СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение метода проектов для организации внеурочной деятельности по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Метод проектов – один из способов обучения, позволяющий реализовать педагогические принципы единства теории и практики, развития личности и подготовки её к жизни и труду, интегрировать знания и умения, полученные учащимися при изучении различных школьных дисциплин. В настоящее время в системе технологического образования выполнение учащимися проектов стало важной составной частью учебного процесса. Метод проектов можно применять при организации внеклассной работы по математике.

Просмотр содержимого документа
«Применение метода проектов для организации внеурочной деятельности по математике»

Применение метода проектов для организации внеурочной деятельности

по математике


«Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий»

А. И. Маркушевич


Метод проектов – один из способов обучения, позволяющий реализовать педагогические принципы единства теории и практики, развития личности и подготовки её к жизни и труду, интегрировать знания и умения, полученные учащимися при изучении различных школьных дисциплин. В настоящее время в системе технологического образования выполнение учащимися проектов стало важной составной частью учебного процесса. Метод проектов можно применять при организации внеклассной работы по математике.

В процессе обучения школьников математике большое значение имеет хорошо организованная внеклассная работа, так как она является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению зна­ний учащихся, развитию их дарований, логического мышле­ния, расширяет кругозор. Разумная занимательность во внеклассной работе с детьми имеет большую педагогическую ценность, потому что позволяет заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьёзную самостоятельную работу. Недаром французский: математик XVII века Блез Паскаль сказал: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным». Такой момент, когда учитель сумел вызвать неподдельный интерес учащихся к предмету, является для него счастливым. Из таких моментов и складывается радость педагогического труда. Основной целью проекта является развитие методической работы в системе дополнительного образования детей в школе; обобщение и внедрение в методическую практику инновационных форм работы; повышение профессиональной квалификации и творческой активности педагога системы дополнительного образования; создание условий для изучения информационных технологий, объединение усилий по содействию социальной адаптации подростков, их занятости и профориентации; развитие системы культурно - досуговой деятельности молодого поколения; повышение престижности качественного образования как основы личного успеха; развитие системы информационного обеспечения; развитие и укрепление социальной самореализации подростков, включение их в жизнь общества; обучение учащихся решению практических задач и возникающих при этом проблем; формирование у учащихся навыка самостоятельного планирования своей деятельности; формирование навыков работы в команде; привитие навыков работы с большими объемами информации, выделение главного; расширение кругозора учащихся при подборе материалов для проведения математических вечеров и игр в средних классах; выработка навыка уважительного отношения к учащимся; педагогическая поддержка интеллектуального развития учащихся.

Основные этапы подготовки проекта

Выдвижение идей, выбор темы и планирование работ; оценка интеллектуальных и материальных возможностей, необходимых для выполнения проекта; сбор и обработка информации; организация и поэтапное выполнение проекта с учётом требований экологии, дизайна; оценка проекта; защита проекта.

Компьютерные программные средства использованы на различных этапах проектной деятельности для поиска информации, моделирования и проектирования объекта, оформления документации, презентации проекта, сканировании и обработки фотографий и др.

Оформление пояснительной записки к проекту обычно выполняется в текстовом редакторе, проведение экономических расчётов – в электронных таблицах.

Для рекламы можно использовать текстовые и графические редакторы, электронные таблицы. Разработка электронной рекламы в виде Web –страницы для Интернета проводить в редакторе Front Page. При защите проектов использовать доступную школьникам программу подготовки презентаций, в частности, программу Power Point.

Выполнение проектов, дает учащимся расширение возможностей для занятости во внеурочное время; снижение численности учащихся, склонных к правонарушениям; повышение уровня активности школьников в общественной жизни школы; повышение толерантности в подростковой среде; повышение любознательности, расширение кругозора; умение работать на компьютере, научиться работать в различных программах, пользоваться информационными технологиями; будут закладываться основы формирования исследовательских умений, произойдет накопление индивидуального опыта познавательной деятельности.

Сценарий вечера «Путешествие в царство чисел»

Участие в этом проекте позволяет пережить ситуацию успеха многим ученикам.

Цель: совершить путешествие в «Царство математики»

Задачи

1. Закрепить: навыки решения уравнений; понятия равных фигур.

2. Ознакомиться с некоторыми занятными историями, с биографиями некоторых известных учёных- математиков, физиков.

3. Воспитывать интерес к математике и развить любознательность учащихся.


Ведущая. Здравствуйте! Я - Запятая. И вовсе я не сбежала из учебника по русскому языку. Вы ведь и сами знаете, что в матема­ тике я тоже нужна. Люблю на досуге встать где-нибудь среди цифр целого и превращаю его в десятичную дробь. В царстве Математи­ ки, куда я вас сегодня и приглашаю, я буду вашим экскурсоводом. В нашем царстве есть и король - важный и толстый Нуль, и при­ дворные - Числа, и подданные - Плюсы и Минусы, встречаются да­ же шпионы - неизвестные Иксы, Игреки и прочие подозрительные типы. А вот и полицейские из детективного агентства «Равно», кото­рые ищут этих неизвестных и, надо вам сказать, нередко находят.

 СЦЕНКА «НАЙТИ X» (Входят двое «полицейских») Первый. Эх, опять упустили! Второй. Ребята, вы тут такого подозрительного субчика не встречали? Первый. Да, жаль, конечно, но этого мелкого жулика мы все­гда поймаем. Нам бы главного мафиози вычислить. Второй. Что, опять уравнение решать придется? Первый. А то, как же, придется! (Пишет на доске уравнение.) = х 4 Второй. А чё сделать-то надо? Первый. Как чё? Найти Х! Второй. Ага! Ща-ас! Ребята, помогите, а?! Угу! Это мы ми­гом... Это нам раз плюнуть... Да вот же он! (Указывает на Х.)

Ведущая. Царство Математики - древняя страна. Много за­нятных историй на её веку. Тише, тише! Слышите? Кто- то стучит... (Входит Ломоносов.) Ломоносов. Низкий поклон вам, люди добрые! Не скажете ли, куда это я попал? Я ведь в Москву иду. Учиться я страсть как хочу! Вот и от батьки потому убёг. Хочу множество наук узнать: грамоту, арифметику. Слыхал я еще про такую науку, что непонят­ным словом зовется - астрогномия. А еще мечта у меня есть: вот выучусь, открою школу, крестьянских детей учить стану. Учиться всем надобно, а то вот живем мы и не ведаем, как природа устрое­на, откуда свет и тепло берутся. (Ребята пытаются отгадать героя, если им не удастся, то...) Ломоносов. Да никак вы меня не признали? Михайло я, Ломоносов!) (Уходит.)

Ведущая. Конечно, Михаил Васильевич Ломоносов всем вам давно известен. Имя этого человека знают не только в нашей стра­не, но и за рубежом, и не удивительно, ведь ему принадлежат тру­ды не только по математике и химии, но и физике, астрономии и прочим наукам. Ребята! Сейчас Ясков Александр ознакомит вас с биографией М.В. Ломоносова.

Ведущая: Ребята, сейчас вам Харитонов Кирилл покажет фокусы по физике 1-й фокус. Зажигается свечка. Одному из ребят предлагается задуть се с по­мощью воронки, направив ее ось на пламя (свеча не задувается). Предлагается поднести воронку ближе, (Пламя наклоняется в сто­ рону воронки.) Затем фокусник просит помощника направить на пламя стенку воронки и снова дунуть. (Огонь гаснет.) Фокусник просит зрителей объяснить, в чем же дело. Ребята высказывают свои версии. Фокусник объясняет, что в первом случае свечка не погасла, потому что воздух растекался вдоль стенок воронки, создавая воз­душный вихрь и образовывая на оси обратный поток. Поэтому ко­гда воронку приблизили к свече, пламя наклонилось к воронке. Ес­ли же направить на огонь стенку воронки, воздух затушит пламя.

2-й фокус. Я могу вытащить монетку из воды, не замочив рук, а вы можете? (Ребята предлагают различные способы.) Один из них фокусник представляет их вниманию. Для этого он берет тарелку, наливает немного воды и кладет в нее монетку, Затем опускает в стакан горящую бумажку, переворачивает стакан дном вверх в тарелку, но не на монету. Вода втягивается в стакан, монетка высыхает, и берущий ее не за­ мачивает руки, (Ребята пытаются объяснить это явление.) Затем фокусник предлагает научное объяснение: при горении бумажки воздух в стакане нагревается и расширяется, лишний выходит из стакана. Когда огонь погаснет, воздух остывает и сжима­ ется, давление его в стакане резко уменьшается и вода под дейст­вием более высокого атмосферного давления втягивается в стакан.

 Ведущая. Ой, еще один гость! А это кто? (ВходитПифагор.) Пифагор. Как это кто? Неужели не узнаете? Жил я в Древ­ней Греции в VI веке до вашей эры, а в царстве Математики живу вечно. Вам еще предстоит узнать мою великую теорему, а приду­манную мной таблицу вы учили еще во 2 классе. Ведущая: Ребята, послушайте доклад Андреевой Ирины, ученицы 7 класса о Пифагоре. Пифагор. Ребята, вспомните хоть таблицу умножения. Скажите- ка, сколько будет 7x8, а 6x9, а 3x5, а 5x1? (Все отвечают 56, 54, 15, 5; одна де­вочка возражает: 5x1 =7.) Пифагор. Как же 7? Это не может быть! 5 будет! Девочка. А вот и нет, будет 7! Могу доказать, что 5 = 7. 5 = 7 Пусть даны два числа а и в, причем а больше чем в в 1,5 раза, то есть а =1,5в. Умножим обе части уравнения на 4 и получим: 4а = 6в

Представим левую часть в виде: 4а= 14а- 10а и правую: 6в = 21в- 15в Так как 4а = 6в, то 14а- 10а = 21в- 15в или 15в-10а = 21в-14а 5(3в – 2а) = 7(3в - 2а). Разделим обе части полученного уравнения на 3в - 2а. Получили, что 5 = 7. Найдите ошибку. (Если а = 1,5 в, то 3в = 2а, то есть 3в - 2а = 0, а на 0 делить нельзя.) Ведущая. Ой, что делается в нашем царстве! Просто слов не нахожу! А недавно что было?! Заглянула я в один класс и вижу...


Сценка «Два брата»

Ведущая. Жили-были два брата: Треугольник с Квадратом. Старший - квадратный, Добродушный, приятный. Младший - треугольный, Вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат:

 Квадрат. Почему ты злишься, брат? Ведущая. Тот кричит ему: Треугольник. Смотри, ты полней меня и шире. У меня углов лишь 3, у тебя же их 4. Квадрат. Брат, я же старший, я квадрат. Ведущая. И сказал еще нежней: Квадрат. Неизвестно, кто нужней! Ведущая. Но настала ночь, и к брату, Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато, Срезать старшему углы. (Срезает, уходя сказал): Треугольник. Приятных я тебе желаю снов. Ложился спать ты квадратом, А проснешься без углов. Ведущая. Но на утро младший брат Страшной мести был не рад. Поглядел он - нет квадрата, Онемел, стоял без слов. Вот так месть: теперь у брата Восемь новеньких углов.

 Ведущая. Ой, вы только посмотрите! Да это же сам великий магистр цифр и чисел, знаменитый волшебник Множини Деилини. Он как всегда с чудесными фокусами. 3-й фокус. Фокусник предлагает вниманию зрителей 2 карточки необычной формы и, держа их, как показано на рис. 5, спрашивает, равны ли фигуры. Ответ зрителей утвердительный. Рис.5 Рис. 6 Затем фокусник делает вид, что растягивает одну из карточек и, держа их, как показано на рис. 6, спрашивает, равны ли они теперь. Зрители видят, что одна из карточек больше. Фокусник складывает карточки вместе, убеждая зрителей, что они равны. (Разгадка кроется в форме. Секрет в оптическом обмане.)

Ведущая. На этом наше путешествие заканчивается. Спасибо всем за внимание.

На следующий день после проведения вечера участники проекта собираются для того, чтобы обменяться впечатлениями, обсудить какие материалы информационная группа отправит на сайт (наиболее удачные фотографии, заметки, интервью).