СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение методов технологии развития критического мышления на уроках математики. Часть 1

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описывается применение методов технологии критического мышления на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Применение методов технологии развития критического мышления на уроках математики. Часть 1»

Применение методов технологии развития критического мышления на уроках математики (из опыта работы)

Часть 1.

Технология критического мышления соответствует всем параметрам инновационного обучения. Данная технология осознанно отказывается от традиционного подхода к процессу обучения. Вместо этого осуществляется личностно – ориентированное обучения, при котором каждый ученик вовлекается в процесс конструирования знании на основе равноправных партнерских отношений. Преподаватель становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Критически мыслящие ученики способны принимать многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеских ценности.

Таким образом, уроки с использованием методов и приемов этой технологии дают следующие образовательные результаты:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

  • умение решать проблемы;

  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

  • способность самостоятельно заниматься своим обучением;

  • способность брать на себя ответственность;

  • способность участвовать в совместном принятии решения;

  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения

  • с другими людьми;

  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

На уроках математики я применяю некоторые из методов технологии критического мышления и вижу хорошие результаты у своих учеников. В данной статье рассмотрим несколько из них.

Метод «Глухие» интеллект-карты. При объяснении новой темы мною прописываются все связи в интеллект – карте. Затем в конце урока или в начале следующего я раздаю ученикам распечатанные интеллект-карты с отсутствующими связями, понятиями, терминами. Их задача дополнить интеллект-карту.

Например, при изучении темы «Квадратные уравнения» на доске в процессе введения новой темы возникает следующая запись:


У школьников в раздатках могут быть разновариантные пропуски недостающих связей. При этом формируется умение на основании письменного текста составлять таблицы, схемы, графики

При изучении любых свойств с помощью «глухих» интеллект-карт я быстро собираю информацию на каком уровне ребята воспринимают информацию, поняли ее, и готовы ли использовать ее на практике.

Метод «Check-list (чек-лист)». Чек-лист (контрольный список) – перечень контрольных вопросов/заданий/критериев, с помощью которых становится понятной последовательность действий для выполнения какой-либо задачи. Чтобы создать чек-лист, необходимо соблюдать правила:

1. Один пункт — одна операция.

2. Пункты формулируйте в утвердительной форме.

3. Оптимальное количество пунктов — до 20.

Я использую данный метод при составлении какого-либо алгоритма. Иногда, в зависимости от уровня класса, даю в качестве домашнего задания составление чек-листов. На примере чек-лист ученицы 8 класса по теме «Квадратные уравнения»

Чтобы ребята смогли самостоятельно оформить чек-лист, я предлагаю придерживаться определенных требований к нему:

1. Составлять точные, простые и краткие формулировки. Избегать абстрактных слов.

2. Указывать только важные действия, которые может пропустить даже профессионал.

3. Соблюдать требования к объему текста: чек-лист должен занимать не больше одной страницы.

4. Концентрировать внимание человека, который выполняет действия по чек- листу. Для этого выделять текст только с помощью прописных и строчных букв. Не использовать много цветов –достаточно двух

Школьники могут при этом использовать электронные ресурсы https://365done.ru/ , https://www.canva.com/ и другие.

Метод «Автор» мною применяется когда материал не сложный и ребята могут разобрать его самостоятельно. Я предлагаю ученикам разработать в группе собственный вариант объяснения новой темы, как если бы они являлись авторами учебника или учителями в школе. Школьники учатся подбирать и группировать материал по определенной теме из учебника, рабочих тетрадей, дидактических материалов, интернет – ресурсов. Тему я выбираю в зависимости от уровня класса и их подготовки.

Чаще всего я применяю такие уроки при подготовке к экзамену, где каждая группа выбирает одно из заданий, представленных в КИМах, предлагая другим обучающимся объяснение и тренировочные упражнения по данной теме. В помощь я даю им инструкцию:

1. Сформулируйте тему вашего объяснения.

2. Составьте краткий план будущего объяснения.

3. Составьте развернутый план.

4. Выделите ключевые слова и понятия, о которых обязательно нужно сказать.

5. Визуализируйте развернутый план своего объяснения с помощью интеллект-карты.

6. Придумайте, какие интерактивы можно предложить ученикам.

Метод «Ассоциативные схемы».

Виды ассоциативных схем для уроков:

1. Дерево – структурирование сведений, в результате которого отображается иерархия набора данных, где элементы являются родительскими или дочерними (корни, ветви, плоды). Приемы: древо ожиданий, древо целей, древо решений, древо оценки; Интеллект-карта (диаграмма связей, карта мыслей (англ. Mind map) или ассоциативная карта) — способ изображения процесса системного мышления с помощью схем.

2. Граф, денотатный граф (от лат. denoto – «обозначающий» и греч. grapho – пишу) –способ выделения из текста существенных признаков понятия.

3. Фрейм (англ. frame – «рамка») – способ представления знаний в виде схемы действий в реальной ситуации. Удачно использовать на этапе подведения итогов урока и на стадии рефлексии, когда необходимо сформулировать новую информацию, полученную на уроке, из минимально возможного количества слов.

4. Кластер – это графический прием систематизации материала. В центре рисуется овал, в котором записывается тема урока, вокруг располагаются крупные смысловые единицы, определяющие суть главного слова.

Я применяю данный метод при изучении нового материала. Чаще на уроке геометрии, где необходимо поработать с текстом учебника, с понятиями. Ученикам надо прочитать текст, чтобы извлечь полную информацию по ветвям интеллект – карты. Ученики делятся на три группы, выбирают лидера группы. Каждая группа получает свою ветвь для работы, работает с текстом, извлекая информацию, записывая ключевые слова, соответствующие своей ветви. Оформляют свою ветвь интеллект – карты на ватмане. Предлагаю на листе бумаги прописать основные моменты определенной темы в форме дерева.

План работы:

1. Начинайте схему в центре листа с главного элемента, лучше всего символа, от которого ответвляются другие элементы.

2. Записывайте только одно слово или символ для обозначения одного пункта, который хотите запомнить, одну главную тему для каждой ветви.

3. На одной ветке разместите лучиками родственные пункты.

4. Для похожих тем берите карандаши или маркеры одного цвета.

5. Рисуйте столько рисунков и символов, сколько сможете.

6. Когда закончите рисовать ветку с ответвлениями, обведите ее цветной линией.

Очень удобно применять данные виды схем в нашей школе, многие учителя широко ими пользуются, а ребята легко справляются с заданием.

Метод «Блиц-опрос по цепочке» я применяю при проверке домашнего задания или на обобщающем уроке. Первый ученик задает короткий вопрос второму, второй – третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ – несколько секунд. При этом обучающиеся учатся взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планировать совместные действия, обсуждать процесс и результаты деятельности, интервью, дискуссии и полемики.

Метод «Вместительная корзина». Прием нужен перед проведением тематического контроля, поскольку выполняет роль разминки. Я рисую корзину, на которой предлагаю написать термины по изученной теме. Главное, чтобы корзина была вся заполнена. Через какое-то время я останавливаю игру и прошу одного из учеников зачитать слова. Ученики зачеркивают названия, которые повторяются в записях. Побеждает тот, у кого больше других окажется записано терминов без повторов, то есть у кого более вместительная корзина. Таким образом я определяю готовность класса к тематическому контролю по определенному блоку. Можно использовать как на алгебре, так и на геометрии, в зависимости от количества терминов, используемых при изучении темы.

Метод «Вопросник» нужен для осмысления и формулировки собственных мотивов учения, интересов и настроения обучающихся. Мною разрабатывается мини-анкета. Ребята заполняют ее в начале урока чтобы сформулировать, что они ждут от урока. Такой вопросник я обычно даю перед большим блоком, чтобы в дальнейшем на уроках использовать пожелания обучающихся. Вопросы могут быть примерно такими:

Чем интересная тема, с которой мы сейчас познакомимся?

Чем бы ты хотел заняться на уроках, посвященным данной теме?

Какие эмоции у тебя вызывает тема урока и почему?

Как ты считаешь, где практически ты сможешь применить сведения, которые узнаешь на уроках?

Какие знания в качестве опорных тебе пригодятся при изучении новой темы?

Продолжение в Части 2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!