СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение методов технологии развития критического мышления на уроках математики. Часть 2

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжение материала о применении методов технологии развития критического мышления на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Применение методов технологии развития критического мышления на уроках математики. Часть 2»

Применение методов технологии развития критического мышления на уроках математики (из опыта работы)

Часть 2.

Уроки с использованием методов и приемов технологии критического мышления дают следующие образовательные результаты:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

  • умение решать проблемы;

  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

  • способность самостоятельно заниматься своим обучением;

  • способность брать на себя ответственность;

  • способность участвовать в совместном принятии решения;

  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения

  • с другими людьми;

  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

На уроках математики я применяю некоторые из методов технологии критического мышления и вижу хорошие результаты у своих учеников. В данной статье рассмотрим несколько из них. Раннее я описывала другие методы, их можно посмотреть в части 1.

Метод «График» применяю при комплексной рефлексии. Прием позволяет оценить степень практической значимости изучаемого материала и готовности учеников применять полученные знания на практике. В качестве направляющих прямых берутся две пересекающиеся: одна – «Знаю», вторая – «Могу (умею) применять/ Применяю». Каждый ученик сам определяет место своего нахождения и аргументирует ответ. На любом уроке, в конце, ученики рисуют график, чтобы определить, насколько они хорошо усвоили тему.

Метод «Вопрос к тексту». Перед изучением учебного текста я даю домашнее задание для учеников: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, три репродуктивных вопроса и три расширяющих или развивающих.

Например, урок геометрии по теме «Треугольник». Дома ребята просматривают материал учебника, дополнительный материал и составляют следующие вопросы для повторения:

1. Что такое треугольник?

2. Какие виды треугольников существуют?

3. Какие треугольники считаются остроугольными?

4. Существует ли треугольник с двумя тупыми углами?

5. Существует ли треугольник стремя равными сторонами?

6. Что общего между тупоугольным и прямоугольным треугольником?

7. Как возникла потребность в применении треугольника?

Можно предложить ученикам воспользоваться памяткой для составления вопросов

Памятка «Какими бывают вопросы».

1-й вид. Вопросы на повторение. Ответ на такой вопрос – это повторение уже известного. Такие вопросы используют при проверке домашнего задания или для того, чтобы акцентировать внимание.

2-й вид. Уточняющие вопросы. Эти вопросы позволяют уточнить известное или узнать конкретные данные об изучаемом материале: размер, вес, количество, температуру.

3-й вид. Исследовательские вопросы. Позволяют вскрыть суть изучаемого объекта, помогают делать обобщения, содержат в себе исследовательское начало.Такие вопросы ещё называют «сильными». С чего начать «сильный» вопрос? Примеры:Что общего…? Как работает…? Каким образом…? Как устроена…? А как сейчас…? Что будет, если…? Как поведет себя…? Какие еще…? А как раньше…?

Метод «Группировка» . Ряд слов, предметов, фигур, цифр я предлагаю ученикам разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Применяю в начале урока или в процессе его по мере необходимости. Например, урок геометрии по теме «Многоугольники». Ряд фигур предлагается ученикам разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основание для классификации – внешние признаки фигур, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.

При этом ученики учатся осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), то есть актуализировать понятие или суждение и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного и более объектов.

Метод «Займи позицию» хорошо применять при подготовке к экзамену. В задании 20 «Анализ геометрических высказываний» необходимо выбрать верные утверждения. С помощью этого метода школьники учатся аргументировать свою позицию, используя ПОПС-формулу (Позиция-Обоснование-Пример-Следствие). Например:

1) Если два угла од­но­го тре­уголь­ни­ка равны двум углам дру­го­го треугольника, то такие тре­уголь­ни­ки подобны.

2) Вер­ти­каль­ные углы равны.

3) Любая бис­сек­три­са рав­но­бед­рен­но­го тре­уголь­ни­ка яв­ля­ет­ся его медианой

4) Существует квадрат, который не является прямоугольником.

5) Если два угла треугольника равны, то равны и противолежащие им стороны.

6) Внутренние накрест лежащие углы, образованные двумя параллельны­ми прямыми и секущей, равны.

Учитель зачитывает утверждение, а ученики должны подойти к плакату со словами «Да/Согласен» или «Нет/Не согласен» и аргументировать свою позицию.

Метод «Заранее». В начале изучения блока по теме я сообщаю все задачи, которые необходимо выполнить, поделив их на обязательные и дополнительные, письменные и устные. Оговариваю сроки составления заданий и их объем, принципы оценивания. У школьников есть возможность выбора задач и темпа выполнения этих заданий. Обучающиеся учатся определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи, используя инструкцию:

1. Посмотрите перечень задач, которые перед вами ставит учитель во время изучения учебной темы.

2. Выберите обязательные и дополнительные задания, письменные или устные, которые будете выполнять.

3. Определите, какую оценку получите за правильное выполнение заданий.

4. Выполните задания и сдайте на проверку учителю.

Метод «Зигзаг» я использую для отработки определенных действий, которые нужно довести до автоматизма. Например, при изучении темы «Формулы сокращенного умножения» я разбиваю класс на группы для проработки каждой формулы каждой отдельной группой. Вначале каждый ученик работает со своей частью : прорабатывает информацию, составляет опорный конспект, берет из учебника примеры которые отражают данную формулу, двигаясь от простого к сложному. Затем ученики переходят из своей группы в другую. Школьники объединяются в новые –экспертные – группы. Поэтому в одной группе окажутся все те, кто получил формулу № 1, в другой – те, кто получил формулу № 2 и т.д. Начинается этап обсуждения. Школьники обмениваются работами, мнениями, выбирают лучший вариант для презентации своего материала применения формул сокращенного умножения. После этого ученики возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть. Каждый из учеников получает сведения по всему материалу. Завершаю «Зигзаг» общей работой класса. Каждую часть материала презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты «дополняют» коллегу.

Метод «Карта самоотчета» я использую при комплексной рефлексии. Ученикам требуется, оценивая свои действия, продолжить фразу «В ходе урока я…», определить вклад по каждому положению, обвести одну из трех оценок в таблице: да, нет, возможно. Школьники учатся самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами. Я предлагаю им пользоваться инструкцией:

1. Прочитайте утверждения в таблице: открыл для себя много нового; ждал своей очереди, чтобы высказаться; больше молчал и другие.

2. Оцените свои действия на уроке по каждому утверждению. Для этого выберите и поставьте галочку в графе с одной из трех оценок в таблице: да, нет, возможно.

3. Сдайте таблицу учителю



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!