ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
В ХОДЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Ставриецкая И.Г.., преподаватель специальных дисциплин,
специалист высшей квалификационной категории,
ГПОУ «Донецкий колледж строительства и архитектуры»
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для колледжей, когда студенты могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в практической деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Компетенция – это заранее заданное требование к образовательной подготовке студента, необходимое для эффективной деятельности, в данном случае, в строительной сфере. Компетентностный подход не предполагает отказа от модели формирования знаний, но он рассматривает знание лишь как инструмент для овладения той или иной базовой способностью. Дать студенту компетенции гораздо сложнее, чем знания, но это более адекватный подход, поскольку позволяет предъявлять требования практического характера, выявлять наличие или отсутствие у студента тех или иных способностей.
Сегодняшние требования влекут за собой новый подход к построению образовательного процесса, где приоритетными становятся активные формы и методы обучения. Обучение направлено на выработку у студентов определенного отношения к деятельности и на формирование реального поведения в определенных ситуациях.
По специальности 08.02.01 « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» предусмотрена управленческая дисциплина, следовательно, необходимо сформировать управленческую компетентность: осуществлять оперативное планирование деятельности структурных подразделений при проведении строительно-монтажных работ, текущего содержания и реконструкции строительных объектов; обеспечивать работу структурных подразделений при выполнении производственных задач; контролировать и оценивать деятельность структурных подразделений; обеспечивать соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов. Но обучение по управлению, в силу своей специфики, в значительной мере отличается от существующих процессов передачи знаний в традиционных областях естественных и гуманитарных наук. Понятно, что обучение управлению лучше всего проводить, непосредственно вовлекая студента в практическую деятельность на рабочем месте. При этом трудно найти, фирмы или компании, которые пожелают взять на себя роль учебно-тренировочных центров по воспитанию дипломированных специалистов. Тогда встает вопрос, какой метод обучения расширит возможности образовательного учреждения для отработки студентами управленческих компетенций?
Данную проблему можно решить, применяя метод конкретной ситуации (МКС), который завоевал ведущие позиции в обучении и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем. Надо сказать, что не только отработка управленческих компетенций, но и освоение всех профессиональных компетенций, полученных при изучении специальных дисциплин, более эффективна с применением МКС. Проблема внедрения метода конкретных ситуаций в практику среднего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации;
- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий.
Метод конкретной ситуации предназначен для получения знаний по дисциплинам, где в определенных ситуациях нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Несомненным достоинством метода конкретных ситуаций является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения. МКС можно достаточно часто применять при изучении таких специальных дисциплин как «Технология и организация строительных процессов», «Реконструкция зданий», «Эксплуатация зданий», т.к. при изучении данных дисциплин возможно создание конкретных ситуаций, имеющих два или даже три варианта ответов.
Таким образом студент получает навыки работы в команде, учится выполнять простейшие обобщения, вырабатывает навыки создания презентации, умения сформулировать вопрос и аргументировать ответ. Роль преподавателя в этом процессе состоит в контроле за ходом выполнения заданий, корректировке ответов, помощи в разрешении конфликтов, если такие возникают. При распределении пар преподаватель должен создать пары, по возможности, одинаковые по уровню знаний, обратить внимание на работу более слабых пар, оказать необходимую помощь. По завершении занятия преподаватель организовывает обсуждение, где формулирует четыре основных вопроса:
1.Выглядит ли эта ситуация проблемной?
2.Кто принимал решение? Какое решение предлагал второй участник?
3.Какие варианты решения имел тот, кто принимал решение?
Литература
Барнс Л. Б., Кристенсен К. Р., Хансен Э. Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций. М.: Гардарики, 2000.
Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ высшего профессионального образования при подходе, основанном на компетенциях / В. А. Богословский, Е. В. Караваева, А. А. Шехонин // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 3–9.
Баранова, Е. М. Формирование ключевых компетенций у студентов технических вузов в процессе обучения математике посредством активных методов обучения./ Е. М. Баранова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 544-549.