.

Каким чувством прониклись девочки к Люсе?

Когда    старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
—    Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
И    Инна ответила:
—    Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадёт... Теперь мы уследим.

Почему мы теперь можем быть спокойными за Люсеньку?

Какие чувства и эмоции вызвал у вас этот текст?

О чём он?

Подтвердились ли ваши предположения?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!